Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Суд приказал снести автоцентр над станцией «Бажовская» через месяц. Объясняем, почему это не произойдет

11 марта 2020, 16:47
Весь прошлый год мэрия и компания «Промавтосервис» — владелец небольшого участка на углу улиц 8 Марта — Большакова и здания на нем — провели в судах. Апелляционная инстанция признала объект самовольной постройкой. Теперь компания должна вернуть землю в муниципальную собственность и снести автоцентр. Однако пока это невозможно: судебные тяжбы на самом деле не окончены, и у «Промавтосервиса» есть план по сохранению здания.

Споры за землю

Мотивировочная часть решения на сайте арбитражного суда, где идет разбирательство по делу, еще не доступна. Все подробности исходят от пресс-службы городской администрации. Сотрудники мэрии сообщают в релизе, что Семнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе декабрьское решение областного арбитража. Тогда первая инстанция признала автоцентр с подземной парковкой самовольной постройкой и обязала застройщика за свой счет его снести.

«С 10 марта определение суда первой инстанции вступило в силу: с этого дня начался 30-дневный отсчет для выполнения ответчиком (ООО «Промавтосервис») исковых требований администрации Екатеринбурга о сносе самовольно построенного здания», — говорится в сообщении.

Кроме того, в пресс-релизе приводилось мнение юриста Главархитектуры Евгении Рожок, у которой «не было сомнений в том, что апелляционная инстанция разберется в ситуации». От уточняющих комментариев в мэрии отказались.

В сообщении упущена важная деталь: «Промавтосервис» может обжаловать решение в кассационной инстанции — Арбитражном суде Уральского округа в течение двух месяцев. Именно так и поступит компания. Мы связались с представителями «Промавтосервиса», и они сообщили, что намерены продолжать судебный процесс и не исключают подписания мирового соглашения. В чем суть, они не уточнили, но рассчитывают, что здание останется на нынешнем месте.

За последние пару лет мэрия судилась с «Промавтосервисом» по четырем различным поводам.

  • По первому из них мэрия потерпела поражение. В 2017 году министерство строительства Свердловской области выдало ООО «Промавтосервис» разрешение на возведение «здания подземной автостоянки с наземными помещениями выставки автоаксессуаров». После получения документов на ввод объекта в эксплуатацию компания решила выкупить участок в собственность. Новая команда мэрии отказала ей в этом, и тогда предприниматели пошли в арбитраж. В декабре 2018 года суд признал отказ незаконным и обязал мэрию заключить договор купли-продажи и передать участок в 0,7 га за 15% от кадастровой стоимости (примерно за 12 млн рублей).
  • В октябре 2019 года суд приостановил производство по иску «Промавтосервиса». Чиновники отказали компании в выдаче градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) — документа, который бы позволил приступить к бумажной работе для строительства жилой высотки.
  • В ноябре 2019 года суд приостановил производство по жалобе мэра Александра Высокинского, который требовал признать разрешение на строительство автоцентра незаконным. Ранее суд признал документ, который выдал застройщику областной минстрой, законным, решение вступило в силу, но инстанция продлила главе города сроки подачи иски как «заинтересованному лицу, объективно не имевшему возможности участвовать в процессе».
  • Наконец, в декабре 2019 года Арбитражный суд Свердловской области вынес решение по спору администрации Екатеринбурга с компанией «Промавтосервис» и обязал предпринимателей вернуть городу земельный участок над несуществующей станцией метро «Бажовская». Доводы, что здание незаконное, поскольку договор аренды запрещал капитальное строительство, были приняты.

Борьба за метро

Городу получить участок назад — критически важная задача: они заявляют этот участок как место, где когда-нибудь будет выход из станции «Бажовская». Считается, что решающий перевес муниципалитета в процессе возник после того, как вице-мэр по строительству Алексей Бирюлин обнародовал материалы о том, что постановление сити-менеджера Екатеринбурга от 23 сентября 2014 года якобы оказалось поддельным. Именно на основании этой бумаги земельный участок был переведен в зону, где допускалось строительство капитальных объектов.

Директор «Промавтосервиса» Ренат Гараев публично потребовал проверить сотрудников мэрии из-за подделки документов. Позже следователи установили, что постановление главы города действительно было фальшивым, но заводить уголовное дело не стали.

В интервью 66.RU один из собственников фирмы-застройщика Илдар Губаев объяснил, почему появление подделки выгодно только городской администрации, а также обрисовал последствия, которые наступят, если участок возвратят городу.

Фактически судьба этого дела была предопределена, когда депутаты Екатеринбургской городской думы изменили категорию земли под автоцентром с Ц-2 (общественно-деловая застройка местного значения) на ТОП-2 (земля общего пользования), запрещающую строить на ней жилье.

Как будут развиваться события, если нынешнее решение устоит и в кассации:

  • «Промавтосервис» сносит здание и передает участок в муниципальную собственность.
  • Мэрия выплачивает компании компенсацию в 12,4 млн рублей (стоимость, по которой компания приобрела землю) после того, как участок будет освобожден.
  • Мэрия вносит изменения в Генплан, предусматривает станцию «Бажовскую» как пересадочную между первой и третьей ветками метро и резервирует землю для муниципальных нужд.

Впрочем, эти события никак не приблизят Екатеринбург к прокладке второй ветки. Во-первых, в городском бюджете на 2020 год не запланированы расходы на линию от района ВИЗ-Правобережный до микрорайона ЖБИ. Во-вторых, ни в федеральном, ни в областном, ни в муниципальном бюджетах нет (и не предвидится) тех 80–90 млрд рублей, которые требуются на подземный транспорт. В-третьих, пассажиропоток в екатеринбургской подземке снижается каждый год, поэтому обосновать перед Москвой необходимость его развития проблематично. В-четвертых, вице-премьер РФ, ответственный за строительство и региональную политику, Марат Хуснуллин заявил, что «метро целесообразно строить там, где гарантирован пассажиропоток не меньше 30 тыс. человек в час» (в Екатеринбурге — почти 7 тыс.).