Екатеринбургские власти начинают сезон муниципальных закупок, связанных со стройками. При каждой новой команде взаимоотношения со строительными компаниями меняется. Так, при Александре Якобе муниципальные деньги на дороги, школы, детсады раздавали очень скупо. При Александре Высокинском — щедро, но неравномерно. Прокуратура изобличила прежних управленцев в том, что они создавали неравные условия для участников строительного рынка. Нынешний мэр Алексей Орлов наладил отношения с застройщиками и, по словам участников рынка, перестал делить подрядчиков на «угодных» и «неугодных».
Редакция 66.RU изучила все закупки МКУ «Управление капитального строительства» — заказчика бюджетных строек в городе — с января 2021 года по март 2023 года и составила рейтинг компаний, получавших заказы на строительство дорог, школ и других социальных объектов при Алексее Орлове.
Администрация Якоба готовилась принять чемпионат мира по футболу, поэтому в основном выделяла деньги на приведение города в порядок — реставрацию домов на гостевом маршруте и в центре. Команда Высокинского принялась строить детские сады и школы. Алексей Орлов сосредоточился на дорожном строительстве.
Фото: Настя Кеда, 66.RU |
---|
ГУДСР — подрядчик, который на протяжении многих лет, вне зависимости от того, кто руководит городом, получает муниципальные заказы на строительство дорог. За 2 года компания выиграла 11 тендеров. В том числе на реконструкцию улиц 2-й Новосибирской и Лучистой со строительством трамвайной линии в Солнечном. Проект планировали начать еще при Высокинском, но в итоге тендер на 1,8 млрд рублей разыграли только в 2022-м. Также компания получила контракт на реконструкцию улиц, примыкающих к Ледовой арене, и улиц в Новокольцовском к студенческим играм, которые Екатеринбург примет в 2023 году.
Совладельцы ГУДСР — Александр Осинцев и Андрей Семенов (владеют по 30%), Мария Козловская (23%), Павел Пустозеров (10%), Андрей Козловский (7%) . Эти предприниматели также владеют развлекательным комплексом «Луна — 2000» и еще несколькими екатеринбургскими компаниями.
Москвичам достался тендер на строительство развязки у «Калины» стоимостью 6,3 млрд рублей. До 2021 года компания не работала с властями Екатеринбурга.
Московская компания, исторически связанная с Мостотрестом. До 2019 года на муниципальных заказах «АльмакорГруп» работала только в столичном регионе. В ее портфолио, например, строительство участка ЦКАД, Сокольнической линии метрополитена, Кутузовского транспортного тоннеля, пешеходного моста к «Москва-Сити», реконструкция Волоколамского шоссе, ремонт Крымского моста. В 2019 году «АльмакорГруп» выиграла большой тендер на строительство моста через Нижнетагильский пруд, а в 2021 году — на реконструкцию аэропорта в Магнитогорске.
«Трест Уралтрансспецстрой» (Трест УТСС) — также постоянный победитель в борьбе за муниципальные заказы на строительство дорог. Все последние тендеры, которые выиграла компания, связаны со строительством дорог в Академическом. УТСС регулярно достаются подряды и от областных заказчиков, например, на строительство ЕКАД. Основные владельцы треста — Дмитрий и Владимир Головины. Первый вместе с другими уральскими бизнесменами спонсирует волейбольный клуб «Уралочка».
В отличие от первых трех лидеров, «Стройтэк» специализируется не на дорогах, а на школах. В 2018–2019 годах в городе резко ощутили нехватку учебных заведений, поэтому чиновники бросили силы (и бюджет) на то, чтобы обеспечить новые микрорайоны школьными местами. В 2021–2022 бюджеты оказались скромнее.
«Стройтэк» получил 1,5 млрд на строительство гимназии № 40 на Мичурина, 1 млрд на строительство нового корпуса гимназии № 120 на Степана Разина. Еще 160 млн рублей подрядчик получит за строительство стелы «Город трудовой доблести».
Основателем и главой ГК «Стройтэк» является Владимир Копылов — почетный строитель РФ и член городской общественной палаты с 2018 года.
У компании, связанной с ГК «Астра», только один подряд — на реконструкцию стадиона «Калининец» к спортивным играм, которые Екатеринбург примет вместо Универсиады. До этого компания выигрывала тендеры на строительство детсадов и школ в Екатеринбурге, однако в лидеры рейтинга муниципальных подрядчиков не попадала.
Уфимский «Уралмостстрой» выиграл сразу три контракта на строительство дорог на Широкой Речке и один на реконструкцию улиц в Новокольцовском. Компания работает в основном в регионах Приволжского федерального округа. В Екатеринбурге при Александре Высокинском тендеров не выигрывала.
«Атомстройкомплекс» Валерия Ананьева получил четыре контракта на строительство и реконструкцию дорог, но самый большой тендер — строительство школы в Академическом (1,6 млрд рублей).
«Атомстройкомплекс» при Александре Якобе не был в списках лидеров муниципального заказа. При Александре Высокинском компания получила контракты сразу на четыре детских садика и реконструкцию здания на Вайнера под «Эрмитаж-Урал». Однако крупных подрядов на дорожное строительство не было. В 2021–2022 годах сумма заключенных контрактов на дорожные стройки превысила 800 млн рублей.
Замыкает восьмерку компания «Уралдортехнологии» — подрядчик, к которому уже ранее возникали претензии по поводу нарушений, допущенных при ремонте дорог. Тем не менее компания получает муниципальные строительные заказы. Среди новых подрядов: строительство улиц в Солнечном и Академическом.
Компания «Уралдортехнологии» занялась дорогами Екатеринбурга в 2019 году, а до этого занималась в основном областными трассами. Подрядчика связывают с бывшим министром транспорта Свердловской области Александром Сидоренко. Конечный владелец — бизнесмен Роман Жданов. Он в 2016 году написал на Сидоренко заявление в ФСБ.