Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Владимир Крицкий, ЛСР: «Все балаганят вокруг сквера у Театра драмы, а на ЦПКиО не обращают внимания»

13 февраля 2019, 17:13
интервью
Владимир Крицкий, ЛСР: «Все балаганят вокруг сквера у Театра драмы, а на ЦПКиО не обращают внимания»
Фото: архив 66.RU
Интересы «Группы ЛСР» простираются по всему Екатеринбургу. Компания исправно сдает по 100–130 тысяч квадратных метров жилья и активно лоббирует развитие улично-дорожной сети в отдаленных районах. Мы поговорили с управляющим уральского офиса застройщика Владимиром Крицким о перспективных проектах компании, трансформации городской среды и проблемах, из-за которых изменения к лучшему никак не наступают.

«Группа ЛСР» приступила к разработке проекта планировки ВИЗа-Правобережного. Областные и муниципальные власти возлагали на него большие надежды, поскольку эта площадка могла принять ЭКСПО. Сначала в 2020 году, а потом в 2025 году. Не произошло. Хотя 550 гектаров земли на западе Екатеринбурга все равно решили осваивать. Получится не так быстро, как с международной выставкой и федеральными деньгами.

Владимир Крицкий — вице-мэр Екатеринбурга в прошлом и генеральный директор «ЛСР. Недвижимость — Урал» и «ЛСР. Строительство — Урал» — идеальный собеседник, чтобы поговорить о мегастройке на ВИЗе и вообще о стройкомплексе города.

— «Мы хотим построить самый умный город, начиная от беспилотного транспорта, мониторинга экологии и заканчивая системами «умного дома». Это цитата Евгения Куйвашева. Скажите, определение — всего лишь маркетинговая упаковка?

— Умный город не проектом планировки закладывается. Идеология ВИЗа-Правобережного не изменилась с 2017 года, когда ее рассматривали на градостроительном совете. При подготовке к ЭКСПО территорию зарезервировали, провели международный архитектурный конкурс и концепция In.Form заняла в нем второе место. Сейчас мы вместе дорабатываем ее.

Владимир Крицкий, ЛСР: «Все балаганят вокруг сквера у Театра драмы, а на ЦПКиО не обращают внимания»
Фото: официальная документация проекта

Согласно задумкам архитекторов, в районе разместят крупный транспортно-пересадочный терминал с автобусной станцией, конечную станцию метро и железнодорожной ветки и перехватывающую парковку.

Например, раньше в схеме метрополитена не была предусмотрена станция «Западная» — конечная, которая расположится на Периферийном транспортном кольце. На мой взгляд, ее нужно поставить между улицами Крауля и Татищева. Это идеальное место, обеспечивающее транспортную доступность для всего района.

Планировка должна создать базу для воплощения концепции smart city. Дальше все зависит от инженерных решений. Мы думаем, как внедрить беспилотное метро, сделать автоматическое управлением светом и инженерными сетями.

— Почему, чтобы внедрить новые технологии, обязательно нужно строить с нуля?

— Одинаковых районов априори быть не может. Мы сейчас говорим о принципах, подходах к применению новых технологий. В дальнейшем лучшие практики распространят и на другие жилые комплексы.

Во-первых, на ВИЗе не предполагается высотной застройки: плотность там будет даже ниже нормативной. Это новый центр города. Надо помнить, что улица Татищева — это продолжение проспекта Ленина, и делать широкие транспортные коридоры.

Во-вторых, мы предусмотрим этапность при освоении земельных участков. Разом миллион квадратных метров построить нельзя.

— У «Группы ЛСР» на ВИЗе-Правобережном участок. Есть понимание, когда выйдете на площадку?

— Группа ЛСР будет лишь одним из застройщиков, у нас в собственности около 20 га земли. Проект, напомню, мы разрабатываем для 600 га. Я не знаю, когда мы начнем стройку. Для себя определили, что летом покажем планировку района для общественных обсуждений.

