Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России

24 октября 2024, 18:00
«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: Алексей Пономарчук, фотоархив "Дома Печати" в VK, Анна Коваленко, 66.RU
Для многих нынешних тридцатилетних «Дом Печати» стал главным культурным символом 2010-х. Журналист Михаил Вербицкий рассказывает, как несколько хипстеров решили сделать эстетичный лофт для своих, почему у команды не получилось следовать изначальной концепции, благодаря кому концертной программе могли позавидовать ведущие мировые клубы и как оборвалась жизнь «ДП».

«Мы решили возглавить движение хипстеров»

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

Начало 2010-х в России — это время хипстеров. Они осваивали походы в барбершопы, работали на стартапы в кофейнях за чашечкой латте, обедали в бургерных, формировали новую барную культуру, постили фотокарточки с вечеринок в новую соцсеть «Инстаграм"*, а дискуссии на общественно-политические темы вели в «Фейсбуке"*. Альтернативное кино, альтернативная музыка, альтернативное молоко: новая молодежь, родившаяся на стыке 1980-х и 1990-х и очарованная западным миром, старалась выделиться среди мейнстрима, хотя сама вскоре таковым стала и обросла стереотипами вроде бороды, очков в черной оправе, клетчатых рубашек, подвернутых штанов и пленочных фотоаппаратов. Сейчас слово «хипстер» упоминают и воспринимают скорее иронично.

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

Анна Решеткина

Типичными хипстерами ранних 2010-х были Аня Решеткина и Саша Петрук. В седьмом классе Аня пошла в кружок журналистики и сама себе придумала, что станет главным редактором глянцевого журнала. И станет, возглавив «Стольник» в 2012-м, после некоторого времени работы журналисткой в этом же издании. Но до этого Аня создает городской онлайн-журнал Big City Buzz, куда в свободное от работы время бесплатно пишут более 60 авторов, в том числе Владимир Раевский, Саша Гагарин, Сергей Ермак и другие заметные хипстеры Екатеринбурга.

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

Александр Петрук

Саша Петрук учится в Институте международных связей, работает в сети магазинов уличной одежды. Затем устраивается маркетологом в крупную нефтяную компанию. Параллельно с этим увлекается диджеингом и начинает играть на вечеринках. Еще заводит музыкальный блог raketa4000 и очень в этом преуспевает. Как только в клубах начинает зарабатывать больше, чем в офисе, уходит из маркетинга. Где-то в это время Аня и Саша знакомятся и начинают встречаться.

«Уральские хипстеры — это люди, которым важно было быть одновременно умными, культурно образованными, модными, красивыми и ухоженными. Сейчас появляются какие-то течения, направления, субкультуры, но это все очень малые формы. А хипстеры — это было явление, новое и яркое. Мы решили возглавить движение хипстеров», — вспоминает Аня Решеткина.

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

Валентин Кузякин

Другой представитель поколения Валя Кузякин изначально не планировал быть хипстером. Окончил институт юстиции Уральской юридической академии, но не нашел себя в профессии и ушел в бизнес. Первое дело — семейное: вместе с родителями руководил салоном итальянских мотоциклов Ducati. У Вали было хобби — готовить еду. В кризис 2008 года семейный бизнес обанкротился, и Валя решил вывести хобби на новый уровень, отправившись учиться в Москву на «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» в бизнес-школе RMA. Вечером учился, днем — работал официантом в кафе-пекарне. В 2009 году Валя Кузякин вместе с друзьями вложили по 100 тысяч рублей в свою первую кофейню to go в ТЦ «Антей» с каламбурным названием Сoffee Аnnan.

Затем последовал действительно громкий проект. Через пару лет с открытия кофейни друг жены Валентина Лилии предложил предпринимателям создать кафе на пляже возле вейк-парка Ramada X Park. Валя и его товарищ по кофейному делу Дима Крысов придумали проект белоснежной летней веранды, которую заполнит бургер-бар. Стартовав, партнеры поняли: в таком формате концепция долго не протянет. После первого уикенда друзья и вовсе обалдели, увидев на площадке не ухоженных и интеллигентных хипстеров, как они, а суровых пацанов с района с «сисей Стрельца» и майкой на плечо, не настроенных играть в их стильные игры.

