Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Эволюция города: куда катится екатеринбургский трамвай

29 ноября 2017, 14:25
Эволюция города: куда катится екатеринбургский трамвай
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
Администрация города признала трамвай самым приоритетным видом общественного транспорта: везет много, денег на эксплуатацию тратит мало, воздух не загрязняет. Однако, трамвайные проекты, задуманные лет пять-десять назад, буксуют. Больше шансов на успех у проектов, представленных общественности совсем недавно.

Еще в 2010 году трамвайное движение стало для Екатеринбурга приоритетным в плане развития общественного транспорта. Тогда анонсировали несколько проектов:

• новую ветку на Ботанику по ул. Фучика;
• наконец-то соединить уралмашевские трамвайные маршруты, пролегающие вдоль ул. Машиностроителей, на пл. Первой пятилетки;
• перенести трамвайные рельсы с переполненной транспортными потоками улицы 8 Марта на менее загруженную улицу Серова;
• запустить трамвай в Академический.

Через семь лет из всех этих проектов реализован один — в ноябре 2012 года запустили трамвайное движение по ул. Фучика.

Самый долгожданный трамвай всё еще в проекте

О запуске трамвая в Академический говорили с момента начала строительства этого жилого массива — в 2017 году планы отмечают 10-летний юбилей. Но трамвай в Академ так и не ходит. Более того, никаких активных работ в этом направлении нет. Всё, как всегда, упирается в деньги: на строительство путей нужен как минимум миллиард рублей, еще столько же — на закупку подвижного состава. Найти эти средства не так просто. В итоге заканчивается 2017-й, а проект трамвайной ветки только лишь прошел общественные слушания.

В Академическом трамвай очень ждут: для жителей района, каждый день стоящих в пробках, еще один вид общественного транспорта существенно облегчит жизнь: вагоны должны пойти по обособленным путям — автотранспорт мешать движению не будет.

Тем более что за прошедшие 10 лет активно начал развиваться еще один район города, соседствующий с Академическим, — Широкая Речка. Из общественного транспорта здесь пока только автобусы. Соединить этот микрорайон с Академическим трамваем — вполне логично. В планах это уже есть: девелоперы микрорайона совместно с муниципальными властями решают, как пойдет ветка.

Дело за малым: все-таки проложить эти 5,2 км трамвайных рельсов до Академического, а затем — еще полтора километра до Широкой Речки.

Мундиаль помог городу заполучить новый маршрут. Но вагоны по нему так и не пошли

Пока трамвайное движение в Академический буксует, мэрия построила новую ветку — 2,5 км инновационных бесшумных рельсов проложили по ул. Татищева.

Своим появлением эта ветка обязана ЧМ-2018: большая часть строительных работ финансировалась из федерального бюджета.

Пути на Татищева уложили буквально за несколько месяцев 2017 года. В сентябре они прошли обкатку, но вагоны по новой ветке до сих пор не пошли. Открытие движения несколько раз переносили. В качестве причины называли в том числе нехватку энергомощностей. В ЕЭСК утверждают, что энергетики свою работу выполнили.

Дарья Ширшова, пресс-секретарь ЕЭСК:

— 13 октября этого года Управление капитального строительства города обратилось в АО «ЕЭСК» с заявкой на рассмотрение проектной документации, согласно которой ЕТТУ планирует замену оборудования в своей тяговой подстанции, которая запитана от сетей ЕЭСК. 19 октября в АО «ЕЭСК» подготовили положительный ответ заявителю, в котором сказано, что ЕЭСК не возражает против замены силовых трансформаторов в тяговой подстанции ЕТТУ, без увеличения мощности.

Далее проект отправился в Ростехнадзор, и там трамвай снова забуксовал: специалисты ведомства обнаружили ошибки в проекте, в ближайшие время они с замечаниями вернут документ в ТТУ. На внесение необходимых поправок и повторное согласование проекта (сначала в Управлении капитального строительства, потом в ЕЭСК, затем снова в Ростехнадзоре) потребуется не меньше месяца — аккурат к Новому году. Вот и получается, что раньше 2018 года ждать открытия движения не стоит. Все это время вагоны по Татищева будут ходить лишь по ночам и без пассажиров — линия не должна простаивать.

