#10YearsChallenge: посмотрите, как с 2016 года подорожали машины (а вообще-то должны дешеветь)

25 января 2026, 10:00
Фото: фирмы-производителя
На заглавном фото — Lada Xray на трассе Формулы-1 в Сочи. Из чего следует два удивительных факта: в 2016 в России проводили гран-при Формулы-1 и запустили производство Lada Xray в партнерстве с мировым альянсом Renault-Nissan.

Но это не самые поразительные факты: давайте полистаем пожелтевшие редакционные архивы и посмотрим на цены новинок, вышедших в 2016-м, в сравнении с дном сегодняшним.

Lada Xray

Lada Xray 2016

На ездовой презентации Lada Xray было смешное (нет): накануне нашего прилета в Сочи выпал снег. Нетипичная история для столицы зимней Олимпиады, поэтому организаторам пришлось экстренно искать 20 комплектов зимней резины. И даже на ней мы сначала застряли на подъеме на Ахун, потом чуть не улетели с обрыва, а потом колесили по каким-то помойкам Адлера, пока Олег Евгенич Груненков (директор проекта Xray) на заднем сиденье рассказывал, какие они молодцы.

И ведь не врал: вазовцы взяли румынскую платформу, дизайн от британца Стива Маттина — и сделали очень достойный городской хэтчбек. Который зачем-то назвали «компактный городской кроссовер» и продвигали именно с таким посылом. Потому и провалились — зуб даю. Покупатель не дурак и видит, что ему впаривают городской хэтчбек под соусом «компактного городского кроссовера». Так, дети, маркетологи бездарно рушат старания инженеров.

Kia Sportage

Kia Sportage 2016

Сто лет назад Корея была протекторатом Японии без суверенитета, японцы относились к местному населению как к чему-то среднему между домашним скотом и навозом. В середине XX века на Корейском полуострове прокси-повоевали две сверхдержавы. Страну разделили по линии боевого соприкосновения на Север и Юг. На Севере установились бессмертные идеи коммунизма, потому людям там периодически нечего кушать.

Промышленность (за пределами военной) тоже выглядит не очень: если полистать журнал-каталог «Внешняя торговля в КНДР», в котором собраны товары на экспорт, то окажется: вовне КНДР готовы поставлять, главным образом, женьшень, корень женьшеня, экстракт корня женьшеня, измельченный корень женьшеня. А еще там постоянно мелькают чудо-приборы от всех болезней — например, «близкоинфракрасный полярископ» (не вру — пруф, стр. 11).

За те же полвека Корея Южная стала драйвером всего: идей, смыслов, продуктов. И не только: Южная Корея — это про производство средств производства продуктов. Вы не сделаете никакой автомобиль без корейского пресса Hyundai и танкер без корейского инструмента по производству танкеров концерна Samsung. Что до южнокорейских автомобилей, то они давно — эталон и всем ребятам пример, как вот этот Kia Sportage. Это, дети, реклама капитализма.

Renault Kaptur

Renault Kaptur 2016

На презентации «Каптюра» все в том же Сочи было опять смешно. Я летел на тест-драйв со второй группой, а цены должны были торжественно объявить первой. Но за 2 часа до конференции мне их слил инсайдер, я первым в стране бомбанул новость о ценах на новый Kaptur. Вся поездка в итоге свелась к тому, что коллеги из «Renault Россия» клещами вытаскивали из меня имя информатора, а служба безопасности компании шерстила офис в Москве в поисках «крысы».

Десять лет прошло, «Renault Россия» того давно нет, а все равно не выдам имя источника. Это, дети, профессиональные стандарты.

Ravon R4

Ravon R4 aka Chevrolet Cobalt 2016

В 2015 мы впервые узнали практику ренейминга для ухода от возможных проблем. В начале того года из России бежал концерн General Motors — де-факто госкомпания из США, которая присоединилась к режиму решительных санкций. Но у GM было совместное производство в братском Узбекистане. И машины с местного завода UzAuto потекли ручейком в РФ: это были уже морально устаревшие Chevrolet Lacetti, Spark и Cobalt, переименованные в специально созданный для экспорта бренд Ravon.

Рыночной экспансии толком не случилось. Довольно скоро выяснили, что весь Ravon — одна сплошная обманка и прикрытие для мошеннической темки. Автомобили на бумаге экспортировались из Узбекистана к нам и тут же возвращались обратно. В Узбекистане тогда был дикий дефицит машин на внутреннем рынке, поэтому «Равоны» сразу поступали в продажу. Но уже по узбекским ценам — вдвое дороже экспортных. Разница, по версии следствия, шла в карман главе местного офиса GM Тохиржону Жалилову и его сообщникам. Так, дети, делать не надо.

Hyundai Creta

Hyundai Creta 2016

И еще одна смешная история про «Renault Россия». С «Каптюром» они очевидным образом промахнулись. Машина получилась не настолько яркой в целом, как ее дизайн. Продажи не пошли примерно сразу по причинам, озвученным в обзоре на 66.RU (см.выше). А в конце лета на рынок вышел прямой и принципиальный конкурент, который порвал все чарты и стал именем нарицательным. Потому что во всем был лучше «Каптюра»: там нормальные моторы, нормальная коробка, есть место в салоне, отделка не отдает вайбами «Логана» (см. «благотворительная столовая»).

Примерно об этом я и написал в своих соцсетях прямо по ходу тест-драйва: «Люди, которые купили Kaptur, вы поторопились». Чем вызвал… правильно, бурю негодования из стана «Renault Россия», сотрудники которого устроили мне в личку DDoS-атаку с просьбой убрать пост и никому не рассказывать, что Creta лучше Kaptur. Это, дети, давление на свободную прессу, я ему героически не поддался.

И там еще смешное было: за создание и запуск Kaptur в Renault отвечал Анатолий Калицев. За Creta в Hyundai — брат его Алексей. До такого даже Шекспир не додумался!

Кирилл Зайцев
редактор раздела «Авто»

Читайте также