Восстановили или добили: посмотрите, что стало со старинными зданиями Екатеринбурга за последние 10 лет

Сегодня, 10:00
Фото: 66.RU
Принято считать, что в Екатеринбурге бесконечно сносят старинные усадьбы и памятники архитектуры. Не без основания: уничтожение зданий под покровом ночи стало недоброй традицией еще два десятилетия назад. Но сегодня объекты культурного наследия постепенно восстанавливают и девелоперы, и частные инвесторы. Более десяти лет назад журналисты 66.RU выбрали 16 старинных домиков, которые остались без хозяев и начали разрушаться. Спустя годы мы проверили, сколько из них сгнило или продолжает ветшать, сколько законсервировали, а сколько обрели новую жизнь.

В городе 800 объектов культурного наследия под государственной охраной, и 700 из них находятся в центре Екатеринбурга. Снести их нельзя, а перестраивать — долго, дорого и сложно. Можно попробовать вписать в нынешнее пространство и приспособить под современное использование, но так повезло далеко не всем памятникам архитектуры.

В 2013 году редакция 66.RU придумала акцию «Добей или сохрани» и выбрала 16 зданий, которые пришли в упадок или были на грани уничтожения. В 2024 году фотограф Антон Буценко зафиксировал, в каком состоянии усадьбы находятся сейчас. В тексте — чуть подробнее о судьбе каждого старинного домика.

Дом мещанина Погудина

Главный дом усадьбы, принадлежавшей мещанину Ивану Погудину, построили в 1890-е годы (Горького, 39а). Здание, выполненное в «кирпичном» стиле, — объект культурного наследия.

В таком состоянии дом Погудина находился до 2020 года

С 2017 года дом пытались продать за 60–110 млн рублей. Цена выросла после того, как в 2020 году его отреставрировали. До этого памятник находился в плохом состоянии: на фасадах была утрачена часть исторических элементов, внутри — устаревшие коммуникации и ненадежные перекрытия. В итоге компания UDevelopment в ходе реконструкции заменила все коммуникации, инженерные системы и перекрытия.

Так дом Погудина выглядит сейчас

В 2022 году отреставрированный и пустующий памятник архитектуры арендовал мебельный бренд Dantone Home.

Жилой дом начала XX века

Дом на Карла Маркса, 20 — объект культурного наследия федерального значения. По сведениям 1889 года, на участке находилась портерная и пивная лавка, принадлежавшая купцу Эрнесту Филитцу. Рядом же он построил дом, который представляет собой образец деревянного особняка с включением стилевых форм модерна.

Так жилой дом выглядел в 2018–2019 годах

Деньги на ремонтно-реставрационные работы фасадов объекта культурного наследия выделили из федерального бюджета в рамках подготовки Екатеринбурга к юбилею.

Так дом выглядит сейчас

Вайнера, 64

Особняки на Вайнера — части бывшей усадьбы Фофановых, построенной в середине XIX века. Перед революцией в состав усадьбы входили два жилых каменных дома, три флигеля, деревянные службы с навесами, огород и сад.

Здания бывшей усадьбы Фофановых до реконструкции в начале 2010-х годов

Левое здание усадьбы Фофановых после реконструкции

Правое здание усадьбы Фофановых после реконструкции

После революции особняки полностью перестроили и приспособили под коммунальное жилье. К 1960-м годам сохранились лишь две постройки усадьбы — особняк на Вайнера, 64а и здание на Вайнера, 64в. Памятник деревянного зодчества в стиле модерн, расположенный по адресу Вайнера 64б, полностью утрачен.

К 2010 году каменные постройки находились в ветхом состоянии, значительная часть фасадного декора была утрачена, разрушена кровля. В 2011 году особняк на Вайнера, 64а начали восстанавливать, и в 2014 году здание приспособили под ресторан. Соседний дом восстановили в 2015-м.

Так выглядела уничтоженная часть усадьбы Фофановых. Ее только предстоит восстановить.

Полностью утраченную в ходе пожара часть усадьбы планирует восстановить и открыть там гостиницу глава вьетнамской диаспоры в Свердловской области Ле До Тхань.