Первый междугородный трамвай обещают запустить в 2019 году

Трамвай признали приоритетным не только для сообщения внутри Екатеринбурга. Именно этот вид общественного транспорта назвали самым перспективным для связи областного центра с такими городами-спутниками, как Верхняя Пышма и Первоуральск.

Если в случае с Первоуральском перспективы трамвая пока весьма туманны, то насчет Верхней Пышмы все довольно оптимистично: заказчиком проекта выступает УГМК. Металлурги готовы задействовать все ресурсы, чтобы ветка между Эльмашем и Верхней Пышмой не повторила судьбы трамвая в Академическом.

Весной 2015 года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и гендиректор УГМК Андрей Козицын подписали соглашение, согласно которому часть налоговых отчислений промышленного гиганта в бюджет области пойдет на реализацию целевых проектов. Трамвай — один из них.

Этим летом проект прошел госэкспертизу. Ветка будет проложена от существующей конечной остановки трамвая «Фрезеровщиков», по улице Шефской, через жилой район «Северная корона» (его УГМК-холдинг планирует построить на месте бывшего тепличного хозяйства), по новым улицам Меридиональной 1-й, Ново-Садовой, Меридиональной 2-й, мимо Калиновского парка (там будет дополнительное разворотное кольцо), а затем выйдет на проспект Космонавтов и дойдет до ЕКАД.

Строительство начнется в 2018 г., а первые вагоны пойдут уже в 2019 г.

Самый новый план на трамвай: вагоны пойдут в Солнечный

На прошедшей в июле 2017 года международной выставке «Иннопром» городские власти в очередной раз подчеркнули важность трамвая для Екатеринбурга. Администрация презентовала стратегию развития города до 2023 года, которая в итоге ляжет в основу Генплана. Один из ключевых пунктов — развитие общественного транпорта. Документ официально подтверждает, что именно этот способ передвижения людей из одной точки города в другую станет приоритетным. Причем из наземных видов основной упор делается на трамвай — как самый экологичный и дольше всех служащий вид транспорта.

Андрей Корюков, заместитель главы администрации Екатеринбурга:

— Новые трамваи дешевле, по эффективности не уступают метрополитену, при этом затраты на их строительство в десятки раз меньше.

На «Иннопроме» представили и самый новый трамвайный проект — строительство ветки от микрорайона Солнечный до существующего трамвайного кольца на Керамике. Соответствующее соглашение подписали первый заместитель генерального директора «Форум-Групп» (девелопер микрорайона «Солнечный») Сергей Мямин и исполняющий обязанности главы администрации Екатеринбурга Алексей Кожемяко.

Для реализации проекта заинтересованные стороны создали рабочую группу.

Константин Щербаков, директор проекта «Солнечный»:

— Мы очень плотно работаем по проекту. Заседания группы проходят практически каждую неделю: обсуждаем, где именно пройдет линия и какие трамваи по ней пустить. Возможно, здесь будут использоваться трамваи «на батарейках» — аккумуляторах, которые позволяют вагону несколько километров двигаться без соединения с контактной сетью.

Трамваи на автономном ходу (при соединении с контактной сетью они заряжаются, если сети нет — используют аккумуляторы) — для Екатеринбурга отнюдь не новинка. Опытный образец такого вагона производства «Уралтрансмаш» проходил испытания на улицах города еще в 2011 году — собственно видео в начале этой публикации как раз посвящено испытанию этого трамвая. В других странах подобные агрегаты активно используются уже добрый десяток лет.

По словам чиновников, трамваи с автономным ходом позволяют удешевить строительство.

Андрей Корюков:

— Значительная часть стоимости трамвайной линии — это провода и силовое подстанционное устройство. Если мы это не будем строить, то эффективность ветки возрастет.

Трамвайную ветку в Солнечном будут строить в несколько этапов. На первом планируется соединить действующую станцию Керамик (сейчас она конечная) с новым жилым массивом. Расстояние небольшое — около 3 км. Это чуть больше недавно построенной линии на Татищева и вдвое меньше все еще проектируемой ветки в Академический. Предполагается, что курсировать здесь будут вагоны 34 маршрута — линию просто продлят.

