Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Две компании хотят управлять трамвайной сетью Екатеринбурга. Посмотрите, что они сделали в других городах

21 января 2022, 12:40
Две компании хотят управлять трамвайной сетью Екатеринбурга. Посмотрите, что они сделали в других городах
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Общественный транспорт Екатеринбурга пытаются отдать в частные руки уже пять лет. Наиболее вероятные кандидаты на концессию — Группа Синара и «Трансмашхолдинг» в лице компании «Мовиста Регионы». Первая компания хочет взять в управление весь электротранспорт города, вторая — строить новые ветки. «Синара» и «Мовиста» уже реализуют похожие проекты в других российских городах, правда, ни один из них до конца пока не доведен.

Электротранспорт Екатеринбурга постепенно передают в концессию. Так, частного инвестора уже нашли для трамвайной ветки в Верхнюю Пышму — им выступит группа «Мовиста Регионы». Эта же компания претендует на строительство трамвайной линии в Академический.

«Если появятся еще желающие, то будет конкурс. Если это будет частная концессионная инициатива, то гораздо быстрее заключим соглашение», — заявил 19 января мэр Алексей Орлов, комментируя планы по запуску трамваев в восьмой район Екатеринбурга.

Троллейбусы при этом отдавать в концессию город не собирается — парк планируют обновить к 300-летию города за счет средств федерального бюджета в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Ранее так удалось обновить автобусный парк.

Концессия предполагает, что частный инвестор сможет отбить вложенные в строительство новых веток, инфраструктуры и закупку трамваев деньги, используя транспортную систему в течение установленного договором срока. То есть ему пойдут деньги с продажи билетов. Поэтому концессионер заинтересован в максимальном пассажиропотоке, а для этого необходимо повышать привлекательность общественного транспорта для горожан — он должен быть комфортным, удобным и быстрым.

Кто претендует на концессию общественного транспорта Екатеринбурга

Претендентами на весь электротранспорт Екатеринбурга в рамках транспортной реформы называли несколько компаний. Однако два наиболее вероятных претендента — «Группа Синара» и «Мовиста Регионы».

«Синара» в 2018 году подписала с администрацией Екатеринбурга и правительством Свердловской области соглашение о сотрудничестве в сфере общественного электротранспорта. В июле 2020 года холдинг «Синара — Транспортные Машины» (СТМ) приобрел 49% предприятия «Вагонмаш», расположенного в Санкт-Петербурге, и начнет выпускать трамваи. Кроме того, компания заключила соглашение с «Уралтрансмашем» о производстве трамваев для Екатеринбурга (одно из условий получения в концессию «Гортранса» — местная сборка).

Однако договор о передаче в концессию общественного транспорта Екатеринбурга так и не был подписан.

«Мы по городу Екатеринбургу никаких переговоров не ведем. Они были, но пока результата нет. Будут соответствующие предложения — вернемся к обсуждению», — прокомментировал 66.RU ситуацию генеральный директор группы «Синара» Михаил Ходоровский. Также он заявил, что компания была готова взять в концессию запуск трамвая из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму, если бы власти это предложили, но этого так и не произошло.

В декабре 2020 года Минэкономразвития РФ и правительство Свердловской области заключили соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) с холдингом «Мовиста Регионы». Документ предусматривает передачу инвестору в пользование общественного транспорта Екатеринбурга и его инфраструктуры. Как следовало из заявления пресс-службы «Мовиста Регионы», компания намерена в 2021–2040 годах привлечь из федерального бюджета 30,1 млрд рублей, вложить собственные средства в размере 5,1 млрд рублей и заемные — 23,3 млрд рублей. Эти деньги пойдут на строительство новых трамвайных линий, реконструкцию депо, обновление подвижного состава и доработку маршрутной сети.

Однако соглашение не гарантирует, что подписавшая его сторона обязательно станет концессионером, документ лишь устанавливает гарантии при реализации инвестпроекта, если он будет запущен. Конкретного инвестора же муниципалитет должен выбрать по итогам конкурса, который пока так и не объявлен. Как рассказывал 66.RU заместитель главы Екатеринбурга Алексей Бубнов, запустить конкурсные процедуры можно будет только после получения гранта из федерального бюджета. Пока получить эти деньги городу не удалось.

Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», «Группе Мовиста», помимо ООО «Мовиста Регионы», подконтрольны еще как минимум восемь компаний, связанных с регулярными перевозками пассажиров трамваями. В их числе «Мовиста Регионы Екатеринбург», «Верхнепышминский трамвай». Подконтрольные «Мовисте» юрлица зарегистрированы также в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Волгограде, Твери, Курске. Бенефициар ООО «Группа Мовиста» — бизнесмен Андрей Бокарев, он же президент и совладелец «Трансмашхолдинга», акционер УГМК.

Как «Мовиста Регионы» модернизирует общественный транспорт в России

Тверь

В 2020 году «Мовиста Регионы» обновила в Твери автобусный парк. На дороги города вышло 470 низкопольных автобусов. Компания ввела систему оплаты с помощью валидаторов и запустила мобильное приложение. На обновление подвижного состава, судя по информации из открытых источников, ушло 5,5 млрд рублей.

Следующий этап транспортной реформы в Твери — возрождение трамвайного движения, закрытого в 2018 году. К 2023 году планируется восстановить маршруты № 5 и № 11. «Мовиста Регионы» уже заявилась на участие в проекте по строительству новых трамвайных путей.

Волгоград

В декабре 2020 года «Мовиста Регионы» подписала соглашение о защите и поощрении капиталовложений на сумму в 37 млрд рублей, которые должны были пойти на комплексное развитие городского общественного транспорта в Волгограде. Однако власти в итоге отказались от концессии из-за изменения условий федеральной поддержки.

