Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Трамваи и троллейбусы Екатеринбурга отдают частным инвесторам. Что это означает?

21 апреля 2017, 15:00
Трамваи и троллейбусы Екатеринбурга отдают частным инвесторам. Что это означает?
Фото: архив 66.ru
Трамвайно-троллейбусное управление Екатеринбурга может просто не дожить до реформы, которую отложили на два года. Альтернативой ей могла бы стать передача в частные руки. Есть и желающие, готовые обновлять парк и строить новые ветки, пока только никак не удается договориться с администрациями. Хотя, кажется, в мэрии уже дозрели до такого решения, потому что бесконечно вкладывать миллионы в убыточное предприятие невозможно.

Как стало известно 66.RU, администрация Екатеринбурга ведет переговоры с частными компаниями о спасении несколько раз оказывавшегося на грани банкротства Трамвайно-троллейбусного управления. Пока официально никаких договоров не подписано и план не озвучен, но информация уже начала просачиваться в эфир. Как заявил 66.RU глава комитета по транспорту Игорь Федотов, рассматривается вариант концессии. Однако более подробно распространяться на эту тему он отказался, сославшись на то, что мэрия пока не может договориться по условиям, но работа в этом направлении ведется.

Что такое концессия и чем она обернется для ТТУ

Концессия — это вид договора, не предусмотренный Гражданским кодексом, о создании или реконструкции за счет средств инвестора объекта, инвестор получает возможность эксплуатировать его на возмездной основе, собирая доход в свою пользу. Это одна из форм государственно-частного партнерства. Если переводить с языка определений на обычный, то частный инвестор за свой счет решает проблему обновления трамвайного парка для ТТУ, но по сути становится владельцем этого предприятия.

Трамвайно-троллейбусное управление неоднократно оказывалось на грани банкротства. В силу того, что общественный транспорт — направление социальное, единственный способ спасения — вливание бюджетных денег. Но бюджет Екатеринбурга ограничен и не может покрыть все расходы муниципального транспорта. Получается замкнутый круг. Впрочем, убыточность ТТУ — это обычное явление для многих городов России. Поэтому все чаще чиновники идут на переговоры о концессии с производителями транспорта.

Например, в апреле в Твери производитель трамваев ПК «Транспортные системы» заявил о готовности взять в концессию всю трамвайную сеть города. Компания обещает вложить в развитие тверского трамвая до 2027 г. до 6 млрд руб.

В марте в мэрию Новосибирска от ПК «Транспортные системы» поступило письмо с предложением создать рабочую группу по проработке возможного концессионного соглашения по реконструкции трамвайной ветки и строительству новой.

Разговоры о передаче трамваев в частные руки ведутся также в Ульяновске. В Ленинградской области власти обсуждают с ПАО «Группа ЛСР» возможность строительства линии легкорельсового трамвая из Петербурга во Всеволожск.

Кто может спасти ТТУ от краха

О концессии в связи со строительством трамвайной ветки в Екатеринбурге в последний раз заявлял генеральный директор «РГС-Академическое» Виктор Киселев. О готовности участвовать в концессии по строительству высокоскоростного трамвая девелопер рассказал в августе 2016 г., после того как стало известно, что «РСГ-Академическое» получит 31 га неразграниченной земли под строительство третьей и четвертой очередей микрорайона.

Как рассказал 66.RU Игорь Федотов, концессионеры обращаются с предложениями не только о постройке новых участков трамвайных путей, но и о замене подвижного состава.

Интересно, что на последнем заседании Екатеринбургской городской думы была названа частная компания, которая готова построить трамвайную ветку от Ботаники до Академического. «Уралтрансмаш» предложил инвестпроект, однако на транспортный совет с ним еще не выходил. Судя по комментарию замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам землепользования Алексея Белышева, принципиальных возражений по этому поводу в мэрии нет.

