Несколько лет назад администрацию Екатеринбурга винили в том, что в парках и скверах страшно гулять в темноте. Администрация запрос услышала и приступила к решению задачи, но горожан частоколы фонарей не удовлетворили. Вокруг четырех площадок разгорелись нешуточные скандалы.
66.RU изучил тендеры на проектирование и выполнение работ по благоустройству этих объектов и вычленил сумму, в которую обошлись городскому бюджету фонари. Мы не считали затраты на монтаж и эксплуатацию — взяли только стоимость светильников и опор. По самым скромным подсчетам получается, что на освещение сквера за Оперным театром, Зеленой рощи, набережной Исети и Основинского парка ушло 75 млн рублей. За эти деньги, например, можно год содержать детский сад и школу.
Подробнее о том, кто и почем рисует проекты реконструкции, в результате которой деревья замещаются фонарями, кто реализует такие идеи и сколько бюджет потерял на каждой площадке, читайте ниже.
Самую мощную волну негодования вызвала установка несоразмерного количества фонарей за Оперным театром. Светильники били, пока шла реконструкция объекта. Причина очевидна: опоры невысокие, а плафоны сделаны не из антивандальных материалов. Реконструкция сквера обошлась в 151 млн рублей, из них почти 27% — 40 млн рублей — ушло на фонари.
Концепцию реконструкции разработало бюро «Архитек». Директор компании Наталья Черлова объясняла, что сквер в центре города должен освещаться так ярко, чтобы посетители могли спокойно читать ночью. Поэтому и появилось так много фонарей.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Концепция архитектурного бюро предусматривала, что фонарей в сквере за Оперой будет много. Треть суммы контракта ушла именно на них. |
«Архитек», в штате которого числятся два человека, постоянно участвует в тендерах и конкурсах городской администрации и часто их выигрывает. Участники рынка объясняют секрет успеха компании отсутствием конкуренции, согласием работать без предоплаты и «представлениями о прекрасном», которые совпадают со вкусами чиновников мэрии.
В числе 13 крупных тендеров, которые выиграло проектное бюро, проект благоустройства Зеленой рощи и набережной Исети от Куйбышева до ЦПКиО. «Архитек» разработал и проект реконструкции улицы Вайнера. Судя по эскизам, упор там также делается на фонари и малые архитектурные формы.
На переднем плане — директор «Архитека» Наталья Черлова. |
Подрядчиком работ по благоустройству территории возле Оперного театра выступила компания «Новэкс». Компания сорвала сроки реконструкции, предусмотренные контрактом. За благоустройство площадки «Новэкс» получила 151 млн бюджетных рублей и установила в сквере каслинские фонари.
Компания «Новэкс», согласно сервису «Контур.Фокус», также относится к микропредприятиям: в штате насчитывается семь человек. Это не помешало фирме выиграть три тендера, и реконструкция сквера за Оперным театром — самый крупный. Примечательно, что субподрядчиком по благоустройству выступала компания «Стройкор», ее учредитель — Дмитрий Аптер — гендиректор компании «Новэкс».
Фото: архив 66.ru |
---|
Концепция «Архитека» себя не оправдала. Фонари в сквере за Оперным били и продолжают бить. |
Стоит отметить, что конкурентом «Новэкса» во время торгов выступала компания «Лев». Первый претендент получил контракт, снизив сумму почти на 10%. Зато «Лев» выиграл три других крупных контракта по благоустройству. Конечно же, с фонарями.
Не меньшим скандалом обернулась реконструкция парка «Зеленая роща». Контракт на проектно-изыскательские работы в сентябре 2017 года выиграл «Архитек». Тогда бюро снизило начальную цену сразу на 25%. За проект и надзор за ним компания получила 1,5 млн рублей. Годом позже «Архитек» участвовал в конкурсе дизайн-концепций малых архитектурных форм для парка, но занял второе место. В представлении бюро благоустройство зоны отдыха выглядело так:
Фото: официальная документация проекта |
---|
В концепциях «Архитека» всегда доминируют фонари. |
Одним из первых, кто обратил внимание на вырубку деревьев в Зеленой роще и обилие фонарей, был урбанист Владимир Злоказов. «Вокруг участка, который можно осветить одним фонарем, втыкают десяток массивных опор, часто в паре метров друг от друга. Опоры а-ля классицизм, разумеется, не имеют ничего общего с теми современными фонарями, которые уже установлены вдоль дорожек. Каким образом избыточная освещенность скажется на природной среде парка — это вопрос к экологам. Я вижу эти фонари как визуальный мусор и разбазаривание бюджета как на строительство, так и на последующее обслуживание. Офонарение в районе запроектированных круглых площадок идет своим чередом. Это не только болезнь сквера за Оперным, но, видимо, всех проектов бюро «Архитек». Поставщики фонарей, вероятно, очень любят это бюро и сами его не обижают», — заявлял на Facebook Злоказов.
Фото: с личной страницы Владимира Злоказова в Facebook |
---|
Частоколы фонарей далеко не всегда выглядят красиво. |
Смета на наружное электроосвещение, которую мы нашли в документах закупки по благоустройству Зеленой рощи, составлена на основе цен 2000 года. Мы перевели стоимость элементов, что там указаны, в современные цены поставщика. Без учета земляных работ, монтажа и расходных материалов получилось около 4,8 млн рублей.
Благоустройство Зеленой рощи ведет подконтрольное УГМК АО «Свердловскавтодор». Компания предложила минимальную цену — 130,7 млн рублей, снизив стартовую стоимость контракта на 19%. В числе конкурентов на торгах выступало ООО «Лев».
