Появление супрематического креста
Художник-каллиграфутурист Покрас Лампас приехал в июле в Екатеринбург на фестиваль стрит-арта «Стенограффия», чтобы создать масштабное граффити на площади Первой Пятилетки. Он заранее изучал историю Уралмаша и развитие промышленности города, смотрел, как индустриализация тогдашнего Свердловска и архитектурные объекты района связаны с площадью, выбирал, что сделать, чтобы подчеркнуть особенность Уралмаша.
«Здесь все по визуальной части очень вяжется с искусством русского авангарда 20 века, и мне нужно было это как-то правильно переосмыслить, чтобы форма, содержание, смыслы — все объединилось в работе», — говорил он в интервью журналисту 66.RU.
«В искусстве я аполитичен и асоциален». Покрас Лампас — о гражданской позиции и легальном стрит-арте
На пресс-конференции перед началом фестиваля Покрас показывал эскизы работы журналистам, и тогда его спросили, не боится ли он, что верующие могут заметить изображение креста на площади и как-то возмутиться. Он ответил, что символа веры в работе нет, крест в ней — всего лишь геометрическая фигура; а потому и ополчаться здесь не на что. К тому же арт-объект, как и другие работы на «Стенограффии», был согласован с администрацией Екатеринбурга.
Несколько дней художник вместе с волонтерами создавал масштабный рисунок, который занимает более 6,6 тыс. «квадратов». Для работы он выбрал фрагмент манифеста Казимира Малевича из книги «От кубизма и футуризма к супрематизму»: «Я говорю всем: бросьте любовь, бросьте эстетизм, бросьте чемоданы мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость смешна и ничтожна. Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Вы в сетях горизонта, как рыбы! Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу. Спешите! — Ибо завтра не узнаете нас».
Каллиграфию Покрас интегрировал в крест, который уже был выложен на площади плиткой. «Мы работали настолько точно, что линии, которые были там выложены красной плиткой, стали контуром форм, которые я использовал», — объяснил художник.
Уничтожение супрематического креста
Когда работа была закончена, ее сняли с высоты птичьего полета. Выглядел арт-объект действительно мощно и вписывался в облик района.
Менее чем через две недели после росписи коммунальщики Орджоникидзевского района решили положить асфальт поверх плитки на площади Первой Пятилетки. Они объясняли это тем, что ремонт пешеходного перехода был запланирован заранее: местные жители жаловались, что постоянно спотыкались там. Просто не успели отремонтировать до «Стенограффии».
Из-за резонанса в СМИ и возмущения горожан работы остановили практически сразу. Мэр Екатеринбурга заявил, что «Орджоникидзевский район по ушам получит», а губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев сразу осудил работу коммунальщиков: «Разбираемся, что случилось. Будем думать, как восстановить произведение, — написал он в Instagram. — Екатеринбург гордится своим уличным искусством, произошедшее — возмутительно».
Глава района Роман Кравченко признал, что лично поручил отремонтировать площадь, просто получилась несогласованность. В итоге никто из администрации района наказан не был, Высокинский лишь заявил, что «были сделаны выводы».
Протест против супрематического креста
Только после того как коммунальщики испортили арт-объект, православные активисты обратили на него внимание. Директор Музея святости Оксана Иванова публично обратилась к мэру Высокинскому и губернатору Куйвашеву с просьбой закрасить супрематический крест, потому что, во-первых, рисунок не нравится жителям района, во-вторых, смущает верующих, в-третьих, «и так весь город изрисован».
Иванова также обратилась в областную прокуратуру с просьбой проверить работу Покраса Лампаса на «признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.26 КоАП — «Умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики». Она заявила, что художник оскорбил верующих, потому что нарисовал крест на земле рядом с храмом, и теперь главный христианский символ попирают ногами. Также творение Покраса напомнило ей о советском времени богоборчества, когда иконы использовали как половицы, сколачивали из образов парты и сундуки.
Мэр Александр Высокинский обещал журналисту 66.RU, что арт-объект на площади Первой Пятилетки восстановят, а православных активистов «успокоят». Однако все пошло не по плану. Масла в огонь подлил протоиерей РПЦ Всеволод Чаплин, который заявил, что в этой ситуации не нужно избегать конфликта, и нужно «воинствование, святое и праведное».
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
При этом, когда начались такие обсуждения, создатель «Стенограффии» Евгений Фатеев обсудил с представителями Екатеринбургской епархии «особенности использования христианской символики в современном искусстве и перспективы взаимодействия». Тогда протоиерей Максим Миняйло отметил, что в епархии с пониманием отнеслись к арт-проекту, зная о добрых намерениях художника и организаторов фестиваля, но рекомендовали бы обсуждать подобные идеи «на берегу».
