Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

На площадках под реновацию не будет высоток. Вице-мэр Рустам Галямов — о новых принципах застройки города

25 января 2022, 17:12
На площадках под реновацию не будет высоток. Вице-мэр Рустам Галямов — о новых принципах застройки города
Фото: архив 66.RU
Вице-мэр Екатеринбурга Рустам Галямов, курирующий одну из самых капиталоемких сфер городской экономики — стройку, занял свою должность в апреле прошлого года, после смены управленческой команды. Спустя почти год он рассказал, как будет при нем застраиваться Екатеринбург.

О реновации

В прошлом году мы определили первые три площадки для комплексного развития территории (КРТ). В эту зону попали кварталы, откуда к нам пришло много писем и обращений. По двум из них жильцы единогласно проголосовали за. Торги по определению застройщиков мы планируем объявить в конце февраля — марте. Мы видим большой интерес среди девелоперов к этой программе и рассчитываем на то, что желающих принять участие в торгах окажется много.

Не всегда старый жилой фонд будет заменяться высотками. Не обязательно, что на месте барака появится 100-метровая башня. Каждая территория будет обсуждаться отдельно. Есть идея о том, чтобы в границах КРТ строились дома от семи до десяти этажей, которые бы гармонично вписывались в существующие кварталы.

О реконструкции центра

Центр Екатеринбурга нуждается в обновлении. Но к этому вопросу нужно подходить взвешенно и аккуратно. В центре находится большое количество объектов культурного наследия. Как вы знаете, губернатор собрал рабочую группу, которая в том числе должна решить, как привлечь инвесторов к сохранению таких зданий. Как сделать так, чтобы у арендаторов было преимущественное право выкупа здания-памятника. Тогда у них будет понимание, что оно через несколько лет перейдет к ним в собственность, и останется стимул вкладывать деньги в его содержание.

На площадках под реновацию не будет высоток. Вице-мэр Рустам Галямов — о новых принципах застройки города
Фото: архив 66.RU

Областные власти собираются передать в концессию гостиницу «Исеть». По неофициальной информации, на концессию претендует компания «Деловой дом на Архиерейской».

От инвесторов к нам поступает много предложений по поводу сохранения культурного наследия. Это затратное и неблагодарное дело, но такие люди остались. Учитывая большую заинтересованность у горожан, весной хотим выставить на голосования два памятника. Пусть люди определят, что в них должно находиться.

Также в Правилах землепользования и застройки для центра города необходимо предусмотреть дифференцированный подход, отдельный регламент в части строительства.

О расширении города

В прошлом году мы начали разрабатывать Генплан до 2045 года. Ближе к лету, если позволит эпидемиологическая ситуация, хотим провести несколько очных встреч с людьми, чтобы обсудить изменения. Генплан — это документ долгосрочного планирования, поэтому мы подойдем к нему осмысленно с точки зрения получения обратной связи от горожан и сообществ.

Есть вопросы по поводу того, успеем ли мы реализовать все, что заложено в Генплан-2025. Если нет, то планы перейдут в новую редакцию. Это, например, и строительство второго аэропорта. Сейчас он объективно не нужен, но вполне возможно, что через 10–15 лет при увеличении пассажиропотока воздушная гавань понадобится. Екатеринбург — город с большим потенциалом, он ежегодно прирастает населением.

Много вопросов связано с развитием трамвайной сети. Летом хотим запустить движение в Верхнюю Пышму, начали работу по ветке в Академический. Кроме того, есть проекты по линии в Солнечный и линии, соединяющей Новокольцовский и Светлый с Ботаникой.

Задумок очень много, мы бы с удовольствием зашли во все объекты в этом году, но нас сдерживают бюджетные возможности. Много вещей, которые мы закладываем в Генплан, нужны для получения отклика: требуется — не требуется. Исходя из этого, мы расставляем приоритеты.

Екатеринбург продолжит развиваться в направлении Академического, Солнечного и ВИЗа-Правобережного. Из других крупных проектов — Новокольцовский, которому деревня Универсиады послужит большим подспорьем, Уктус, «Изумрудный бор», Исток.

Не в каждом районе есть возможности для расширения улиц, из-за чего не всегда решается проблема транспортной доступности. В городе много узких дорог. Если расширить один участок, то эффект бутылочного горлышка никуда не исчезнет, пробки переместятся в другое место. Я сторонник того, чтобы развивать общественный транспорт.

На площадках под реновацию не будет высоток. Вице-мэр Рустам Галямов — о новых принципах застройки города
Фото: архив 66.RU

Общественный транспорт Екатеринбурга пытаются отдать в частные руки уже пять лет. Наиболее вероятные кандидаты на концессию — Группа Синара и «Трансмашхолдинг» в лице компании «Мовиста Регионы». Первая компания хочет взять в управление весь электротранспорт города, вторая — строить новые ветки.

Тем не менее недавно мэр подписал постановление о расширении улицы Татищева, которое предусматривает снос нескольких домов (в том числе половины пятиэтажки на Заводской, 30). Если у нас найдутся деньги, то начнем выкупать недвижимость в этом году. На первый этап необходимо найти порядка 500 млн рублей.

