Американский каскадер Дэвид Литч уже десять лет как не каскадер. С тех пор как в 2014-м он вместе с другим бывшим голливудским трюкачом, Чадом Стахелски, снял первого «Джона Уика», все критики планеты называют их режиссерами. Правда, и о бывшей специализации не забывают.
Сам Литч не дает нам забыть. Ведь снимает он только убойный экшен, наполненный драками, погонями и перестрелками до отказа: «Дэдпул-2», «Взрывная блондинка», «Быстрее пули», «Форсаж: Хоббс и Шоу». И вот теперь вообще «Каскадеры», история про изнанку профессии, фильм каскадера про каскадера.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Главный герой — преуспевающий и супервостребованный голливудский специалист по трюкам Кольт Сиверс (Райан Гослинг) влюблен в свою коллегу, крутую британскую операторку Джоди (Эмили Блант). Ради нее он целыми днями горит в огне, тонет в воде, откуда-то падает, разбивается в автокатастрофах и взрывается. Красотка, в свою очередь, круглосуточно смотрит в объектив своей камеры только на него. У Кольта и Джоди служебный роман.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но общая работа, как чаще всего и бывает в служебных романах, не только объединяет влюбленных, но так же эффективно разлучает их. Неожиданно для всех в самый ответственный момент Кольт получает серьезнейшую производственную травму и теряет способность работать на полтора года.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В кино это целая жизнь, а для любви даже больше. Несчастный каскадер так подавлен своим падением (в оригинале кино называется The Fall guy), тем, как он облажался, подвел всех, подвел свою дорогую Джоди, что решает завязать с профессией и оборвать все связи. Отключает телефон, переезжает и устраивается работать парковщиком автомобилей в какой-то дыре.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но если Голливуд нуждается в ком-то, он достанет его даже с того света (вспомните бедных Филипа Сеймура Хоффмана, Одри Хепберн или принцессу Лею). Одиозная продюсерка (Ханна Уэддингем) находит Кольта и уговаривает его вернуться на съемочную площадку. Ведь пока он упражнялся в искусстве параллельной парковки, его любимая Джоди эволюционировала до режиссера и как раз снимает в Австралии свой дебютный научно-фантастический боевик «Металлический шторм». Ей позарез нужен Кольт.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
На крыльях любви Гослинг отправляется в Сидней, чтобы вернуть свою дорогую Джоди. Однако на месте выясняется, что любовь всей жизни его не разыскивала и не вызывала. Более того, актер и суперзвезда Голливуда Том Райдер (Аарон Тейлор-Джонсон), которого должен дублировать Сиверс, куда-то исчез. И если он не найдется в ближайшие 48 часов, съемки фильма придется отменить. Под угрозой не только возвращение в Голливуд самого Кольта, но и режиссерская карьера его любимой Джоди.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вот такая ситуация. Похоже, что через десять лет работы в режиссуре Литч подустал от боевиков и решил снять романтическую комедию. Поэтому и взял на главные роли Эмили Блант и Райана Гослинга, актеров, равноуспешных и в боевиках, и в ромкомах. Они тут уморительно танцуют, ловят розовых единорогов, поют в караоке и рыдают под Тейлор Свифт.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Однако пара правильных артистов не помогла Литчу глубоко проникнуть в женскую душу и переквалифицироваться в постановщика мелодрам. Да он, похоже, и не пытался. Несмотря на внятно прописанную любовную линию и несколько удачных романтических диалогов, «Каскадеры» — это в первую очередь фильм про трюки и постановщиков трюков.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В 1980-е на канале АМС выходил одноименный сериал (одноименный в смысле The Fall guy). Он выдержал 5 сезонов и 113 серий и рассказывал историю голливудского каскадера, который в перерывах между съемками продолжал выполнять разнообразные щекотливые и опасные поручения, подрабатывая то частным детективом, то охотником за головами. Литч и его сценарист Дрю Пирс использовали основную идею и главных героев сериала и вернули Кольта Сиверса и Джоди Бэнкс на экраны. А звезда американского телевидения 1980-х Ли Мейджорс, который играл Кольта в том шоу, даже получил в «Каскадерах» небольшое камео.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Фрагмент постера сериала The Fall Guy, шоураннер Глен А. Ларсон, 1981–1986 годы, США |
Сегодня может показаться, что интерес к каскадерам как этаким реальным суперменам, которые целыми днями выполняют опаснейшие трюки в кино, но вполне могли бы делать то же самое и в жизни, возник благодаря двум фильмам Квентина Тарантино: «Доказательство смерти», где каскадер был главным злодеем, и «Однажды в Голливуде», где каскадер так понравился зрителям, что Бред Питт даже получил за это «Оскара» в номинации «Лучший актер второго плана».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Доказательство смерти», режиссер Квентин Тарантино, 2007 год, США |
В действительности каскадеры стали героями кино еще в 1970-е, недостаточно воспетое десятилетие в истории Голливуда, в котором Тарантино нашел неиссякаемый источник референсов для своих историй. Великий Уолдо Пеппер, Санни Хупер, Мишель Гоше из легендарного «Чудовища» или не менее эпохальный «Трюкач» с Питером О’Тулом стали базой для создания каскадера Майка и каскадера Клиффа Бута.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Трюкач», режиссер Ричард Раш, 1980 год, США |
И не только их, конечно. За десять лет до «Каскадеров» Райан Гослинг дважды играл в кино бывших трюкачей из Голливуда, промышляющих ограблениями по заказу каких-то лосанджелесских негодяев. Первый раз — в знаменитом «Драйве» Николаса Виндинга Рефна, а потом — в «Месте под соснами», похожем фильме режиссера Дерека Сиенфрэнса 2012 года.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Драйв», режиссер Николас Виндинг Рефн, 2011 год, США |
Само присутствие Гослинга на съемочной площадке «Каскадеров» — кинематографическая цитата. Но Литч и Пирс этим не ограничились. Их кино просто нашпиговано пасхалками и отсылками к фильмографиям Гослинга, Блант и самого Дэвида Литча, который более чем за 30 лет в кино поработал и на «Матрице», и на «Бойцовском клубе», а кроме того, в таких эпохальных лентах, как «Троя», «300», «Константин», «Ван-Хельсинг», «Трон», «Механик» и «Конан-варвар».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Режиссура Литча или сценарий Пирса не выдерживают сравнений с виртуозными работами Квентина Тарантино на ту же тему. А их художники и саунд-дизайнеры не смогли бы конкурировать со специалистами из команды Рефна. Достоинство «Каскадеров» в другом. Как и все прочие фильмы Литча (за исключением, наверное, Atomic Blonde), это просто очень веселое, драйвовое и по-хорошему глупое кино. Такое еще иногда называют «зрительским».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но на этот раз оно еще и очень трогательное. Это сентиментальное признание в любви к синематографу прошлого и тем, кто его делает сейчас, — дань уважения великим и заряд вдохновения для тех, кто еще только ищет дорогу в этот дивный мир.
Удачного просмотра.