Управляющий Шарташским лесопарком Артур Зиганшин и экспертный совет раскритиковали план реновации зоны отдыха, который представили архитекторы из бюро «Городское планирование». Предполагалось, что концепция запустит общественные обсуждения, после чего можно было бы выходить на площадку, но документ придется серьезно пересматривать.
Работы по реконструкции начались там в 2018 году после инициированной губернатором Евгением Куйвашевым велогонки «Тур де Шарташ». До конца года строители должны проложить там часть велопешеходного маршрута, обустроить спортивные площадки, сделать освещение и поставить дополнительные скамейки в наиболее оживленной южной части леса, а потом приступить к глобальному благоустройству по мастер-плану проектировщиков.
Авторы разделили Шарташский лесной парк (ШЛП) на три части с условным обозначением «ЖБИ», «Северный Шарташ» и «Изоплит». Как утверждают архитекторы, в ходе социологического опроса они выяснили, что посетители одобряют обустройство замкнутого велопешеходного маршрута вокруг озера, новых спортивных и детских площадок, мест для пикников и катания с горок зимой и входных групп с общественными зданиями за пределами парка. В то же время декларируют, что они против любого строительства внутри рекреационного пространства.
Мы детально разобрали, как именно изменится зона отдыха, и рассказываем, что на этот счет думают члены экспертного совета.
ЖБИ
Это самая урбанизированная зона, куда войдут Каменные палатки и природная территория, расположенная через дорогу. Проектировщики планируют сохранить наиболее посещаемые места на берегу Шарташа — базу «Экстрим», пляж «Карасики», Генеральские дачи и дачи УрО РАН, а также отель «Эрмитаж».
Фото: официальная документация проекта |
---|
Основной вход в ШЛП архитекторы запроектировали на участке в 19 га недалеко от КОСКа «Россия» — в месте, занятом сейчас гаражами, частным сектором, заправкой и хаотичной стоянкой. Там появятся аудитории для семинаров, летний кинотеатр, выставочный зал, кафе и обустроенная парковка на 200 автомобилей.
Фото: официальная документация проекта |
---|
К слову, вдоль входной группы через парк в сторону Пионерского района должна пройти новая дорога, заложенная Генпланом. Проектировщики относятся к этому негативно, поскольку она разделит лесопарковую зону около Каменных палаток и основную часть ШЛП. «Однако решение необходимо принимать скоординированное, и мы видим это все только с «колокольни» защиты природы от новой нагрузки в виде дороги с высоким трафиком», — объяснил руководитель проекта Михаил Попов.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Что касается обособленной природной территории через трассу на ТЭЦ, то Михаил Попов считает, что обе части можно объединить с помощью пешеходных мостов или экодука (что более дорогостоящая затея). При этом тот участок может существовать автономно и иметь свои точки доступа — например, со стороны гранитного карьера и перспективного кампуса УрФУ.
Михаил Попов, руководитель проекта
— С 2013 года есть планы по так называемой «мокрой» консервации карьера, то есть по его затоплению естественным образом. Новый водоем предлагается использовать по примеру «Рамады», то есть организовать на незалесенных территориях комплекс зданий гостиничного и развлекательного назначения, пляжной зоны в северной части, где можно организовать пологий берег, зоны для вейкборда, а также для дайвинга.
Северный Шарташ
Больше всего изменений произойдет с западной и северной частью лесопарка. На это повлияет не только мастер-план, но и проект планировки, разработанный по заказу городской администрации. Во-первых, чиновники собираются за счет сноса частного сектора расширить улицы Проезжую и Губахинскую, опоясывающие озеро, и выделить там полосу для скоростного транспорта (в перспективе для трамвайной линии в Березовский). Во-вторых, серьезно перестроить транспортную развязку в районе конечной трамвая на Блюхера. Для этого запустят процедуру изъятия участков лесного пояса. Рядом сделают транспортно-пересадочный узел с перехватывающей парковкой и остановкой городской электрички.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Выкуп домов обойдется минимум в два миллиарда рублей. Поэтому, как считают разработчики мастер-плана, часть участков неплохо было бы передать для реализации коммерческих объектов, чтобы возместить затраты бюджета. «В Правилах землепользования и застройки можно установить ограничения, которые бы запрещали строить там многоэтажные здания», — заявил Михаил Попов.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Это чертежи планировки дороги в сторону Березовского. Градостроители решили сделать из однополосных улиц Проезжей, Губахинской и Трудовой полноценную магистраль. Частный сектор вдоль нее собираются заменить общественно-деловой застройкой (обозначена фиолетовым цветом). |
Авторы проекта планировки территории из «Мастерской Генплана» предложили перевести участки перспективной застройки из жилой функции в общественную и устроить насыпи в низких берегах озера, чтобы предотвратить подтопления. По сути, вместо природного ландшафта там появится зона отчуждения.
Михаил Попов:
— Речи о вырубке деревьев мы не ведем. Максимум, что может быть необходимо, — это очистка от подлеска. На западном берегу длительное время были загородные дачи и санаторий, на западному берегу был отдельный парк санатория, где люди гуляли и отдыхали, деревья этому никак не мешают.