В этот момент Валя Кузякин знакомится с Аней Решеткиной и Сашей Петруком, которые в составе снобской промогруппы «Циники» делали модные вечеринки в заведениях Екатеринбурга с наиболее трендовой музыкой из нью-йоркских и европейских клубов. Над открытием пара работала вместе с диджеем и промоутером Никитой Харисовым. Для бургерной нужно было звучное название и хипстерские тусовки. Победил вариант Никиты — «Ялта». Так на ближайшие три сезона локация станет местом паломничества самых модных уральцев, составив конкуренцию летнему «Пушкину».

Это был момент клубной истории, когда вечеринки Стаса Словиковского перестают быть массовыми и окончательно переходят в статус маргинальных.

«Тогда я и Саша поняли, что мы модные ребята. К нам хотят и умники с философского, и телочки на лабутенах, и мальчики-мажоры, и дяди, и тети. В этом коктейле людей из разных миров на одной танцплощадке я всегда видела кайф», — говорит Аня Решеткина.

Новая жизнь в памятнике конструктивизма

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

После нескольких лет опен-эйров в «Ялте», которые каждый раз посещало по 500 человек, Валя Кузякин, Аня Решеткина, Саша Петрук и Дима Крысов задумались о зимней площадке. Так Дима нашел локацию Дома печати, одновременно с Олегом Кумышом, владельцем Tele-club Group. «Вступать с ним (Кузякиным, — ред.) в конкуренцию мы не захотели. Попробовали обсудить совместную работу, но, не найдя точек соприкосновения, решили не мешать», — рассказывает Олег Кумыш.

Основатели «Ялты» не смогли договориться и с арендатором. Вспомнили о площадке через год и узнали, что Кумыш тоже не стал брать ее в аренду. Договорились. Решили работать той же командой, что и в «Ялте».

К началу проекта Аня Решеткина и Саша Петрук расстались, но продолжали вместе делать вечеринки. Нейминг «Дом Печати» придумал Саша. «Это историческое название здания. Это естественный принцип придумывания. В тот момент уже работал «Дом быта» в Питере, я ориентировался на него. Почти сразу к нашему клубу прицепился лейбл «Дом печали». Меня это жутко бесило. Первый раз его употребил Денис Плотников, культовый клубный деятель Екатеринбурга (основатель клуба «Люк», — ред.). Но когда я уволился, тоже стал говорить «Дом печали», — вспоминает Саша Петрук.

Сначала «Дом Печати» планировали открыть на 300 «квадратах», но потом начали ломать стены, и получилось в три раза больше. «Нас понесло. Настроение было романтическое. Пространство — сумасшедшее: ничего подобного в городе не было. В дескриптор внесли описание «лофт-бар-галерея», хотелось все и сразу. Слово «лофт» вообще впервые звучало (с этим можно поспорить, приведя в пример хотя бы печально известный лофт фотографа Дмитрия Лошагина, где была убита его жена, — ред.). Разговарировали со знакомыми в музее, чтобы делать выставки. На старте стало понятно, что галерея вряд ли будет работать, потому что к музейным пространствам выдвигаются другие требования», — рассказывает Валя Кузякин.

Команда решила обратиться к традиции стильных московских лофт-клубов — уютных и просторных пространств, сделанных на площадях бывших промышленных территорий. Днем такие помещения работают как ресторан или кафе, а вечером превращаются в клуб или бар.

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: Алексей Пономарчук, фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

«Дом Печати» мог стать креативным кластером, хотя тогда такие выражения еще не были общеупотребимыми.

«Меня немного испугал объем помещения. Не хватило промежуточной площадки между «Ялтой» и «Домом Печати», — вспоминает Саша Петрук.