— На днях губернатор создал рабочую группу по ВИЗу-Правобережному (туда, в частности, вошли Евгений Куйвашев, Владимир Крицкий, глава областного минстроя Михаил Волков, мэр Екатеринбурга Александр Высокинский). Для чего?

— Есть масса вопросов. Надо согласовать вариант, прежде чем выносить его на суд общественности. Всем кажется, проект планировки сделать легко: сел, почеркался цветными карандашами и на этом работа закончена. Если бы!

Самая большая проблема этого района — это отсутствие канализации. Учитывая, что партнеры рядом утвердили проект планировки, мы сейчас увязываем все воедино, чтобы не строить, например, десять коллекторов.

Владимир Крицкий, ЛСР: «Все балаганят вокруг сквера у Театра драмы, а на ЦПКиО не обращают внимания»
Фото: официальная документация проекта

Миллион квадратных метров жилья введут за счет сноса индивидуальных домов, освоения заболоченной местности и выноса промышленных и складских зон. 200 гектаров сообща застроят ТЭН (442 тыс. м2 жилья), «Стройтэк» и Prinzip (330 тыс. м2), ЖСК «Здоровье» и ЖСК «Наш дом» (26 тыс. м2). Часть земли пока свободна. На ней, согласно проекту планировки, появится еще 200 тысяч «квадратов» жилья.

— Все знают вас как главного сторонника прокладки метро. Один короткий вопрос: начинать рыть стоит с запада или востока?

— Будь моя воля, я бы начал с двух сторон. Сегодня назрел вопрос по микрорайону ЖБИ. Он густонаселенный. Ситуация по транспортной доступности с каждым годом ухудшается, поэтому дотянуть метро туда — это острая необходимость. На ЖБИ будет логично расположить метродепо. На ВИЗе оно неуместно, потому что странно размещать подобный производственный объект рядом с местом для проведения значимых мероприятий.

На западе вторая линия тоже нужна. Планируется огромный объем застройки, нельзя терять зарезервированную землю.

— Осенью в Екатеринбург приезжал гендиректор «Группы ЛСР» Максим Соколов. О чем он договорился с губернатором?

— Он приехал заложить первый камень в основание образовательного центра на границе Широкой Речки и Академического.

— Да ладно?! Это ведь формальный повод. Гендиректор самой крупной строительной компании летит за две тысячи километров, чтобы только заложить первый камень?

— А почему бы и нет, ведь это важное дело. Эти микрорайоны остро нуждаются в таком объекте. К тому же Соколов приезжал знакомиться. Очень хорошо, что удалось договориться о выделении бюджетных средств на образовательный центр. А так — планов много. В прошлом году мы были первыми в городе по вводу жилья.

— Про кампус УрФУ заходила речь?

— А что кампус УрФУ? Финансирование еще не выделено. Если будет принято решение, мы собираемся активно участвовать в конкурсах. Желание у университета есть, но я не верю, что в краткосрочной перспективе задумку удастся реализовать.

Владимир Крицкий, ЛСР: «Все балаганят вокруг сквера у Театра драмы, а на ЦПКиО не обращают внимания»
Фото: архив 66.RU

Куйвашев: «Уверен, что мы продолжим совместные проекты развития. У нас достаточно неплохо получилось в Мичуринском, проведена большая работа по строительству кампуса для Уральского федерального университета».

У нас есть готовый проект по строительству еще одного здания общежития, мы ждем подтверждение федерального финансирования. Для Универсиады-2023, на которую город претендует, потребуются еще корпуса во Втузгородке. Вместе с этим надо сносить старые здания, которые срок службы исчерпали. Во время универсиады там будут жить участники и обслуживающий персонал, а после общежития будут сданы студентам. По этому принципу работала Казань, по этому принципу готовится Красноярск.

