Глобальные планы благоустройства и их воплощение
Разработчики мастер-плана определили четыре драйвера развития Шарташского лесопарка:
- Водно-спортивный. Включает строительство дайвинг-центра, станции водных видов спорта «Мыс экстрим», появление мест для занятий кабельным вейкбордингом и спортивной рыбалкой.
- Оздоровительный. Включает строительство двух очередей термального комплекса «Баден-Баден».
- Экологический. Включает создание этнографического и болотного парков, экологопросветительского центра и школы тропостроителей.
- Событийный. Включает проведение «Тур де Шарташ», театрального фестиваля «Каменные палатки», регионального конкурса лодок и плотов, экологических конференций, регионального фестиваля-симпозиума деревянной скульптуры, регионального фестиваля «ленд-арта».
Фото: официальная документация проекта, коллаж 66.RU |
---|
Так авторы плана представляли себе дайвинг-центр с площадкой для кемпинга и термальный комплекс «Баден-Баден» |
Однако большинство идей так и осталось только на страницах мастер-плана. И первая из них — финансовая.
Бюджетные деньги исчерпаны
По плану на развитие Шарташского лесопарка до 2030 года должны были потратить 16,8 млрд рублей, из них 9,88 млрд рублей — из бюджета, еще 6,92 млрд рублей должен был вложить инвестор.
Однако проекты, отраженные в мастер-плане, слабо коррелируют с реальными бюджетами. Аудиторы областной Счетной палаты подсчитали, что на финансирование мероприятий по созданию рекреационно-оздоровительного кластера «Шарташский лесопарк» за 2019–2022 годы потратили 1,6 млрд рублей. Большую часть — на его благоустройство, ремонт дороги, создание велодорожек, содержание территории. Это только одна десятая часть тех денег, которые планировали вложить в развитие.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Бюджетных денег слишком мало. Директор Шарташского лесопарка Сергей Бондарев напрямую заявлял 66.RU о нехватке финансирования.
«Любое бюджетное учреждение на сегодняшний день на себе ощущает недостаток финансирования. Мы работаем в этом направлении с Минприроды, депутатами Заксобрания, отстаиваем, что нам надо дополнительное финансирование на текущее содержание и эксплуатацию лесопарка. Скажем так, есть определенные суммы необходимые, с которыми мы заявляемся», — рассказал Бондарев.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Элементы благоустройства в лесопарке есть, но значительно меньше, чем планировалось |
В 2023 году оператор лесопарка получил деньги только на установку двух туалетов и благоустройство многофункциональной площадки. Вложиться в развитие инфраструктуры парка могли бы частные инвесторы, но их нет.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Но есть и такие места |
«Депутаты комитета по экологии и природопользованию выезжали на территорию лесопарка и общались с директором. Я сам не присутствовал, но знаю, что в адрес руководства звучала конструктивная критика, что не все, что хотелось и планировалось, реализовано. Один из депутатов оценил доклад директора на два балла», — рассказал 66.RU депутат Законодательного собрания Свердловской области Станислав Блохин.
Юридические формальности
Большая часть Шарташского лесопарка входит в зону особо охраняемой природной территории (ООПТ). Для нее установлен строгий режим использования земель и существуют ограничения на строительство капитальных объектов. Такие вводные непривлекательны для бизнеса, считает заместитель директора по развитию «Шарташского лесного парка» Наталья Бойко.
«На текущий момент есть только один инвестор: база «Экстрим». Из-за статуса ООПТ мы не можем отдавать земли инвесторам, а только заключать договора о сотрудничестве. Как только предприниматели понимают это, они тут же пропадают», — отмечает Бойко.
Из-за того что земли из ООПТ запретили выводить на федеральном уровне, никакие масштабные инвестпроекты на территории парка невозможны, подтверждает Сергей Бондарев. И, по его словам, «ни один здравомыслящий инвестор не будет участвовать в таких мероприятиях».
Фото: официальная документация проекта, скриншот 66.RU |
---|
Территорию планировали разбить на три части: парк «Северный Шарташ», парк «Изоплит» и парк «ЖБИ». У каждого из них должна быть своя входная группа. |
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
А это реальность. Руководство парка ведет поиски инвесторов для обустройства входных групп, но есть сложности, связанные с участками: какие-то из них принадлежат частным лицам, какие-то являются неразграниченными землями, какие-то находятся на балансе области или муниципалитета. |
Также директор лесопарка напомнил, что если раньше бизнесмены могли брать в аренду на 49 лет в участок и заниматься коммерческой деятельностью, то сейчас этого нет, а значит, нет и гарантий для инвестора.
«Арендаторы земельных участков на Шарташе имеют возможности и желание инвестировать в инфраструктуру, но по закону кроме велодорожек и скамеек они на территории не могут ничего сделать. Нужно законодательно расширять возможности использования рекреационных земель», — резюмировал Станислав Блохин.
