В среду, 7 ноября, мэрия Екатеринбурга в третий раз разместила госзаказ на реконструкцию здания на Вайнера, 11 под культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал» за 217,2 млн руб. В сентябре и октябре торги не состоялись из-за отсутствия заявок. Подрядчик должен завершить работы к 30 апреля 2020 года. Этот контракт — второй этап реконструкции «Эрмитаж-Урал».
Желающих выполнить престижный для города и региона госзаказ не нашлось, несмотря на сложную для застройщиков экономическую ситуацию. В частности, Центробанк обновил реестр компаний, предлагающих страхование ответственности застройщика. Мегарегулятор отозвал лицензию у «Проминстрах», что фактически парализовало сотни участников рынка по стране и остановило продажи застройщиков в регионе. Кроме того, сохраняется тенденция на низкий спрос по коммерческим площадям.
В сложившейся ситуации девелоперам целесообразно направить силы и средства на госзаказы. Так, например, сделала корпорация «Атомстройкомплекс». Портфель «социальных» госконтрактов компании вырос до 2,77 млрд руб., но «Эрмитаж-Урал» этот застройщик возводить тоже не хочет.
Оперативно получить комментарий о причинах отказала «Атомстройкомплекса» от подряда не удалось.
Гендиректор Aleka Group Александр Матофаев предполагает несколько возможных причин, почему строительные компании не заинтересованы в этом контракте.
Первая причина — экономическая нецелесообразность проекта.
Во-первых, на подобного рода проекты требуется дополнительное финансирование, возможно, кредитование.
Во-вторых, генподрядчик по этому виду работ несет большую персональную юридическую ответственность — у него могут возникнуть проблемы с прокуратурой, судами. Возможно, строители не готовы взять на себя такие риски за предложенную муниципалитетом цену.
Чтобы подрядчик был заинтересован в выполнении контракта, его выручка должна составлять не менее 30% от суммы закупки.
Вторая причина — узкие специализации некоторых видов работ, необходимых для выполнения заказа. Например, разрешение на проведение археологических раскопок.
Третья причина — недостаточно точно разработанная документация. Когда формируется смета, заказчик должен получить понимание, кто его потенциальный подрядчик. Для этого иногда у компаний запрашивают информацию.
Александр Матофаев:
— Это нормальный рыночный механизм. Но я не знаю, проводилась ли такая работа в этой закупке, формировал ли заказчик потенциальный пул подрядчиков.
Отметим, что подряд на первый этап реконструкции «Эрмитаж-Урал» тоже был расторгован не сразу. Этот этап подразумевает трансформацию корпуса на Вайнера,16 под фондохранилище за 290,2 млн руб. На первый аукцион никто не заявился. На вторых торгах — в начале июля — победила СК «Гранд-Строй».
Строительная компания «Гранд-Строй» в прошлом году повысила выручку (1,7 млрд руб.) и баланс (729,8 млн руб.) на 41% и 46% соответственно и получила прибыль — 24,7 млн руб. Более 99% госзаказов СК «Гранд-Строй» за 2017–2018 годы — муниципальные. Их сумма — 591,5 млн руб. 66.RU проанализировал закупки компании и сделал вывод, что «Гранд-Строй» ориентирован на подряды Екатеринбурга с 2011 года.
Соглашение о создании «Эрмитаж-Урал» было подписано ещё в 2014 году губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым, бывшим сити-менеджером Екатеринбурга Александром Якобом и гендиректором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским. В 2015 году МУГИСО одобрило месторасположение объекта. В 2016 году представитель екатеринбургского музея ИЗО сообщил о планах открыть центр в 2018 году.
На тот момент у муниципального бюджета не было средств на реализацию проекта. В течение года городские власти рассчитывали получить федеральное финансирование, но проект «Эрмитаж-Урала» не прошел «Главгосэкспертизу» и лишился такой возможности. В июле Евгений Куйвашев обещал выделить из областной казны 170 млн руб. на проект.
Ещё в сентябре 2018 года мэрия вновь заявила о нехватке 60 млн руб. на второй этап реконструкции, однако в то же время разместила закупку.