Серию скандалов, в том числе из-за фонарей, вызвало обустройство участков вдоль Исети.
Концепцию благоустройства между улицами Малышева и Куйбышева разработало московское консалтинговое бюро «Стрелка» совместно с местными проектировщиками из бюро OSA Group. Торги на подряд выиграло ООО «Лев». Компания была единственной, кто заявился на конкурс, и согласилась выполнить работы за 164 млн рублей. Однако исполнение сильно отличалось от задумки архитекторов. Администрация за подрядчика заступилась: заявила, что не все придуманное урбанистами подходит для сурового уральского климата.
Аргумент оказался так себе: на открытие нового участка набережной не пришел полпред Николай Цуканов, хотя окна его резиденции смотрят прямо на облагороженную территорию. Источник 66.RU утверждал, что Цуканов был крайне недоволен результатом реконструкции. «Вообще, вместо него туда, конечно, прокуроры должны идти — с проверкой целесообразности бюджетных трат», — сказал источник. Спустя три месяца с новыми фонарями возникли проблемы: автоматическое отключение сломалось и светильники продолжали гореть днем. Для ремонта пришлось раскопать свежий газон.
Мы посчитали, что на освещение этого участка набережной ушло около 19,06 млн рублей. Речь, напомним, идет только о светильниках, без учета монтажа и дополнительного оборудования.
Фото: Григорий Постников, архив 66.RU |
---|
Фонари, которые появились вдоль набережной Исети по задумке архитектурного бюро «ОСА», были фишкой концепции. В интервью IMC архитектор бюро Александр Самарин рассказывал: «Они хорошо сочетаются с соснами. Благодаря имитации под дерево создается более легкий образ пространства, чем если бы здесь стояли обычные черные чугунные фонари. К тому же тип пешеходного фонаря выбран очень удачно — в этом нам помогли специалисты из светотехнической компании «МТ Электро». Лампа светит сверху вниз, и практически отсутствуют затеняющие элементы, то есть на тротуаре будет больше света». |
Еще один скандал из-за фонарей вдоль Исети разгорелся в октябре 2019 года. Тогда выяснилось, что вместо чугунных опор на участке от проспекта Ленина до Антона Валека установили пластиковые конструкции под каслинское литье. «Речь идет о набережной, которая ремонтировалась в 2007–2008 году, поэтому никто на ней давно не работал, это опора простояла 11 лет! Это отлично, что она 11 лет стояла и все думали, что это каслинское литье. За эти годы ее не нужно было красить, мы их [опоры] только мыли. Да, видимо, кто-то ее мог зацепить, опора будет заменена на точно такую же», — пояснила глава комитета по благоустройству Тамара Благодаткова. На новую систему госзакупок перешли только в 2011 году, поэтому отследить, кто у кого и почем закупал эти опоры, невозможно.
Но вернемся к подрядчику — ООО «Лев». Эта компания из Горного Щита выиграла первые крупные контракты в 2017 году. Управление строительства Свердловской области заключило с предприятием два контракта на 87 и 29 млн рублей на благоустройство территории у Дворца молодежи. После реконструкции колумнист 66.RU Иван Шкиря обнаружил, что в парке установили 13 видов разных фонарей. Впрочем, новшество обошлось недорого: судя по сайту госзакупок, на светильники и прожекторы у Дворца молодежи потратили только 1,4 млн рублей.
Фото: архив 66.RU |
---|
Фонари в парке перед Дворцом молодежи. |
В 2018 году «Лев» получил контракт на ремонт пешеходной части проспекта Ленина на участке от улицы Максима Горького до набережной Рабочей Молодежи в центре города. Компания снизила изначальную цену на 16% и согласилась выполнить работы за 22,3 млн рублей. Через несколько дней после сдачи участка плитка начала крошиться, появились сколы и трещины. Подрядчику пришлось срочно переделывать тротуар прямо во время матчей ЧМ-2018.
Об освещении Основинского парка заговорили еще пять лет назад: фонари там стояли низкие, поэтому их били. Администрация Екатеринбурга пообещала выделить 16 млн рублей на установку более сотни антивандальных, шестиметровых фонарей. Проект планировали поэтапно реализовать в 2017–2018 годах, но аукцион провели лишь в апреле 2018 года. Контракт выиграла компания «ЭДС», которая согласилась выполнить работы за 11,6 млн рублей.
Фото: архив 66.ru |
---|
Низкие фонари в Основинском парке регулярно били. Теперь их судьбу повторяют фонари за Оперным. |
Так как большинство зеленых зон города по-прежнему не освещается, мэрия составляет список таких мест и обещает: света станет еще больше. В ноябре 2019 года на совещании в мэрии первый замглавы города Александр Ковальчик пообещал, что в парках и скверах начнут устанавливать дополнительное фонари, и рекомендовал комитету благоустройства подготовить проект предложений с указанием неосвещенных аварийных участков. Чтобы решить проблему с уличным освещением в Екатеринбурге, нужно 10 млрд рублей. Такую цифру озвучивала глава комитета по благоустройству Тамара Благодаткова. Из них около 3 млрд рублей пойдет на замену трети опор — то есть около 6,3 тыс. штук.
Между тем в начале 2020 года к вопросам освещения подключились активисты из сообщества «Удобный город». Пока общественники фиксируют наиболее проблемные участки — окраины Екатеринбурга. Пользователи присылают им фотографии темных мест — это Химмаш, поселок Садовый, микрорайоны Компрессорный, Кольцово, Юго-Западный район.