«Косой дом»

Доходный дом купца Чувильдина, который называют «Косым домом», построили в 1900 году на берегу Исети (Горького, 14). К концу нулевых годов здание обветшало, пережило несколько пожаров и нашествий вандалов. В 2015 году дом получил статус объекта культурного наследия Свердловской области, а спустя год его выставили на торги. За 6,2 млн рублей памятник выкупил, отреставрировал и поселился в нем совладелец компании «Проспект-девелопмент» Александр Петров. К 2019 году дом полностью восстановили.

«Косой дом» до реконструкции в 2010-е годы

Рядом с домом разбили сад. Его создали при участии британского дизайнера Карли Кершоу и жителей Екатеринбурга, которые приносили сюда свои растения. В 2021 году сад взял серебряную медаль на выставке ландшафтного дизайна Chelsea Flower Show в Лондоне, став тем самым первым российским садом, сумевшим завоевать эту награду.

«Косой дом» сейчас

Доходный дом Уварова

Дом Уварова (Пушкина, 4) построили в конце XIX века, а в 1900 году переделали под доходный дом. На первом этаже размещались чулочная мастерская, модный магазин и заведение искусственных минеральных вод.

В 1940-х годах доходный дом приспособили под коммунальное жилье. В течение XX века назначение помещений здания постоянно менялось.

Так доходный дом Уварова выглядел в 2015 году

В 2018 году совладелец торговой сети «Золотое яблоко» Иван Кузовлев получил разрешение на реставрацию исторического памятника, которое к этому времени начало ветшать. Он планировал обустроить второй этаж здания и сделать его пригодным для проживания.

С 2020 по 2022 год шла реставрация фасадов. В это время здание было затянуто зеленой строительной сеткой.

Доходный дом Уварова сейчас

Весной 2024 года провели новую государственную историко-культурную экспертизу проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Состояние фундамента, полов, межэтажных перекрытий признали работоспособным, кирпичных стен — ограниченно работоспособных. В любом случае сейчас доходный дом выглядит лучше, чем был в начале 2010-х, когда редакция придумала акцию «Добей или сохрани».

Бывшая усадьба Татьяны Погадаевой

«Особняк в стиле позднего классицизма» (Горького, 28) построили для вдовы коллежского асессора Татьяны Погадаевой в середине ХIХ века. Кирпичный памятник архитектуры постепенно разрушался, но не так быстро, как деревянные постройки. Восстановить постройку решили в 2022 году, но еще год памятник стоял законсервированным.

В таком состоянии памятник был с конца нулевых годов

В таком виде усадьба Погадаевой стояла с 2017 года. К этому моменту здание уже избавили от граффити и разбитых окон.

В 2023 году управление государственной экспертизы разрешило компании «Величкина» проводить работы в здании. Учредитель — дочь Игоря Алтушкина Елизавета Величкина. В особняке после реставрации откроют ресторан на 67 посадочных мест.

Усадьба Погадаевой в процессе реконструкции

Строительные работы начали в 2023 году, а закончить восстановление должны к декабрю 2025 года. Судя по внешнему виду, первый этап работ завершен. В ходе работ должны были отреставрировать фасады, демонтировать аварийные конструкции, заменить оконные проемы, отремонтировать стропила и устройства кровли. На втором этапе предстоит заменить перекрытия, переделать проемы западного фасада, которые не находятся под охраной, благоустроить территорию.

Усадьба Казанцевых

Комплекс усадьбы купцов Казанцевых (Декабристов, 38) возвели в 1820–1824 годах. В ней часто бывал писатель Мамин-Сибиряк, действовал театр, в начале XX века работал один из первых городских кинотеатров.

После событий октября 1917 года двухэтажный жилой дом усадьбы передали под коммунальное жилье, тогда же свой первоначальный облик утратили фасады дома и были полностью изменены его интерьеры.

Так усадьба Казанцевых выглядела до 2018 года. К чемпионату мира по футболу стены очистили от граффити.

Статус объекта культурного наследия усадьбе Казанцевых присвоили в 1986 году. Однако дом разрушался и до последнего времени находился в аварийном состоянии.

Вопрос о восстановлении усадьбы, в том числе ее исторического облика, подняли после того, как началось строительство Ледовой арены УГМК. Расположенные рядом четыре исторических здания, в том числе и на Декабристов, 38, вошли в уставной капитал АО «Ледовая арена» в качестве доли областных властей.

Усадьба Казанцевых в процессе реконструкции

Реставрировать усадьбу начали в конце ноября 2024 года. Планируется, что в результате объекту вернут первоначальный облик.