Стометровая береговая линия запланирована под молодежный спортивно-оздоровительный и образовательный центр, где будут проходить семинары, мастер-классы и сборы детско-юношеских спортивных команд. По словам Михаила Попова, все объекты планируется размещать на базе существующих, без вырубки леса.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Что касается северного берега, то на месте ИЖС предполагается общественно-деловая застройка в 2–4 этажа, чтобы отгородить рекреационную зону от улицы Проезжей и сделать участок коммерчески привлекательным. Среди идей — открытая гостевая парковка на 277 машин, выставочный зал и аудитория для семинаров.
Михаил Попов:
— Мы исходим из того, что в границах Шарташского лесного парка объектов капитального строительства быть не должно. Северная часть не является ООПТ, и размещение объектов капстроительства в данной зоне не противоречит законодательству. В водоохранной зоне строительство можно осуществлять с соблюдением ряда ограничений. Объекты внутри ООПТ не позиционируются как объекты капитального строительства. У них не будет фундамента и их можно перемещать.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Интересно, что архитекторы при реновации Шарташского лесопарка учитывают несуществующий пока район Калиновский, где по действующему Генплану планируется строительство жилья на 50 тысяч человек, но игнорируют уже строящиеся по периметру дома (ЖК «Парк Каменные палатки») или те, строительство которых начнется в ближайшее время (микрорайон на месте цехов завода ЖБИ).
«Прилегающие территории подвернутся более интенсивному использованию со стороны новых жителей данных кварталов, однако какая-либо реконструкция территории в ущерб естественным природным ландшафтам не планируется. Превращать, например, территорию около Каменных палаток в городской парк мы не планируем», — ответил Михаил Попов.
Изоплит
Восточный берег Шарташа, где находится поселок Изоплит, планируют максимально сохранить в естественном состоянии. Тем не менее на входе сделают детские и спортивные площадки, парковку на 100 машин, а внутри — площадку для экстремальных видов спорта и лодочную станцию.
Реакция
По мнению директора ГБУ «Шарташский лесной парк» Артура Зиганшина, концепция не соответствует уровню поставленных задач, презентация получилось сыроватой и ее нужно серьезно дорабатывать.
Артур Зиганшин, директор ГБУ «Шарташский лесной парк»:
— В планах было создание регионального спортивно-оздоровительного и туристического кластера, а проектировщики почему-то определяют ценность Шарташского лесопарка как набор районных парков. Это неверный подход. Нужно разрабатывать единый парк, а не несколько парков с привязкой к конкретным районам.
Он раскритиковал разработчиков за то, что они представили сценарии только для летнего периода. Как считает Артур Зиганшин, задача мастер-плана рассматривать не благоустройство или ремонт, а менять поведение людей. «Сейчас жители добираются до Шарташа на автомобиле, но мы не можем физически обеспечить всех желающих местами под стоянки. Задача мастер-плана — чтобы люди поняли ценность того, чтобы приехать туда не на автомобиле, а на велосипеде, самокате или общественном транспорте. Мы не строим новый парк, а проводим реновацию, поэтому в реновации нуждаются и сценарии поведения людей», — сказал он.
Архитектор Юрий Дорошин, который входит в экспертный совет, считает, что в представленном варианте облик нового Шарташа зависит от градостроительных планов мэрии, хотя должно быть наоборот. «На данный момент мы увидели, как окружение формирует планировку парка. Но я не вижу то, как парк, и мастер-план в частности, влияет на город. Как он глобально связан с городом? Какие сценарии заинтересуют горожан и гостей?» — сказал он.
Кроме того, в мастер-плане нет ничего про экономическую составляющую.
Артур Зиганшин:
— Нужно минимизировать бюджетные затраты на выкуп построек и земель. У нас предостаточно свободных участков за пределами ООПТ, которые можно обустроить. Нужно продумывать рабочую схему по вовлечению инвесторов в этот проект. Мне как управляющему проектом важно понимать, как будут развиваться существующие арендаторы и какие стандарты будут предъявляться к новым. А для инвесторов важна этапность, сроки, бюджетные инвестиции, какова будет система отбора проектов, на каких условиях они будут заходить. Предприниматели готовы вложить больше миллиарда рублей, но все заявляют об одном: нужна понятная точка входа.
Проектировщики должны до конца июля провести общественные обсуждения мастер-плана, но, как рассуждает Артур Зиганшин, у проектировщиков нет времени, чтобы найти взаимопонимание с населением и разъяснить свои задумки. «Как сейчас выстроить диалог, не спугнуть, не получить море критики, для меня это большой вопрос. Нужно было с декабря раз в месяц проводить фокус-группы, стратегические сессии и так далее. На сегодняшний день работа с населением ведется недостаточно», — отметил он.
На основе мастер-плана будет разработана градостроительная документация, а само благоустройство может получить статус масштабного регионального инвестпроекта. Когда этот процесс запустят, непонятно.