Однако неудобный статус земли — не единственная проблема, отпугивающая инвесторов. Бизнес, который вкладывается в развитие Шарташа, несет репутационные и финансовые риски. И это третья причина, почему лесопарк так и не удается благоустроить.
Бизнес сильно рискует
Никто не может дать гарантий, что частный проект состоится, даже если его поддерживает муниципальная или региональная власть. Причем это касается не только территории самого парка Шарташ, но и прилегающих участков. Ниже — три примера того, с какими сложностями сталкиваются инвесторы.
ТЛЦ «Уральский»
Транспортно-логистический центр (ТЛЦ) «Уральский» — часть большого проекта «Сухой порт», который инициировал губернатор Евгений Куйвашев. Однако создатели логического центра столкнулись с волной протеста против его строительства. Жители поселка Калиновский сначала выходили на улицы с пикетами, жаловались президенту Владимиру Путину, а потом попытались запретить стройку через суд.
Фото: архив 66.RU |
---|
Главная претензия протестующих заключалась в том, что рабочие засыпают пруд ради застройки. Но оказалось, что поводов для протеста не было — строители ТЛЦ будут использовать пруд как пожарный, необходимый по нормам безопасности. А земляные работы застройщик объяснил тем, что подъездные пути к пруду со стороны ТЛЦ заболочены и непроходимы — грунт отсыпают затем, чтобы на месте топей и камыша появилась твердая поверхность.
Фото: Антон Буценко, архив 66.RU |
---|
Губернатор Евгений Куйвашев и полпред Владимир Якушев на открытии ТЛЦ «Уральский» |
Суд противники проиграли, а проект, несмотря на протесты, реализовали. В ноябре 2022 года первую очередь транспортно-логистического узла запустили. И этот пример можно считать относительно позитивным для инвестора. Деньги он почти не потерял. Однако репутационные потери понес.
Термы «Баден-Баден»
План развития Шарташского лесопарка изначально предполагал строительство двух очередей терм «Баден-Баден» на Шарташе — на этапе реконструкции в 2021–2023 годах и в 2027–2023 годах. Суммарно инвестиции в проект владелец сети термальных курортов Baden Family Евгений Кононов оценил в 1,5 млрд рублей. Бывший директор лесопарка Артур Зиганшин называл этот проект одним из главных для развития территории.
Строительство терм поддержали на региональном уровне. Первые рейдеры «Баден-Бадена» на Шарташе в марте 2021 года опубликовала министр инвестиций Свердловской области Виктория Казакова. Она же заявила, что комплекс построят до конца 2023 года.
Это первый проект терм «Баден-Баден» |
«Объем инвестиций в проект составит 400 млн руб. Планируется создать 100 новых рабочих мест. Ежегодно комплекс смогут посещать до 170 тыс. жителей и гостей Свердловской области», — сообщила Виктория Казакова.
Учредитель «Баден-Бадена» планировал выйти на строительную площадку осенью 2021 года. Однако стройка столкнулась с волной возражений. Главная претензия была не к комплексу как таковому, а к выбранной локации.
Сначала команда проектировщиков плана развития Шарташа заявила, что «Баден-Бадену» нужно вести стройку в месте, где территория урбанизирована, а выбранную локацию отдать под болотный парк. Затем гордума отклонила проект «Баден-Бадена» на Шарташе — для его принятия не хватило буквально одного голоса. Депутаты должны были изменить статус участка берега Шарташа, который считается особо охраняемой природной территорией. Поводов для отказа было два. Первый — «реальных гидрологических исследований по Шарташу нет». Второй, основной, — на тот момент против стройки протестовали жители ЖБИ и другие активисты.
Фото: архив 66.RU |
---|
В начале 2022 года Государственная экологическая экспертиза вынесла отрицательное заключение на изъятие участка земли на берегу Шарташа и строительство там термального комплекса.
Позже в интервью 66.RU Евгений Кононов заявил, что других достойных постройки терм локаций на Шарташе он не видит. «Сейчас речь идет о том, чтобы в таких местах, как Шарташ, появлялась качественная рекреационная инфраструктура. В этом смысле мы на верном пути, возможно, проект еще удастся реализовать в прежних границах», — заявлял он.
Однако проект в том виде, в котором его задумывали изначально, так и не реализовали. Евгений Кононов предпринял новую попытку создать место для отдыха на Шарташе, но уже на частной территории, и снова столкнулся с проблемами.
«Шарташ Пляж»
В конце 2022 года свердловские власти вновь анонсировали появление комплекса «Баден-Баден». Замгубернатора Свердловской области Дмитрий Ионин заявил, что Евгений Кононов подготовил проект строительства новых терм на северо-восточном берегу озера. Участок земли, на котором собирались начать стройку, находится в частной собственности компании.