Усадьба Первушина

Усадьба Первушина (Декабристов, 40), как и усадьба Казанцевых, — часть купеческой застройки вблизи Царского моста. Обветшалый памятник архитектуры также должны реконструировать, и в 2019 году УГМК представила эскизные проекты реставрации.

Так выглядела усадьба Первушина в 2010–2016 годах

После окончания работ у усадьбы Первушина планируется обустроить технический подвал, заменить межэтажные перекрытия на железобетонные, реконструировать лестницы и водонесущие сети, отреставрировать фасады основного дома и флигеля, а также ограды с воротами.

Состояние памятника с годами ухудшается. Однако его планируют восстановить.

Дом фабриканта Злоказова в Литературном квартале

Каменный двухэтажный особняк XIX века на Пролетарской, 3 в Литературном квартале решили отреставрировать в 2020 году. Компания «Брусника» подписала концессионное соглашение с министерством инвестиций и развития Свердловской области летом 2020 года. Компания взяла на себя ответственность вернуть памятнику тот вид, что был в XIX веке.

Так дом Злоказова выглядел в 2014–2015 годах

В марте 2023 года девелопер получил разрешение на реставрацию «Дома фабриканта Злоказова». В помещениях памятника архитектуры напротив Литературного квартала разместят офисный центр.

Дом Злоказова сейчас, в процессе реконструкции

Дом Маева

Деревянный особняк на Тургенева, 20, построенный в конце XIX — начале XX века, — образец деревянного зодчества, в котором широко использованы мотивы народной деревянной резьбы. В 1980 году здание признано памятником истории и культуры.

Так дом Маева выглядел в 2014 году

С 2006 по 2016 год здесь работал «Коляда-театр», но потом трупа получила новое помещение на Ленина. С тех пор здание пустует. Продать особняк пытались с 2020 по 2023 год, снизив цену с 11 до 6 млн рублей.

Дом Маева в период, когда его занимал «Коляда-театр»

В апреле 2023 года домик в ходе торгов приобрела компания «ВК Плюс», которая известна тем, что взяла в аренду на 49 лет другой памятник деревянного зодчества — «Дом Гайдара» у Ельцин Центра. Новым собственникам особняка придется его восстановить. Сейчас в здании нет ни водопровода, ни электричества, ни канализации.

Дом Маева в процессе реконструкции. Сейчас у здания перекрашивают фасад.

Усадьба Башуровой и дом Медведева

Дом на Хохрякова, 68 построен в 1911–1912 годах и был частью усадьбы, в которую входили два флигеля и баня. Участок в конце XIX — начале XX века принадлежал мещанке Дарье Башуровой. После революции здание поделили на коммунальные квартиры.

Дом начал разрушаться в начале 80-х годов. В 90-е частично снесли главный дом, был утрачен декор: балконное ограждение, козырек главного входа и наличники на окнах. К началу XXI века здание превратилось в руины.

Все, что осталось от усадьбы Башуровой к концу нулевых

Старинный особняк находится в собственности компании «УГМК-Застройщик», и в 2021 году девелопер решил восстановить утраченную усадьбу. Рядом с памятником архитектуры застройщик возвел клубный дом «На Хохрякова».

Реконструкция усадьбы Башуровой началась.

Второй памятник архитектуры на Хохрякова, 64 — дом М. Ф. Медведева — «УГМК-Застройщик» также собирается приспособить под современное использование. Здание, в отличие от усадьбы Башуровой, сохранилось, к нему подвели необходимые коммуникации, осталось сделать косметический ремонт. Однако пока работы не проводились. У образца деревянной застройки XIX века другая проблема — дом маленький по площади.

Так дом выглядел в 2014 году. За 10 лет его внешнее состояние не изменилось.

Усадьбу Башуровой (на переднем плане) и дом Медведева (на заднем плане) впишут в современную жилую застройку.

Здание земской школы на улице Клары Цеткин

В конце 2008 года строительная компания «Гараж-С» снесла здание «Земской школы», оставив от нее только часть фасада. Памятник архитектуры на Клары Цеткин, 13 построили в начале XX века. В 2010 году остатки строения загорелись, но факт поджога не доказали. В 2013 году собственник строения подготовил проект реконструкции, по которому памятник становился частью семиэтажного офисного центра. Предполагалось, что «Земская школа» будет играть роль входной группы. Проект реализовать не удалось.

