Если верить Данте, то убийцы обречены на вечные муки в седьмом круге ада. Там практикуют купание в кипящей крови, без которого не было бы, например, такой увлекательной вещи, как женские бои в грязи. Каскадерская преисподняя Чада Стахелски, где, согласно остроумной фанатской теории, пребывают души убийц из всех когда-либо снятых боевиков, не могла упустить возможность включить этот номер в свое безумное шоу. И обзавелась женским филиалом. С Анной де Армас вместо Киану Ривза.
Однако нельзя просто взять и заменить главного героя франшизы, а все остальное оставить как было. Женщина в главной роли немедленно установила в этой мрачной киновселенной свои порядки, навела красоту и сменила интерьер. Занавесочки даже развесила.
|
---|
Если в предыдущих сериях «Джона Уика» убийцы из разных национальных диаспор убивали друг друга исключительно по ночам на залитых нескончаемым дождем улицах мегаполисов, то на этот раз значительная часть действия происходит при свете дня в тихой австрийской деревушке. Населена эта милая деревня тоже исключительно киллерами. Но киллерами семейными. Ну то есть киллер-папа, киллер-мама и их милые невинные дети.
|
---|
Причем во плоти. Больше это не погибшие по вине родителей призраки дочерей главных антигероев, подосланные сценаристами, чтобы доставлять своим папам не только физические, но и душевные муки. А обычные такие дети, мальчики и девочки, с голубыми, как правило, глазками и ангельски кучерявыми головками. Хотя поскольку они дети наемных убийц, то и родительское ремесло к ним, вероятнее всего, перейдет по наследству. Когда подрастут.
|
---|
Главная героиня «Балерины» Ева Макарро, которую играет Анна, одна из таких ангелочков. Ее папа и мама были убийцами, но нарушили какие-то неписаные правила и были убиты другими убийцами по заказу криминального босса по кличке «Канцлер», которого играет легенда ирландского кино Гэбриел Бирн («Экскалибур», «Перекресток Миллера», «Подозрительные лица», «Мертвец»). Так что мотивация у женского варианта Уика помощнее. Киану, как многие еще помнят, устроил весь этот кровавый праздник из-за убитого щенка. А тут как-никак родной папаша.
|
---|
Вообще вся длинная открывающая сцена «Балерины» заимствована из анимационного флешбэка о судьбе О-Рен Ишии из «Убить Билла». И тоже заканчивается большим пожаром и смертью папы.
|
---|
Кадр из фильма «Убить Билла. Часть 1», режиссер Квентин Тарантино, 2003 год, США |
Убивают тут чаще, но значительно менее жестоко и кроваво, чем в тарантиновском мультике. Это, кстати говоря, можно воспринимать как некий маркер общей травоядности франшизы. Как бы Чад Стахелски (идейный вдохновитель, режиссер и продюсер «Джонов Уиков») ни рядился в одежды главного экшен-режиссера современности, переплюнуть папочку Квентина ему пока не по силам. Впрочем, по мере взросления главной героини шоу набирает обороты.
|
---|
В отличие от Тарантино, который отмерял себе строго 10 фильмов и ни экранной минутой больше, Стахелски не устанавливал никаких рамок. Вероятно, поэтому О-Рен за 10 экранных минут и четыре экшен-эпизода из маленькой девочки превращается в главу всей токийской якудзы, а Ева так не торопится. За то же экранное время она успевает сделать лишь первые шаги в преступной иерархии ОПГ «Русска Рома», объединившей в своих рядах всех выходцев из бывшего СССР. Медленно, но верно за 12 лет изнурительных тренировок девочка становится одной из «балерин» — наемных убийц русской мафии, использующих балет в качестве прикрытия.
|
---|
Эти странные ритуальные танцы, дань непонятно для чего существующим традициям, остаются важной частью истории. Хотя по-прежнему не очень легко понять, как работает это самое «прикрытие» во вселенной, где нет никакой полиции, да и вообще нет никого, кроме убийц, которые носятся целыми днями друг за другом с разнообразным оружием в руках. В «Балерине», кстати, появляются и полицейские, правда, они тоже просто киллеры, наряженные в полицейскую форму.
|
---|
Так или иначе, именно одна из русских «балерин» бросает вызов враждебному клану, которому сценаристы забыли придумать название. Короче, тому самому клану из тихой австрийской деревни, где заправляет «Канцлер» Гэбриела Бирна. Девочка хочет отомстить, и месть ее будет страшна. Это понятно. А русская мафия в ее лице вторгается в Австрию.
Но не стоит делать из этого каких-то политических выводов. Сюжет, диалоги, текст и подтекст истории формулируются здесь с теми же ритуальными целями, как и балетные номера под Чайковского. Они нужны для того, чтобы формально связывать одну сверхнавороченную экшен-сцену с другой, еще более навороченной. А экшен тут прям на уровне. По ходу дела Анна де Армас отправляет на тот свет не меньше сотни человек. Забрасывает негодяев гранатами, жжет из огнемета и рубит в капусту самурайским мечом.
|
---|
Ей немного помогает в этом сам Джон Уик. Но тут он только в качестве приглашенного актера и исполнительного продюсера. Просто следит, чтобы все было в рамках фестиваля. Так же как, собственно, и сам Чад. Формально он участвует в «Балерине» только как «экзек» (executive producer), а должность режиссера занимает крепкий голливудский ремесленник Лен Уайзман, ответственный за вампирскую экшен-франшизу «Другой мир», «Крепкий орешек-4» и новую версию «Вспомнить все». Сценарий же придумал тридцатилетний калифорниец Шей Хаттен, который написал «Джон Уик-3», «Джон Уик-4» и все новые фильмы Снайдера, от «Армии мертвых» до «Мятежной Луны – 2».
|
---|
Кадр из фильма «Мятежная Луна: Оставляющая шрамы», режиссер Зак Снайдер, 2024 год, США |
Но не стоит думать, что старики решили отдохнуть, спустили все на тормозах, а девочки и мальчики 1995 года рождения тут же все запороли. Фильм был запущен в работу восемь лет назад, до третьей и четвертой серии официальных «Уиков». Но перенес столько мучений из-за эпидемии ковида, забастовки сценаристов и многочисленных пересъемок, что вышел на экраны только сейчас.
|
---|
Все эти восемь лет «Балерина» не лежала на диване. Она качалась, растягивалась, бегала по крыше, стояла в планке и училась обращаться с автоматом, как с пуантами. И пусть пока что Ева Макарро не дотягивает до статуса киллерской мессии, она уже готова на полноценное персональное задание. Почти без поддержки старших по званию. И это не просто разминка перед настоящим танцем, а первый акт новой оперы, где вместо арий звучат выстрелы, а каждое па заканчивается чьей-то агонией.
В этом смысле «Балерина» — вовсе не спин-офф, а манифест: не надо пытаться быть Джоном Уиком в юбке. Надо быть самой собой. Убивать красиво, но по-своему. Как девчонка.
Удачного просмотра.