Александр Якоб, возглавлявший администрацию Екатеринбурга с 2010 г., ушел в отставку. У него истек контракт, и оставаться на посту сити-менеджера он не стал. Последние пять лет Александр Якоб полностью взял на себя функции управленца-хозяйственника (а избранный на всенародных выборах мэр Евгений Ройзман выполнял представительские функции). 66.RU вспомнил, за что отвечал все эти годы сити-менеджер, что он сумел сделать, а на что у него так и не хватило потенции.
Этот провал Александр Якоб публично признал на заседании гордумы Екатеринбурга, где отчитался о своей деятельности за 2017 г. Транспортная реформа должна была стартовать 1 июля 2017 г., но ее перенесли на 2019 г. (и не факт, что реализуют).
— Если бы задали вопрос, что вам не удалось сделать за 5 лет, я бы сказал, что не удалось сделать транспортную реформу. Мне кажется, что мы не смогли найти нужные слова и объяснить части населения города, которые вели себя активно, для чего это нужно сделать.
В 2013 г., после того как открыли Чкаловскую станцию, глава администрации Александр Якоб утвердил постановление, согласно которому в Екатеринбурге к 2017–2018 г. построят четыре новые станции метро. В ноябре 2016 г. стало понятно, что это нереально, и мэрия пообещала хотя бы начать проектировать вторую ветку. Одно время шла речь о том, чтобы построить станцию «Татищевскую» возле Центрального стадиона к ЧМ-2018, но в итоге пришлось отказаться и от этой затеи.
Каждый год глава администрации Александр Якоб обещал, что ремонт дорог закончится к 1 октября, и каждый год ровно на две недели этот срок переносился.
Настроить новых трамвайных линий мэрия Екатеринбурга обещает уже 15 лет. В стратегическом плане, составленном в 2003 г., до 2015 г. значилось строительство шести новых веток. По факту удалось реализовать всего одну — от станции метро «Ботаническая» по Фучика до Керамики. Еще одно так и не выполненное обещание — трамвайная ветка в Академический, о необходимости которой говорили с самого начала строительства района — 11 лет назад. В 2014 году Транспортный совет наконец утвердил схему будущей трамвайной линии. За последующие четыре года ничего не изменилось.
Их администрация Екатеринбурга во главе с Александром Якобом обещает уже семь лет - с 2011 года. В октябре 2013 г. Александр Якоб пообещал, что областной центр закупит «необходимое количество трамваев» к чемпионату мира по футболу 2018 г., но выяснилось, что денег у муниципалитета нет.
О переносе южного автовокзала на Ботанику администрация Екатеринбурга мечтает как минимум с 2001 г., когда мэрия начинала писать стратегический план до 2015 г. Но при Александре Якобе эта затея так и не была реализована. При том, что городские власти должны были выделить землю до 1 января 2013 г. и вопрос вроде как был улажен. В 2016 г. градостроительный совет одобрил проект транспортно-пересадочного узла, но до сих пор автовокзал на Ботанику так и не перенесли.
Планы по строительству в Екатеринбурге филиала Эрмитажа впервые были озвучены в 2013 г. В 2014 г. было подписано соглашение о создании «Эрмитаж-Урал». Его собирались открыть в 2017 г., но не нашлось денег. Сроки появления музея перенесли на 2018 г., но в администрации города заявили, что возник ряд вопросов землепользования в ареале строительства центра. В апреле 2018 г. стало понятно, что строительство филиала Эрмитажа отложат еще на два года. На этот раз проблемы возникли из-за бумажной волокиты.
С этой проблемой первый сити-менеджер, как и его предшественники, не смог справиться. Каждый год во время ливней и снегопадов Екатеринбург превращается в большую лужу. Хотя Александр Якоб регулярно раздавал указания подготовить ливневку к непогоде. В мэрии, кстати, считают, что все в норме, ведь ливневку чистят. Но на самом деле это почти бесполезное занятие.
Так и не стала платной при Александре Якобе. Платное парковочное пространство организовали в уральской столице в мае 2014 г. Однако горадминистрация так и не смогла окупить проект: более 60% екатеринбуржцев за парковку не платят, а сами паркоматы регулярно выходят из строя.
Так и осталась на улицах Екатеринбурга. Горадминистрация во главе с Александром Якобом не сумела заставить коммерсантов очистить город и исторические памятники от плакатов и растяжек. Хотя сити-менеджер лично обещал 66.RU, что будет бороться с незаконной рекламой в рамках правового поля.
Еще одна не решенная сити-менеджером проблема. Александр Якоб долгие годы обещал очистить Екатеринбург от незаконных киосков. Но ларьки всегда возвращались на место, несмотря на все запреты.
До 2015 г. мэрия обещала построить 4 подземных перехода, но об этом забыла: на Малышева — 8 Марта, Ленина — Гагарина, Ленина — Карла Либкнехта, Малышева — Луначарского. Но главное, горадминистрация отказалась от подземного перехода на Ленина — Московской, который обещала екатеринбуржцам. Александр Якоб объяснил, почему не стал выполнять обещание: вот четыре причины.
Еще в 2011 г. Александр Якоб обещал в максимально короткие сроки построить Дворец водных видов спорта в районе улиц Щорса и Отто Шмидта. Проект даже прошел госэкспертизу, но навсегда остался только на бумаге.
Александр Якоб выполнил обещание: трамваи все-таки пустили по улице Татищева. Правда, на полгода позже, чем планировалось. Некоторые жители новую ветку раскритиковали, но, судя по тому, как активно пользуются этим направлением горожане, затея горадминистрации удалась.
Один из реализованных планов горадминистрации — построить новую транспортную развязку к ЧМ-2018. Идея соединить улицу Ленина и Татищева была заложена в генплан Свердловска еще в 1972 г., мэрия несколько раз поднимала вопрос о воплощении проекта в жизнь, но не было денег. При Александре Якобе это удалось. Кроме того, Пестеревский переулок соединили с ВИЗ-бульваром.
В начале 2016 г. глава администрации Александр Якоб утвердил список дорог, которые нужно отремонтировать к ЧМ-2018. И эта затея удалась, хотя город был перекопан в течение двух лет и горадминистрацию проклинал весь Екатеринбург.
Несмотря на то, что транспортная реформа провалилась, горадминистрация во главе с Александром Якобом все-таки выполнила обещание и привезла в город зеленые низкопольные автобусы. В рамках подготовки к ЧМ-2018 было закуплено 169 новых машин. В обозримом будущем «позеленеть» должен весь колесный общественный транспорт.
Это довольно спорный пункт, но мы не могли его не упомянуть. И все-таки при Александре Якобе город начали чистить лучше. По указанию главы администрации уборка снега в Екатеринбурге теперь ведется в круглосуточном режиме. И снегопады наконец-то перестали быть для мэрии неожиданностью: технику начали готовить заранее. Да, в зимний период сайт горадминистрации заполнен позитивными отчетами об уборке, а жители Екатеринбурга все равно недовольны качеством. Но вспомните, что было еще 10 лет назад и как убирались улицы. По воспоминаниям редакции — значительно хуже.