Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

За главные здания-памятники Екатеринбурга отвечает федеральное агентство. Восемь причин их у него забрать

19 июля 2021, 18:00
За главные здания-памятники Екатеринбурга отвечает федеральное агентство. Восемь причин их у него забрать
Фото: архив 66.RU
Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры по УрФО (АУИПиК) — это подразделение федеральной структуры, за которой закреплено множество объектов культурного наследия. АУИПиК отвечает за сохранность памятников и пытается сделать так, чтобы они приносили доход. Но чаще всего под присмотром агентства исторические здания не восстанавливаются, а наоборот — становятся руинами.

Как правило, финансовая модель АУИПиК выглядит так: агентство сдает площади в аренду за рыночную цену, не задумываясь над ремонтом (или задумываясь, но из-за нехватки бюджета на него просто нет денег). В итоге постепенно здание приходит в негодность.

Есть и другой вариант — передача в аренду за 1 рубль. В этом случае обязательства по содержанию и восстановлению здания перекладываются на арендатора. Но агентство такой моделью пользуется неоправданно редко.

Ниже — восемь примеров того, как агентство управляет имуществом.

Недвижимость у УЗТМ

Весной федеральные чиновники запустили по всей стране проекты создания креативных кластеров. Предполагалось, что в Екатеринбурге одной из таких площадок станет комплекс зданий на площади Первой Пятилетки: заводоуправление Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ), проходная предприятия и бывшая лаборатория завода.

Однако кураторы проекта не смогли договориться с держателями недвижимости — АУИПиК. По словам одного из участников команды Данила Сичевого, ведомство запросило завышенную арендную плату за пустующие аварийные и близкие к этому состоянию памятники.

— Мы на эти деньги сами живем как штат сотрудников и сохраняем здания, — раскрыл суть ценообразования замглавы АУИПиК Михаил Пономарев на одной из сессий «Иннопрома».

Гостиница «Мадрид»

За главные здания-памятники Екатеринбурга отвечает федеральное агентство. Восемь причин их у него забрать
Фото: архив 66.RU

В 2017 году АУИПиК передало здание гостиницы «Мадрид», которое из-за строгих охранных обязательств и плохого состояния чуть раньше не смогли продать на торгах, в аренду за 1 рубль компании «Великий Шелковый Путь». Организация планировала открыть внутри памятника конструктивизма «Дом дружбы имени Мао» — культурный центр с отелем, музеем, рестораном, залом торжественных приемов и коммерческими помещениями.

Спустя три года арендодатель и арендатор публично поругались. АУИПиК обвинило фирму в том, что та не выполняет обязательства по реставрации здания. Впрочем, в результате судебных разбирательств, растянувшихся на год, здание осталось у прежних арендаторов, а доводы агентства судья отклонил.

Белая башня

Несколько лет назад Мингосимущество передало Белую башню арх-группе Podelniki. Усилиями активистов в памятнике федерального значения было проведено электричество, восстановлена кровля, вставлены окна и установлена система сигнализации. Параллельно обязательства по охране памятника перешли от министерства к АУИПиК.

Чиновники захотели переложить затраты по земельному налогу на архитекторов и предложили тем подписать документ, по которому они обязуются выплатить 126 тыс. рублей.

Podelniki готовы были согласиться, но при условии, что Белую башню переводят в категорию музеев: тогда налог начислялся бы по льготной ставке. Арх-группа вышла с этой инициативой к спикеру гордумы Игорю Володину. Пока история ничем не закончилась.

Водонапорная башня

За главные здания-памятники Екатеринбурга отвечает федеральное агентство. Восемь причин их у него забрать
Фото: Антон Буценко, 66.RU

В 2014 году вокруг водонапорной башни на Плотинке разгорелся конфликт. АУИПиК поставило ультиматум Музею истории Екатеринбурга, который занимал там помещения. По условиям договора, сумма аренды составляла бы 300 тыс. рублей — неподъемная сумма для муниципального учреждения.

Потом федеральные надзиратели отправились в суд и попытались взыскать с музейщиков порядка 600 тыс. рублей за аренду башни. В итоге музейщики смогли сбить сумму до 62 тыс. рублей.