О долгостроях

После того как к нам вернулись градостроительные полномочия, мы начали системную работу по выявлению долгостроев. Нужно составить реестр таких заброшенных зданий и определить, что с ними можно сделать. Есть котлованы, вырытые и брошенные, а есть живые инвесторы, которые по различным причинам не смогли продолжить проект.

Например, я встречался с Валерием Ананьевым (глава «Атомстройкомплекса») и мы обсуждали разморозку Opera Tower. У него есть понимание, как завершить стройку. Или другой пример: ситуация с БЦ «Карнеол». Сейчас долгостроем владеет банк «Открытие». Чтобы завершить строительство, необходимы крупные инвестиции. Пока никому это не интересно.

Что касается бизнес-центра «Призма» (заброшенный небоскреб возле железнодорожного вокзала), то мы ждем результатов судебной экспертизы, которую проводят специалисты из УрФУ. Из нее мы поймем, в каком состоянии находятся конструкции, можно ли сохранить здание или его по требованиям безопасности необходимо снести.

На площадках под реновацию не будет высоток. Вице-мэр Рустам Галямов — о новых принципах застройки города
Фото: архив 66.RU

Небоскреб не могут возвести уже 15 лет. Дело в том, что высотка считается самовольной постройкой: разрешения на ее строительство никогда не существовало. В июле 2019 года администрация Екатеринбурга подала иск в арбитражный суд с требованием снести часть здания.

В непонятном состоянии находится проект «Бриллиантовой башни». Собственник имеет на руках старую экспертизу и старое разрешение, по которым может строить. Но он решил увеличить этажность здания. В нынешнем виде документацию мы утверждать не будем, потому что поменялись нормы законодательства, появилось требование по обеспеченности парковочными местами.

Когда собственник заявляет, что хочет строить пять подземных этажей под паркинг, это означает, что в строительстве он мало что понимает. Для любого девелопера вариант с двумя подземными этажами для стоянки находится на грани рентабельности, а пять — это заведомо убыточный проект.

О принципах работы с застройщиками

В Екатеринбург приходят новые девелоперы (речь идет о ГК «Самолет», которая собирается застроить бывшую территорию «Уралмашзавода», и «Стране Девелопмент» с проектом в районе Сибирского тракта). Это результат работы мэрии за последние два-три года. Быстро зайти на любой рынок — не только екатеринбургский — не получится. Сначала компании нужно найти землю в чужом городе, понять, что там должно быть, разработать проект планировки.

Появление новых игроков говорит о том, что Екатеринбург обладает огромным потенциалом. Он интересен федеральным компаниям. И это хорошо. На рынке должна существовать конкуренция.

Когда новые игроки заходят на рынок со своим продуктом, это всегда дает толчок к тому, чтобы все остальные подтягивались к этому уровню. Покупатели стали разборчивыми, никого не удивишь красивым фасадом или благоустройством. Сейчас все стараются развивать сервис, приложение для телефона, через которое можно оплатить коммуналку, записаться в химчистку или вызвать консьержку.

Никто не против, если у нас будут появляться хорошие дома с различными услугами в шаговой доступности — кафе, спортзалом, парковкой. Другой вопрос, что от этого приобретет город. В этом плане у нас подход один, и мы ведем работу со всеми застройщиками. Много примеров, когда они безвозмездно передавали в муниципальную собственность площади под размещение детских садов и землю для дорог.

На площадках под реновацию не будет высоток. Вице-мэр Рустам Галямов — о новых принципах застройки города
Фото: архив 66.RU

Глава компании «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев предложил принять прозрачные правила строительства объектов инфраструктуры, которые будут соотноситься с планами по застройке и реновации районов.

Мы стараемся максимально вовлекать девелоперов в развитие территории. У нас нет задачи, чтобы они зарабатывали и выжимали максимум с клочка земли. С застройщиками у нас сложились доверительные отношения. Приведу три примера.

Первый. В ближайшее время мы доведем до ума наш Стандарт благоустройства (это свод правил, где будет прописано, как должны выглядеть улицы и набережные), чтобы привести улицы в единый стиль оформления. Для девелоперов он станет рекомендательным. Мы предварительно с ними разговаривали: никто не против следовать этим подходам, все за.

Второй. Сейчас идет конкурс по разработке концепции развития набережной от улицы Ткачей до улицы Лыжников. Те застройщики, которые согласились профинансировать конкурс — это ПИК, Acons Group, «Атомстройкомплекс» и «Эфес», — взяли на себя обязательства реализовать ту концепцию, которую выберут жители.

Такие же планы есть и насчет остальных территорий набережных, в том числе на ВИЗе и у Макаровского моста, где застройщик разрабатывает проект нового района.

Третий. Компании, которые входят в Гильдию строителей Урала, подписали соглашение по согласованию внешнего облика новостроек. Это добровольное решение, необязательное по Градкодексу. Они видят и слышат наши замечания и исправляют их. Хотя тут, как и в любом правиле, бывают исключения.