Как именно пойдет трамвайная линия до Солнечного, сейчас обсуждается. По словам представителя «Форум-Групп», вариантов трассировок несколько.

Константин Щербаков:

— Есть три маршрута, по которым могут пойти трамваи. Сейчас мы ищем оптимальный — как с технической, так и с материальной точки зрения — вариант.

Главная цель новой трамвайной линии — обеспечить доставку пассажиров Солнечного до метро «Ботаническая» и обратно. «У нас нет цели развезти жителей микрорайона по всему городу. Главное — дать им возможность быстро добраться до траспортного узла, откуда уже можно быстро добраться до нужных точек. «Ботаническая» — как раз такой узел», — комментирует Константин Щербаков.

По планам девелопера, на проектирование, экпертизу, строительство линии уйдет около 4-5 лет. К этому времени население Солнечного вырастет до 10 тыс. человек (сейчас — около 2 тыс. человек).

Константин Щербаков:

— Микрорайон еще полностью не застроен, но мы сразу подумали о том, как будут ездить люди. Поэтому озаботились строительством трамвайной линии уже сейчас. Одна из наших задач — сделать так, чтобы люди предпочли общественный транспорт личному. Ни в одном городе ни одной страны мира уличная сеть не поспевает за количеством личных авто: машин всегда больше, чем может вместить в себя проезжая часть. Отсюда пробки. Но если правильно организовать ОТ, люди сами пересядут на трамваи и автобусы, а личным автомобилем будут пользоваться в каких-то исключительных случаях.

Новая ветка, по мнению разработчиков проекта, вполне отвечает этой задаче. Уже существующие трамвайные пути на Керамике и Вторчермете на 90% обособлены от проезжей части, соответственно заторы, возникающие на дороге, предназначенной для автотранспорта, на скорость передвижения трамваев практически не влияют. Рельсы, которые соединят Солнечный с Керамикой, также будут обособленными. «В итоге добраться до метро можно будет за 20-25 минут», — подсчитали разработчики.

Следующий шаг — обеспечить оптимальный интервал движения составов. «Человек, выходя из дома, должен быть уверен, что ему не придется полчаса торчать на остановке, чтобы дождаться нужного маршрута. Мы закладываем интервал между трамваями в 5-7 минут», — поделились информацией в «Форум-Групп».

Эволюция города: куда катится екатеринбургский трамвай
Фото: ekburg.ru

Трамваи «на батарейках» — один из способов соблюдать нужный интервал: им не страшны обрывы на линии и внезапные перебои с энергоснабжением. Муниципалитет вообще делает ставку на ОТ с возможностью автономного хода: недавно в город прибыл на испытания троллейбус, который также имеет возможность двигаться на аккумуляторах.

Какие именно вагоны в итоге выберут для нового маршрута, станет ясно после согласования всего проекта.

Алексей Кожемяко, первый заместитель главы администрации Екатеринбурга:

— В настоящее время возможные технические решения и варианты прокладки трамвайной линии в микрорайон Солнечный находятся в стадии прорабтки и обсуждения. До принятия решения предоставить ответы на поставленные впоросы не представляется возможным.

Впрочем, и муницальные власти, и девелопер Солнечного уверены, что эту трамвайную линию ждет гораздо более оптимистичная судьба, чем ветку на Академический и даже на Татищева — ее построят и запустят в срок, к 2022 году.

Вообще у недавно заявленных проектов — трамвай в Верхнюю Пышму и Солнечный — перспективы намного определеннее, чем у проектов пяти-семилетней давности.

Скажем, приоритетный для 2010 года проект по соединению двух конечных станции на Уралмаше — «Машиностроителей» и «Площадь Первой пятилетки», до сих пор не начат. Здесь надо проложить всего-то 600 метров путей. В ноябре 2016 года (ноябрь — просто знаковый месяц для екатеринбургского трамвая!) глава администрации города Александр Якоб объявил о его реанимации. Однако точных сроков окончания не назвал. И до сих пор работы на этом участке не начались.

Такие простои можно объяснить низкой заинтересованностью в реализации проектов: девелопера, развивающего эту территорию, по сути нет, о создании перемычки пекутся только муниципальные власти. В случае с УГМК и «Форум-Групп» заинтересованность налицо.