Бизнесмен Александр Оглоблин объявил о закрытии сети магазинов «Елисейский» — они не выдержали конкуренции с федеральными сетями. За восемь лет количество точек сократилось в 7,5 раза — с 30 магазинов в 2015 году до 4 в 2023 году. Предприниматель неоднократно заявлял, что региональный ретейл обречен.
В Екатеринбурге насчитывается 3152 продуктовых магазина разного формата. Из них 1322 магазина работают как супермаркеты. Согласно данным 2ГИС, 932 торговые точки — представители федеральных сетей («Магнит», «Верный», «Пятерочка», «Перекресток», «Лента» и другие). Они занимают долю в 70,5%. Локальный ретейл представляют четыре основных бренда: «Монетка» (261 магазин), «Кировский» (114 магазинов), «Яблоко» (11 магазинов) и «Елисей»\«Елисейский» (4 магазина). Всего у местных сетей — 390 торговых точек, они занимают оставшуюся долю в 29,5% рынка.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Федеральные сети начали захватывать рынок Екатеринбурга в начале нулевых годов. В городе тогда работали магазины «Купец», «Кировский», «Мегамарт», «Звездный» и другие сети, о существовании которых многие уже забыли.
«Мегамарт»
Название «Мегамарт» придумал предприниматель Олег Леонов, создавший в Санкт-Петербурге оптовую компанию «Юнилэнд» — первого в России эксклюзивного дистрибьютора марок Unilever. В 1995 году в Екатеринбурге открыли филиалы «Юнилэнда», а летом 2000 года «Юнилэнд-Екатеринбург» открыл на Серафимы Дерябиной, 24 первый «Мегамарт». Екатеринбургская торговая сеть проработала еще более двух десятилетий — в 2021 году «Мегамарты» выкупил федеральный «Магнит».
«Райт»
Первый гипермаркет «Райт» (входили в сеть «Монетка») открылся в Нижнем Тагиле в 2008 году, затем в Екатеринбурге и в других регионах Уральского федерального округа. Сеть проработала 12 лет, но в 2020 году владелец Роман Заболотнов продал «Райт» X5 Retail Group. На месте большинства гипермаркетов начали работу «Перекрестки».
«А-Продукт»
Продуктовая сеть «А-продукт» — одно из направлений сети «Атлант», которая начала работать в 1991 году. К началу 2015 года в Екатеринбурге было 19 магазинов «А-продукт», но уже весной того же года владелец сети Павел Алянич продал 10 магазинов группе компаний «Кировский» Игоря Ковпака. Три точки закрыли осенью 2015-го из-за роста кредитной нагрузки. Последний магазин сети в ТЦ «Аида» закрылся в 2018 году.
«Звездный»
Первый универсам «Звездный» учредители СКМ-Холдинга Григорий Корищ и Николай Лантух запустили в 2002 году. В июле 2017 года компания сообщила поставщикам, что магазины закрываются. Лучшим вариантом собственники посчитали арендный бизнес — освободившиеся площади заняли «Пятерочки» и «Перекрестки».
«Семь ключей»
Первый магазин «Семь ключей» открыли в 1997 году. Сеть принадлежала бизнесмену Виктору Лощенко. Как и у остальных локальных игроков, у «Семи ключей» проблемы начались в середине десятых годов — тогда количество магазинов в городе сократилось. Осенью 2017 года заместитель главы горадминистрации по вопросам потребительского рынка и услугам Владимир Боликов заявил об уходе с рынка очередной уральской сети продуктового ретейла.
«Пикник»
Первый «Пикник» заработал в Екатеринбурге в 1998 году. Сеть открыли супруги Надежда и Дмитрий Плотицины, но в 2012 году чета решила развестись и между супругами начались судебные тяжбы. После расторжения брака пять принадлежащих Дмитрию Плотицину магазинов, которые раньше развивались под брендом «Пикник», были ребрендированы в торговую сеть «Яблоко». После этого у сети появились долги перед поставщиками, магазины начали закрывать, объясняя все оптимизацией. В 2017 году «Пикника» не стало.
«Купец»
История сети началась в кризисный 1998 год, к началу нулевых бизнесмен Олег Хан открыл уже 16 магазинов в Екатеринбурге и два — в Нижнем Тагиле. Флагманский магазин — на месте бывшего универсама «Мария» — проработал до марта 2014 года, когда владельцы торгового центра «Гринвич» запустили собственный магазин «Гипербола».