«Уралтрансмаш» регулярно отдает администрации Екатеринбурга трамваи на тестирование. Напомним, впервые город заинтересовался продукцией завода в октябре 2011 г. Изначально предполагалось, что вагон передадут городу на испытания в декабре 2011 г., но процесс затянулся, и трамвай начали обкатывать только в августе 2012 г., в Западном депо. После чего его отправили заводу на доработку. Потом трамвай несколько раз появлялся на улицах города — то для короткого тестирования с пассажирами, которые из-за этого опоздали на работу, то для того, чтобы прокатить чиновников.

В сентябре 2015 г. в правительстве Свердловской области объявили, что купят для нужд Екатеринбурга у «Уралтрансмаша» десять новых трамваев. Правда, лишь после тестирования. В ноябре 2015 г. по маршруту №18 «ВИЗ — Шарташ» запустили новый вагон производства «Уралтрансмаша», но от затеи с покупкой в скором времени отказались. Причем особых нареканий не возникло — как всегда, подвело отсутствие денег. В итоге трамваи отправились в Самару.


Весной 2016 г. стало известно, что к чемпионату мира по футболу Екатеринбург получит 60 модернизированных трамваев «Татра-Т3». Видоизменять привычные горожанам вагоны специалисты «Уралтрансмаша» договорились совместно с чешской компанией «Прагоимекс». И даже вроде было подписано соглашение, но дальше этого дело, судя по всему, не сдвинулось. Во всяком случае на многочисленные запросы 66.RU о судьбе этого проекта на заводе так и не ответили.


Возможно, переговоры о концессии ведутся именно с «Уралтрансмашем», но руководство предприятия пока хранит молчание. Завод может дать городу трамваи (в любом случае предприятию нужно реализовывать свою продукцию), обновив старый парк, но взамен получить контроль над ТТУ.

Если Трамвайно-троллейбусное управление передадут в частные руки, может встать вопрос о повышении тарифов. Вряд ли частная компания будет работать себе в убыток. В свое время именно из-за возможного роста тарифов горадминистрация выступала против передачи в частные руки ЕМУП «Водоканал». Однако стоимость проезда в Екатеринбурге в любом случае решается через Региональную энергетическую комиссию. Но если частный инвестор представит четкий план, обозначив все свои затраты, то он может и добиться повышения тарифов.

На чем Екатеринбург ездит сейчас

А вот так выглядят и функционируют те трамваи, на которых жители Екатеринбурга ездят сейчас:


30-летний трамвай в ТТУ считается «еще свеженьким». А возраст самого старого вагона журналистам не называют — якобы верхнего порога пока не существует. Официальный срок службы одного вагона (18 лет) здесь вынуждены продлевать больше чем в два раза.

Концессия как альтернатива транспортной реформы

Возможно, концессия — это альтернативный вариант транспортной реформы, которую собирались проводить в 2017 г., но отложили на пару лет. В мэрии признают, что внедрение новой схемы назрело давно, так как существующая маршрутная сеть имеет многочисленные недостатки, однако пришлось учитывать мнение горожан, которые были недовольны такими кардинальными изменениями. При этом авторы новой схемы из фонда «Город.PRO» уверены, что перенос изменений несет риск полной отмены реформы, а общественный транспорт Екатеринбурга может до нее просто не дожить.

Судя по тому, в каком печальном состоянии находится Трамвайно-троллейбусное управление Екатеринбурга, что-то менять нужно уже сейчас. Пока ТТУ держится на плаву только благодаря бесконечным финансовым вливаниям из бюджета. В январе дошло до того, что энергетики пригрозили полностью обесточить все трамваи и троллейбусы в Екатеринбурге из-за долга в 50 млн руб.

Впрочем, в последний момент отозвали заявку на отключение электротранспорта на Уралмаше. А ТТУ частично рассчиталось с долгами.

Наряду с долгами перед энергетиками у Трамвайно-троллейбусного управления есть проблемы и с оплатой труда: водители и кондукторы работают за копейки, лишаясь премий и надбавок. Отчаявшиеся работники муниципальных транспортных предприятий Екатеринбурга даже вышли на митинг, но ответной реакции от горадминистрации так и не дождались.

Фото: архив 66.ru