Каждый хотел сделать свой «Дом Печати». Валя Кузякин мечтал о классном ресторане. Так было и в «Ялте», где концепция бургер-бара не прижилась на тусовочном месте, и в «Доме Печати». Аня Решеткина предлагала сделать пространство с музыкой, авторскими тусовками и галереей. Возглавив «Стольник», она хотела соединить в «Доме Печати» платежеспособную аудиторию журнала, то есть випстеров, с «заряженными» хипстерами («смешать молодецкий задор с деньгами»). Саша Петрук хотел привозить в город лучших российских и европейских диджеев и представлять актуальную музыку.

«В «Доме Печати» была самая интересная и креативная публика в городе. Мы достаточно строго подходили к селекции аудитории. Процесс сложный, но мы достигли отличных результатов. Гости были разными во всех отношениях: и по возрасту, и по социальному положению. Всех объединяла идея хорошо проводить время в атмосферном месте», — вспоминает Рома «Фейсконтрольщик», который работал во всех культовых екатеринбургских клубах 2000-х, а также стоял у входа в «Ялте» и «Доме Печати», с основания до 2016 года.

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: Артем Дербенев, фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

Роман «Фейсконтрольщик»

Надо сказать, что Дом печати не стоял заброшенным до прихода хипстеров. Видный памятник свердловского конструктивизма почти всегда работал в формате типографии, даже в 1990-е. Но в начале 2010-х началась новая жизнь: здесь дважды проходят проекты Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

«В комплексе с теми рассказами, личностями, событиями, которые наполняют идейное пространство типографии, сосуществует ее практическая сторона — цеховое устройство, производственные процессы, технические отделы. Вариативность культурного прочтения «Уральского рабочего» делает его многообещающим объектом для переосмысления в контексте постиндустриальной эпохи», — говорили организаторы. В первой биеннале принимали участие российские и зарубежные художники, в том числе авторы из Бразилии, Германии, Голландии, Израиля, Индии, Ливана, Литвы, Китая, Перу, Польши, Румынии и США. Благодаря этому на Дом печати обратили внимание. Вскоре здание превратилось в важный торгово-офисный и развлекательный центр современного Екатеринбурга.

Лофт-бар «Дом Печати» открылся в декабре 2012 года и был многофункциональным: здесь и ресторан, и ночной клуб, и лекторий, и выставки, и презентации, и приемы.

Дизайном проекта занимался архитектор Никита Жиляков. Он не стал скрывать косметические погрешности пространства, а превратил их в достоинства. Сохранившиеся интерьеры, включая трансформаторные шкафы и лампы, отреставрировали. Усилили несущие конструкции, частично объединили исходные планировочные пространства, увеличили площадь второго этажа, заменили оконные и дверные блоки, провели систему водоснабжения, отопления, электричества, вентиляции: работы было много. Об истории здания напоминали грубые кирпичные стены и бетонные потолки с открытыми коммуникациями. Все сохраненные материалы и элементы стали холстом для контрастных и разнородных предметов мебели, декора, освещения.

Интерьер попал в журналы Salon и AD Magazine, а в 2014 году получил первый приз «Евразийской премии» в номинации «Дизайн общественного пространства».

«Помню, как пришел на одну из первых вечеринок в «ДП», — рассказывает Леша Черемушкин, экс-коллега по «Бюро 100» Ани Решеткиной, арт-директор бара «Шалом Шанхай». — Там проходила очередная техно-вечеринка. До этого я никогда в жизни не видел столько красивых, нарядных и стильных людей в одном месте. Было, кажется, 700 человек. Именно тогда понял, что в Екатеринбурге есть много людей, которые любят небанальный контент и готовы платить за него».