С 2018 года — после капитальной реконструкции — в башне открылся гостевой центр, где можно купить «Карту гостя Екатеринбурга», кофейня и круглогодичная экспозиция. На втором этаже постоянно проходят разные мероприятия — спектакли, концерты, квартирники, детские занятия.

Ворота на Плотинке

За главные здания-памятники Екатеринбурга отвечает федеральное агентство. Восемь причин их у него забрать
Фото: Антон Буценко, для Департамента информполитики Свердловской области

Еще один объект на Плотинке, за который с марта отвечает АУИПиК, — входные группы. Двое из четырех ворот находятся в плохом состоянии (они покосились, створки повело) и быстро разрушаются.

Чтобы восстановить ворота, агентство просить передать ему на баланс все постройки в Историческом сквере: музей природы и центр развития дизайна.

— В нашем понимании, у комплекса должен быть один хозяин, иначе получается коммунальная квартира со всеми вытекающими последствиями. Мы хотим инициировать вопрос о передаче зданий в одни руки, — сказал Михаил Пономарев во время обхода губернатора.

Агентство собирается сделать на Плотинке торговую зону. Прибыль от нее пошла бы в том числе на ремонт входных групп. Чисто теоретически на разработку научно-проектной документации и сами работы требуется год времени и примерно 10 млн рублей.

Типография «Уральский рабочий»

За главные здания-памятники Екатеринбурга отвечает федеральное агентство. Восемь причин их у него забрать
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Проблемы у «Уральского рабочего» возникли в 2006 году, когда Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры по УрФО потребовало от типографии освободить занимаемые площади на Ленина, 49. Спустя четыре года приставы опечатали здание и потребовали оплатить долги за аренду. Долгие годы спорные помещения не использовались.

Чтобы компенсировать потерю части дохода, АУИПиК начало сдавать фасад под рекламные конструкции. А весной 2013 года у здания стала обрушаться одна из стен. В здании сделали косметический ремонт, но принципиально проблем это не решило.

Пожалуй, привлекательность и интерес к памятнику вернули арендаторы. В первую очередь — концертная площадка «Дом Печати» и рестораторы.

Городок чекистов и гостиница «Исеть»

За главные здания-памятники Екатеринбурга отвечает федеральное агентство. Восемь причин их у него забрать
Фото: Антон Буценко, 66.RU

АУИПиК сдает в аренду и площади в Городке чекистов. На официальном сайте можно найти с десяток однотипных объявлений: помещения на первых этажах с высоким ценником для недвижимости в таком состоянии.

Что касается гостиницы в здании «Исети», то она давно не функционирует. В нее пытались вдохнуть новую жизнь, сделав площадкой третьей Уральской биеннале современного искусства, но без реконструкции все бесполезно.

В 2017 году на тот момент премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о передаче гостиницы «Исеть» из федеральной в областную собственность. Как оказалось, под «Исетью» есть большие подземные пространства, которые затоплены и могут обрушиться, если ничего не предпринимать. Поэтому в первоочередном порядке необходимо отремонтировать инженерную составляющую — отвести воду, сделать гидроизоляцию и дренаж. Власти обещали провести обследования и ремонт, а потом передать объект инвестору по концессии.

В 2020 году появилась информация, что зданием заинтересовалась компания «Атомстройкомплекс», а в 2021 году — корпорация «Маяк».

Усадьба Харитоновых — Расторгуевых

За главные здания-памятники Екатеринбурга отвечает федеральное агентство. Восемь причин их у него забрать
Фото: Антон Буценко, 66.RU

В 2020 году из усадьбы Харитоновых — Расторгуевых выселили Дворец пионеров. Дело в том, что АУИПиК пытается найти частного инвестора на восстановление памятника, поскольку федеральных средств на это нет: работы оцениваются в 500 млн рублей.

— Дворец пионеров платит Агентству по использованию памятников истории и культуры за аренду 40 млн рублей в год, но при этом федеральная структура не обязана тратить эти деньги на содержание особняка в нормальном виде. Дети занимаются в местах, где капремонт не проводился 10 лет, это небезопасно, — ранее объяснял переезд детских кружков в здание «Салюта» депутат Алексей Вихарев.

Действительно, прилично выглядят только фасады. Их обновили к саммиту ШОС в 2008 году. Внутренним двором и помещениями никто не занимается.