Так здание Земской школы выглядело в 2009 году

Здание Земской школы до середины 2010-х годов. Позже окна закрыли фанерой.

В 2020 году застройщик планировал возвести за памятником семиэтажный жилой дом. В итоге в 2023 году компания Prinzip объявила, что начнет строить на участке клубный дом, рассчитанный на 15–20 квартир.

Однако пока здание находится практически в том же состоянии, что и в конце нулевых годов.

В таком состоянии здание находится сейчас

Усадьба Товарищества А. Печёнкина и К

Здание на Малышева, 39 построено в стиле эклектики в первой половине XIX века.

Усадьба в 2009–2010 годы

В 2009–2010 годах памятник архитектуры трижды горел. В одном из пожаров погибли пять жильцов коммунальных квартир. После этого здание законсервировали, а к чемпионату мира по футболу в 2018 году завесили баннерами. Фасад-обманка обошелся бюджету области в 2,2 млн рублей.

К чемпионату мира усадьбу Товарищества А. Печёнкина и К завесили баннерами.

С тех пор дом в центре города так и стоит занавешенным и продолжает разрушаться.

Так здание выглядит сейчас

Уральская золотосплавная химическая лаборатория

Здание Уральской золотосплавной химической лаборатории (Первомайская, 1 / Горького, 15) построено во второй половине XIX века. В лабораторию поступало шлиховое золото, которое переплавляли и отливали в слитки. Затем их отправляли в Санкт-Петербург.

После 1922 года данные о золотодобыче засекретили, поэтому как долго работала лаборатория, неизвестно.

Здание Уральской золотосплавной химлаборатории в середине 2010-х

Здание десятилетиями разрушалось как снаружи, так и изнутри, часть комплекса признали аварийным. В 2010-е годы помещения арендовали офисы и мастерские. В начале 2020 года объект выкупила компания «Брусника». В январе 2022 года областное управление по охране объектов культурного наследия выставило на общественные обсуждения историко-культурную экспертизу по золотосплавной лаборатории на Первомайской, 1. Эксперты утвердили план по сохранности уцелевших памятников архитектуры.

Никаких позитивных изменений за последние два года со зданием не произошло.

Однако судя по тому, в каком состоянии объект находится сейчас, работы по восстановлению памятника так и не начались.

Дом Гайдара

Дом Гайдара находится по адресу Набережная Рабочей Молодежи, 23 на бывших землях Ссыльной слободы. Строительство здания началось в 1890-х годах и стало образцом популярного тогда среди среднего сословия типа полукаменного дома с резным декором. В его состав входили конюшня, сад, огород, несколько построек и баня. В 1908 году усадьбу купил пермский мещанин Николай Пестов. С февраля по май 1927 года в доме проживал писатель Аркадий Гайдар. В двухтысячные годы помещения находились в собственности у одного из родственников Пестова и долгое время не эксплуатировались.

Власти пытались перенести дом в другое место. Землей, где он находился, начали интересоваться застройщики. Но несмотря на все попытки лишить здание охранного статуса, оно осталось стоять на берегу. В 2015 году владелец продал усадьбу за 35 млн рублей, до 2022 года она находилась в областной собственности.

Дом Гайдара в 2018 году

В 2022 году памятник на торгах на 49 лет арендовала фирма «ВК Групп», которая занимается управлением недвижимостью. Арендатор намерен реконструировать и использовать площади под офисы. Весной 2023 года эксперты выдали положительное заключение на проект.

Так дом Гайдара выглядит сейчас. Инвестор есть, но результатов нет.

Однако с 2023 года вид дома и его состояние не изменились.

Дом купца Ефима Степанова

Двухэтажный полукаменный дом на Горького, 33 построили во второй половине XIX века. После событий октября 1917 года дом реквизировали, передали в ведение горкомхоза и приспособили под коммунальное жилье. Сегодня это тоже жилой дом на несколько квартир.

Так жилой дом выглядел в середине 2010-х

Здание находится не в самом лучшем состоянии: как снаружи, так и изнутри. Но в целом выглядит лучше, чем многие памятники архитектуры в городе.

Так жилой дом выглядит сейчас. Принципиальных отличий нет, но изнутри здание рассыпается.

Александра Морозова
журналист

Читайте также