Лишить Екатеринбург провинциальности

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

С апреля 2013 года в «Доме Печати» стали регулярно проходить концерты. Первым оказалось выступление московской инди-фолк группы The Retuses. Организацией концертов занимался Саша Гагарин из «Сансары». Благодаря ему в ближайшие месяцы в клубе выступили Ramona Falls, Найк Борзов, On-The-Go, Everything is Made In China и другие. Вектором стали «интересное инди, хорошая рок-музыка, актуальный хип-хоп и обязательно — новые команды с неизвестными пока именами, которые достойны быть услышанными».

На первых вечеринках «Дома Печати» играли немецкий техно-диджей и продюсер Матиас Агуйао, американский диджей Lovefingers, австрийский электронщик Wolfram, эклектичный испанский диджей Capablanca, норвежский разножанровый диджей Принс Томас и другие артисты, которых тогда было сложно представить в Екатеринбурге, а сейчас — тем более. В первые месяцы в «Доме Печати» также выступал популярный тогда Tesla Boy. Сразу несколько человек вспоминают выступление в ноябре 2013-го ямайско-американского рэпера и дизайнера Zebra Katz, которого называют иконой ЛГБТ**-рэпа. «Был просто взрыв. Классная и необычная вечеринка», — говорит Валя Кузякин.

«Как-то раз я захотел ухи и пришел в «ДП», — вспоминает Леша Черемушкин. — Было забавно, когда я ел уху на барной стойке во время рейва. За ночь я мог отснять пять пленок, потому что «Дом Печати» был местом с фактурными людьми и ситуациями. Один из уикендов запомнился мне особенно. В пятницу было живое выступление Zebra Katz, голоса недели на парижской Fashion Week, а в субботу — берлинский техно-продюсер Ame. Оба — культовые фигуры. В редких клубах России такое было возможно».

Спустя год Аня Решеткина и Саша Петрук покинули «Дом Печати». Саша говорит, что просто устал.

«Собрались перфекционисты. Была такая самокритика — казалось, мы должны быть какими-то запредельными. Хотелось людей постоянно удивлять, быть порталом и убежищем в другой мир. Мы хотели показать, что можно вот так, когда красота дороже денег. Очень уважаю всех ребят в команде, потому что, чтобы делать лучше, было не жалко ничего. Есть проекты «за идею» — и «ДП» это такой проект. Сейчас понятно, что в тот момент мы изменили правила игры. После этого в городе нельзя стало открывать фиговые места из картонных стен или насквозь коммерческие проекты. Это перестало работать. Сознание горожан поменялось», — вспоминает Аня Решеткина.

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

Александр Петрук и Сергей Orange

Место арт-директора на год занял диджей Сережа Orange. «Мы дружили с баром SIMACH, где Сережа работал арт-директором. Всегда напополам шерили иностранные привозы. Такая же схема действовала с питерским «Домом быта», — говорит Валя Кузякин.

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: Антон Курбатов, фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

Александр Елсаков

После того как Orange окончательно сосредоточился на развитии в Москве, к «Дому Печати» подключились молодые участники веб-зина «Теснота» Саша Елсаков и Слава Душин.

«Меня поразил до глубины души концерт «Мегаполиса», который тогда выпустил блестящий альбом «Супертанго». У вокалиста Олега Нестерова я взял интервью для журнала FW Magazine, в котором работал шеф-редактором, — говорит Слава Душин. — Интервью проходило в том самом помещении «Библиотека», где уже через какое-то время мы будем пить водку на наших микровечеринках с диджеями и разномастными гостями, а рядом с помещением будут танцевать музыканты группы Morcheeba, потому что не смогли поместиться в это кулуарное место.

В какой-то момент в клубе проходили важные встречи и знакомства, я учился диджеингу и делал первые шаги в этом начинании, весело напивался и здорово проводил время, слушая классную музыку со своими друзьями. Никогда не забуду, как один из охранников, пока «Дом Печати» был закрыт, играл на фортепиано, к которому обычно прикасался только Чепинога, а я сидел с похмелья после вечеринки и пытался работать за ноутбуком».