Еще мы обсуждали с Евгением Владимировичем планы по застройке завода ЖБИ. В прошлом году мы провели масштабную реконструкцию, все производственные мощности сконцентрировали на 12 га, поскольку большинство площадей завода просто не использовались. Этого достаточно, чтобы мы могли строить до 300 тысяч м2 жилья в год. Сейчас мы работаем над обозначением санитарно-защитных зон. Ведется непростая работа, связанная с превращением очередной промзоны в территорию, где разместятся объекты более комфортного использования.

— Гордума на этой неделе приняла поправки в Правила землепользования и застройки, которые предусматривают изменение функционального назначения земли в сквере на Октябрьской площади для строительства храма Святой Екатерины. Вы как к этому проекту относитесь?

— А вы у всех об этом спрашиваете?

— Нет. Ваше мнение, как мне кажется, ценно. Не каждый из депутатов — бывший вице-мэр, действующий управленец в строительной компании и участник градсовета, где обсуждались эти планы.

— Я нормально отношусь к храму Святой Екатерины. Я был сторонником строительства храма на воде. Мы могли получить не объект, а конфетку. Храмов на воде в мире очень мало, а в Российской Федерации я не знаю ни одного.

Стрелка у стадиона «Динамо» — это заводь, куда постоянно прибивается мусор. И этот закуток никак не влияет на восприятие города. Если бы там построили храм, то, даю гарантию, недовольные покричали бы, поспорили бы, пообнимали бы пруд, походили бы с плакатами, но потом прошел бы год, два, пять, десять и все бы сказали «вах!» В Екатеринбурге появилась бы такая достопримечательность, которая привлекла бы туристов со всего мира.

Нынешний вариант тоже будет хорошо смотреться. Два частных инвестора решили построить церковь и говорят: «Нет в городе храма Святой Екатерины, возьмите наши деньги». Что неравнодушная общественность может предложить взамен?

Давайте уже остановимся. Тем более, храм никому не помешает. Там сделают хорошее благоустройство, приведут в порядок центр города. Кому от этого плохо?

— Еще одна горячая тема — будущее ЦПКиО. Мэрия рассматривает несколько концепций…

— Предлагаю пойти цивилизованным путем: сначала обсудить концепт, а потом назначить директора. Только хватит залезать на территорию парка! На участке по другой берег от ЦПКиО изначально хотели построить выставочный центр с мостом через речку. Вместо этого участок перевели в жилье и расширили территорию застройки. К чему мы придем в будущем? Надо школу строить, детские сады. В парк придется заходить?

Владимир Крицкий, ЛСР: «Все балаганят вокруг сквера у Театра драмы, а на ЦПКиО не обращают внимания»
Фото: ekburg.ru

80 тысяч м2 выставочных площадей, гостиница на 470 мест, офисы на 1250 сотрудников, 2000-местный конгресс-холл и подземная парковка на 2,5 тысячи машин — вот какие далеко идущие амбициозные планы были у тогдашнего застройщика. Уже во время саммита ШОС в 2009 году планировалось провести здесь первую выставку строительных материалов.

— Нельзя. Там ведь особо охраняемая природная территория.

— Вы посмотрите, куда все движется. Почему-то эта ситуация всех устраивает. Все балаганят вокруг сквера у Театра драмы, а тут делают вид, что ничего не происходит. А когда увидят, что территория парка оказалась меньше, чем должна, а идею восстановления паркового пруда похоронят, будет уже поздно. У меня это вызывает недоумение.

Лично у меня в мыслях никогда не было зайти на эту площадку и возвести там жилье. А вот то, что застроят территорию завода Воровского, мне по душе. Промышленные предприятия необходимо выносить за пределы города, это хорошо скажется на городской среде.

— А если строителя обязать ухаживать за парком?

— Нельзя, закон не позволяет. В Китае, к примеру, строят много жилых комплексов у парков. Частные фирмы содержат эти парки, открывают их для всех желающих, но в девять вечера закрывают. Вход туда возможен только резидентам.