В марте 2023 года новым участком заинтересовалась природоохранная прокуратура. Через месяц, в апреле, сотрудники департамента Госжилнадзора нашли на месте стройки зоны отдыха «капитальный объект, который является самовольной постройкой». В мае 2023 года городская администрация обратилась в суд с требованием снести конструкцию «Баден-Бадена» на Шарташе. Суд постановил «в качестве обеспечительной меры» остановить работы на объекте.
В конце июня «Шарташ Пляж» открыли в техническом режиме.
«Шарташ Пляж» — второй проект «Баден-Бадена» в окрестностях озера. |
21 июля Арбитражный суд Свердловской области удовлетворил заявление прокуратуры о принятии мер по обеспечению иска и запретил владельцу сети термальных курортов Baden Family Евгению Кононову эксплуатировать объекты, построенные на Шарташе. Также запрещено строительство на этой территории, в том числе с привлечением подрядных организаций. В компании с такими обеспечительными мерами не согласились.
Спустя несколько дней проект впервые публично поддержал мэр Екатеринбурга Алексей Орлов, назвав его «интересным с точки зрения бизнеса». «Мне обидно, что такой объект в силу ограничительных мер не будет работать», — сказал журналистам глава города.
В компании сообщили 66.RU, что не согласны с требованиями прокуратуры и принятыми судом обеспечительными мерами. И добавили, что если они вступят в силу, то организация начнет нести значительные убытки, так как 20 сотрудникам надо будет выплачивать зарплату за каждый день вынужденного простоя.
«Истцом оспаривается законность возведения на земельном участке всего двух сооружений — бассейна и одноэтажного хозяйственного сооружения. Тогда принятая мера обеспечения коснулась запрета на производство любых видов работ на территории и эксплуатации любых объектов на ней, включая, к примеру, зону благоустройства, общепита и отдыха. Считаем, что связь с предметом исковых требований отсутствует», — сообщил 66.RU представитель «Баден-Бадена».
25 июля Арбитражный суд Свердловской области согласился с доводами инвестора и разрешил владельцу сети термальных курортов Baden Family Евгению Кононову использовать и реконструировать часть построек «Шарташа Пляжа», которые не являются объектами капитального строительства.
«Суд уточнил, что проведение строительно-монтажных работ и эксплуатация не допускаются только в отношении объектов капитального строительства, находящихся на земельных участках. Это означает, что эксплуатировать территорию зоны отдыха можно», — рассказали в компании.
Но 28 июля собственник принял решение приостановить работу «Шарташа Пляжа», «чтобы решить все необходимые юридические вопросы».
Потеря инвестиционного интереса
Большинство тех, кто заинтересован в развитии Шарташского лесопарка, считают, что такие бизнес-конфликты уничтожают инвестиционную привлекательность территории. А протесты против любого благоустройства в конечном итоге могут привести к тому, что Шарташ так и не станет местом для отдыха, спорта и оздоровления.
«Бизнес — живой организм, информация очень быстро распространяется в предпринимательской среде. Зачастую, когда такие ситуации возникают, потенциальные инвесторы рассуждают так: «Зачем мне вступать в непонятную игру с непонятными правилами, если я могу реализовать то же самое в другой локации», — рассказал 66.RU экс-директор Шарташского лесопарка, бывший глава комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга Артур Зиганшин.
Директор юридического агентства «ЮС КОГЕНС», член Совета свердловского отделения «Деловой России» Светлана Корабель считает, что в регионе в принципе немного бизнесменов, готовых инвестировать большие деньги именно в инфраструктуру и делать что-то для горожан.
«Я не могу комментировать и отвечать тут за «Деловую Россию». Могу говорить от себя. Считаю, что такие ситуации, как с «Баден-Баденом», однозначно ухудшают инвестклимат и отпугивают бизнесменов. Кейс с «Баден-Баденом» вообще выбивается из общей практики — областная прокуратура очень редко подает подобные иски с требованиями таких ограничительных мер», — отмечает юрист.
В интервью 66.RU соучредитель «Общества Малышева, 73» Игорь Заводовский, член попечительского совета по благоустройству Шарташа и Каменных палаток, объяснял, как протесты и реакция властей на них влияют на исход ситуации.
«Как девелоперу, мне тоже грустно. Любой проект — это за и против. Люди «за», как правило, менее активны; а люди «против» — энергичные. Например, если 80% за, а 20% против, меньшинство должно большинству подчиниться — для того и есть демократия. Но мы не слышим большинства, а активное меньшинство — слышим, и это проблема. Должно быть главенство закона. Если есть разрешение на строительство — надо строить. Надо ли спрашивать горожан? Надо. Но делать это до разрешения на строительство», — считает Заводовский.
По мнению предпринимателя, власти всех уровней должны твердо держать позицию, иначе «любой проект могут остановить».
Авторы текста: Александра Морозова, Дарья Александрович