«У области было подписано соглашение с этой организацией. Но далее сотрудничество вряд ли возможно. К сожалению, кардинально изменились условия федеральной поддержки. Модель, которую предусматривало концессионное соглашение, была интересна городу, потому что в течение трех лет за счет инвестиций, в том числе и внебюджетных, мы полностью модернизировали всю инфраструктуру электротранспорта, но при этом предусматривалась возможность получения капитального гранта от Федерации. Сейчас Федерация готова помогать, лишь предоставляя льготные кредиты. Понятное дело, что возврат кредитных средств под даже самый выгодный процент — это существенное удорожание проекта. Пока мы к этому не готовы», — цитирует V1.ru руководителя департамента городского хозяйства Волгограда Сергея Комлева.

Новосибирск

Администрация Новосибирска совместно с «Мовиста Регионы» разрабатывает проект комплексного развития городского электрического транспорта города. Чиновники передали будущему концессионеру документы для разработки финансово-экономической модели. После очередного этапа согласований власти должны будут сформировать заявку на участие в федеральных программах, пишет ngs.ru.

Курск

В октябре 2021 года «Мовиста» предложила курским властям проект по развитию системы городского электротранспорта. Инвестор предлагал заменить 22 трамвая, поставить десять электробусов и отремонтировать инфраструктуру, направив на эти цели 12 млрд рублей. Однако властям условия не понравились.

«Мы потенциально готовы с данным концессионером идти на соглашение, но на иных условиях, чем прописано в предложении. В частности, мы хотим все низкопольные модели, а это удорожает стоимость концессии», — цитирует 46tv.ru первого заместителя председателя комитета транспорта и автодорог Курской области Александра Васильченко.

Екатеринбург

Наиболее реальный вариант для развития концессионных соглашений для «Мовиста Регионов». В мае 2021 года правительство Свердловской области заключило концессионное соглашение о создании системы межмуниципального электрического наземного транспорта общего пользования с компанией «Верхнепышминский трамвай» (входит в группу «Мовиста Регионы») сроком на 11 лет.

В декабре «Верхнепышминский трамвай» получил первые кредитные средства для финансирования строительства новой трамвайной линии. В рамках концессии инвестор также построит в Верхней Пышме трамвайное депо и закупит 11 трамваев для обслуживания маршрута в Екатеринбург.

«Мовиста Регионы» — также главный претендент на концессию трамвайной ветки в Академический. Есть еще планы по строительству трамвайной линии в Солнечный. Ее летом прошлого года мэрия включила в список стратегического проекта «Центр эффективных инвестиций».

Что делает «Синара»

Уфа

В апреле 2021 года правительство Башкортостана подписало с «Синарой» первое соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) по проекту модернизации трамвайной сети Уфы. Его оценили в 27,6 млрд рублей. Однако в конце ноября власти заявили, что решили скорректировать документ.

«К сожалению, те проектировки и та модель, которая была представлена концессионером, нас не совсем устраивает. Мы ее пересмотрели, направили «Синаре» и в министерство строительства, отправили собственную финансовую модель, которая обеспечивает республике безрисковую реализацию проекта», — цитирует «Реальное время» первого вице-премьера Рустама Муратова. В пресс-службе «Синары» сообщили, что продолжают работу по разработке модели концессионного соглашения и ищут «тот вариант, который устроит все стороны».

Челябинск

В октябре 2021 года правительство Челябинской области заключило с «Синарой» концессионное соглашение о создании троллейбусной инфраструктуры. В рамках соглашения инвестор должен модернизировать контактную сеть троллейбусов в Челябинске и два депо, а также обновить подвижной состав (168 штук). На стартовом этапе концессионер вложит 4,2 млрд рублей, а затем будет ежегодно тратить на развитие и поддержку троллейбусной сети от 3,7 млрд до 4,5 млрд рублей. Компания будет зарабатывать на продаже билетов, другие расходы ей компенсируют из бюджета. Срок действия соглашения — 15 лет.

Таганрог

В мае 2021 года компания подписала концессионное соглашение о создании трамвайной сети и закупке нового подвижного состава для Таганрога. Общий объем финансирования составляет 11,8 млрд рублей (из них 9,2 млрд рублей инвестирует «Синара-ГТР Таганрог»). В рамках соглашения концессионер построит 45 километров трамвайных путей и закупит 60 единиц подвижного состава.

Передать весь электротранспорт Екатеринбурга в частные руки пытаются как минимум с 2017 года — именно тогда заговорили о транспортной реформе и необходимости полного обновления парков. Летом 2018 года стало четко понятно, что замена трамваев и троллейбусов будет реализована с применением механизмов концессии и привлечением частных инвестиций. Тогда глава администрации Александр Якоб обещал, что разработку концепции закончат в 2019 году. Позже сроки переносили на начало 2020 года, лето 2020 года, конец 2020 года, 2021 год.

Сегодня большая часть трамвайного парка — чешские «Татры» с истекшим как минимум в два раза сроком эксплуатации. С 2014 года Екатеринбург купил у «Уралтрансмаша» 17 трамваев, последнюю партию — в 2018 году. После этого глава Екатеринбурга Александр Высокинский заявлял о намерениях приобрести для города еще 60 новых трамваев, но эти планы так и не были реализованы.

При этом Екатеринбург — город, где производят и испытывают трамваи. Но после обкатки новинки разъезжаются по другим городам. Подробнее о том, кто закупает вагоны у «Уралтрансмаша» и «Синары», можно почитать здесь.