Духовник Среднеуральского женского монастыря, схиигумен Сергий, который является лидером царебожников на Урале, наоборот, раскритиковал православных, которые не выходят на протесты против креста, и представителей Церкви, которые не осудили работу художника.
Когда представители Орджоникидзевского района и «Стенограффии» договорились о том, что коммунальщики закончат с ремонтом пешеходного перехода, а после этого работу Покраса Лампаса восстановят, православные собрались на «хеппенинг» в защиту символа веры.
Начали за любовь, кончили за агрессию. Верующие выступили против супрематического креста на Уралмаше
В минувшее воскресенье православные активисты выстроились на площади, взявшись за руки, в футболках с надписями, из которых складывалась фраза: «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь». Такой акцией, заявили участники, они «свидетельствовали городу и миру, что такое крест, почему он имеет символическое и метафизическое значение, которое передает суть веры».
Началось все мирно, над площадью разносились молитвенные песнопения, на расстоянии друг от друга стояли люди с плакатами — выступали с одиночными пикетами. А потом активисты начали разговаривать с представителями «Стенограффии» и спорить с ними о культурной составляющей рисунка.
К прениям подключились крепкие ребята, которые назвали себя верующими жителями Уралмаша. Они заявляли, что им не нравится граффити, их возмущает попрание святого символа, и вообще в их районе «такая чернота» не нужна. Один из них заявил: если крест не будет закрашен, он сам создаст свой арт-объект «кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов», которые разрисовали площадь.
Роман Кравченко, в разговоре с которым прозвучали эти угрозы, рассказал, что полиция проводит по этому факту проверку. Оксана Иванова позднее от агрессивных молодчиков отреклась, заявив, что «пацанчики с Уралмаша» не могут быть православными активистами.
Дальнейшая судьба супрематического креста
Покрас Лампас должен был прилететь сегодня в Екатеринбург, чтобы приступить к восстановлению рисунка, но из-за конфликта визит отложил. Однако объяснил, что сделал это не из-за угроз, а потому что это было бы «нелогично с точки зрения его рабочего времени»: у художника жесткий рабочий график, который и так подорвался из-за уничтожения арт-объекта коммунальщиками. Он понял, что его приезд в Екатеринбург не решил бы конфликт, а только спровоцировал еще больше, восстановить работу он бы все равно не успел.
Покрас заявлял, что не хочет эскалации конфликта. «У нас достаточно опыта, экспертизы и поддержки, чтобы сделать все максимально правильно и профессионально, поэтому сейчас мы не хотим давать преждевременные заявления, — отметил художник. — Мы хотим сделать так, чтобы даже минимальный процент людей, которые там видят конфликт, его бы там не видели».
Покрас Лампас объяснил, почему не прилетел в Екатеринбург и что будет с крестом на Уралмаше. Главное
Другие уличные художники вмешиватся в конфликт не стали: Слава ПТРК отказался комментировать ситуацию, а Тима Радя сказал журналисту 66.RU, что не особо следил за конфликтом: «Мне мало интересны все участники», — отметил он.
На встрече «Стенограффии» и православной общественности в администрации Орджоникидзевского района представители фестиваля заявили, что готовы изменить рисунок так, чтобы он не напоминал крест. «У нас не стоит цель восстановить объект в первозданном виде, чтобы продолжать этот конфликт», — сказала координатор фестиваля Анна Клец.
Православные активисты настаивали на том, что арт-объект надо вообще уничтожить, потому что «мнение и чувства к ней [работе] не изменятся». Спикер гордумы Игорь Володин призывал стороны «или договариваться здесь, или идти в суд», а представитель движения «Гражданский социализм» заявил, что «площадь испоганили» бандеровскими цветами, превратили район в нью-йоркское гетто, и просил проверить, «на какие деньги рисунок делался, и не было ли там хищений».
При этом представитель «Православной молодежи» предложил вообще переосмыслить работу: «Мы ходим не по кресту Господню, не попираем его, мы опираемся на этот крест, чтобы не упасть в этот ад», — объяснил он.
В итоге Роман Кравченко предложил вообще оставить все, как есть. «Все равно мы ничего не решим», — сказал он и предложил организаторам «Стенограффии» подумать, что делать дальше, а потом сообщить всем. Те пообещали решить, как все исправить.
UPD: в конце дня активных противостояний пресс-служба «Стенограффии» объявила, что «в связи с решением художника можно утверждать, что креста на площади Первой Пятилетки не будет».