Помните историю, когда на улице Народной Воли вместо бараков построили многоэтажки? Так вот тогда застройщик хотел привести Зеленую Рощу в порядок. Ему запретили, сказав, что это публичная территория.

— А что делать с заброшенной больницей в Зеленой Роще?

— Сейчас заброшенная больница только ухудшает ситуацию. Тут два варианта: восстанавливать или сносить. Но снести никто не даст. Это объект культурного наследия.

— Существует ли жизнеспособная экономическая модель, которая бы устроила инвестора и в то же время дала памятнику новую жизнь?

— Сейчас памятники массово выставляются на продажу для дальнейшей реставрации.

— Их покупают, и ничего не происходит.

— Почему ничего не происходит? Много примеров, когда старинные здания переделывали под частное жилье. Дом на улице Горького — пожалуйста. Госпиталь Верх-Исетского завода — еще пример.

— У гостиницы «Мадрид» — другая судьба.

— Но ведь и ведомство, которое распоряжается объектом культурного наследия, должно что-то сделать, верно?

— Вспоминаю, как чиновники из Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры спокойно смотрели на разваливающийся Харитоновский парк.

— История с Харитоновским парком — это квинтэссенция человеческой глупости. В администрации города лежал проект реконструкции. На него выделили деньги. Но тут прибежали радетели сохранения исторического наследия и заблокировали работы.

Другой пример — здание в стиле конструктивизма на улице Вайнера. То же самое: «Да как же можно, керамической плиткой?!» А что такое конструктивизм? Самые примитивные здания с точки зрения архитектуры: прямые углы, никаких излишеств. Ничего бы не произошло, если бы здание спрятали за керамической плиткой.

Владимир Крицкий, ЛСР: «Все балаганят вокруг сквера у Театра драмы, а на ЦПКиО не обращают внимания»
Фото: архив 66.RU

В прошлом году «Группа ЛСР» на Урале возвела примерно 130 тыс. м2 жилья — больше всех в городе.

— Возможен ли в черте города второй Мичуринский?

— Может быть. Почему нет? Если найдется такой же желающий строить.

— Там ведь очень маленькая рентабельность?

— Практически нулевая. Малоэтажка — очень затратный проект с точки зрения протяженности сетей и площади благоустройства.

— А спрос на такой формат жилья есть?

— Есть. Это один из популярнейших объектов у наших покупателей.

— Свободная земля стремительно сокращается. Реновация — чуть ли не единственный способ получить землеотвод в черте Екатеринбурга. Компании поделили практически полностью оба Цыганских поселка.

— По Генплану зона вдоль улицы Металлургов предназначена для строительства многоквартирного жилья. Это же въезд в город с западного направления. И что видят гости? Худшие традиции Шанхая в старом понимании. Помимо эстетических претензий, тот частный сектор — не совсем благополучный район.

И Московскую тоже надо застраивать, и изымать под муниципальные или областные нужды первый ряд домов вдоль улицы для расширения дороги.

— В Петербурге «Группа ЛСР» на условиях государственно-частного партнерства построила трамвайную ветку до Всеволожска. Реален ли такой проект в Екатеринбурге?

— На сегодняшний день — нет. Строителю сегодня ничего не дадут сделать. Нам запрещено перебрасывать деньги на другие проекты. Только с согласия дольщиков. Отгадайте с трех раз, согласятся ли они на 20-процентное удорожание квартир ради трамвайных путей?

Четыре года назад мы выходили с этой инициативой в администрацию Екатеринбурга. Получили ответ: «Заниматься проектированием линии, связывающей центр города и Широкую Речку, будет Мастерская Генплана».

— Почему трамвай в Верхнюю Пышму оказался важнее трамвая на Широкую Речку?

— Важно все: и Верхняя Пышма, и Широкая Речка. Городские власти для того и существуют, чтобы определить приоритеты. Они должны четко сказать: «Развиваемся туда-то. Господа застройщики, мы сюда будем вкладывать бюджетные деньги, строить дороги, школы. Приходите».