Слава вспоминает, что первые фортепианные вечера с музыкантом Владиславом Чепиногой представлял именно он: перед началом музыкальной части рассказывал о композиторах, произведения которых выбрал Влад. Затем Славе и его друзьям из «Тесноты» предложили заняться привозом американского артиста Pictureplane, который отправился в тур по России.

К этому концерту «Теснота» подготовила несколько предваряющих событий с кино про новые музыкальные жанры и выступлениями электронных музыкантов и диджеев. «Это было наше первое событие в «ДП». Концерт гостя прошел замечательно, несмотря на то, что это было в понедельник, а некоторые неблагодарные гости в диком угаре стащили микшерный пульт», — рассказывает Слава Душин.

После этого участники «Тесноты» продолжили делать вечерние концерты в «Доме Печати» и устраивать вечеринки в камерной комнатке под названием «Библиотека». В 2014 году организовали вечеринку с электронным дуэтом PTU, которые уже позже под крыло взяла Нина Кравиц и возила по всему миру. И в это время «Теснота» сформировалась как промобюро: Слава Душин и Саша Елсаков устраивали концерты, кинопоказы и другие события на разных площадках города, в том числе и в «Доме Печати», вместе с Сергеем Мамчуром, новым арт-директором «ДП». Когда тот ушел, Валя Кузякин предложил «Тесноте» полноценно возглавить арт-дирекцию.

За несколько месяцев работы на посту арт-директоров Саша и Слава привезли хороших артистов: петербургскую звезду Ингу Мауэр, которая в тот момент уже жила и выступала в Европе, немца Кристиана С, Муджуса, Noizar, BMB Spacekid и других. Проводили концерты местных групп: «Городок чекистов», «4 Позиции Бруно», самый последний концерт «Птицы Емъ» в истории существования группы.

«Несмотря на то, что мы занимались проектом активно и с интересом, каждую пятницу и субботу заполнять клуб на 600 человек исключительно своими силами было тяжело. И к середине лета 2015 года у Вали Кузякина появилось предложение о покупке клуба Олегом Кумышом из «Теле-клуба», которому хотелось эту площадку использовать для своих концертов. Мы с Сашей провели последние вечеринки в июле, честно говоря, даже не помню, что это было, уехали в отпуск в Москву, чтобы потусоваться с друзьями и теми артистами, кого мы возили в «Дом Печати», а также посетить фестиваль Outline. Когда вернулись, поняли, что новым владельцам клуба мы не интересны как сотрудники ночной программы заведения. Но спустя время, сдружившись с Артемом Зверевым, мы провели несколько событий. Например, после запланированного командой клуба концерта Ираклия Пирцхалавы мы столкнули его в гримерке с привезенной нами Яной Кедриной, известной как Kedr Livanskiy. Видели бы вы, как он рассыпался в комплиментах ей, попросив отправить ему музыку Яны в Whats App!» — вспоминает Слава Душин.

«Надо понимать, что Валя продавал «ДП» не от хорошей жизни. Клуб в тот момент был убыточным, что-то значимое там происходило редко. А мы в то время привозили в Екатеринбург — в первую очередь в «Телеклуб» — артистов калибра Garbage, Morcheeba, One Republic, The Prodigy, Yann Tiersen, Krieger and Manzarek from The Doors, Tiesto, Gogol Bordello, Skunk Anansie, Two Door Cinema Club, Papa Roach, Three Days Grace, Tyler The Creator, Paul Van Dyk и многих других. То, что в «ДП» в тот момент выступал какой-то великий, по мнению «Тесноты», артист с сотней лайков — я даже не знал», — говорит продюсер Семен Гальперин, бывший арт-директор Tele-club Group.

Под крылом Tele-club Group

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

Основатели «Дома Печати» Валя Кузякин и Дима Крысов довольно быстро поняли: ресторан в таких условиях делать не получается. А этого как раз и хотелось больше всего. «Было много кайфовых вечеринок, но мы частенько ругались по поводу всего на свете. Всегда было много эмоций», — вспоминает Валя Кузякин. В «Доме Печати» он познакомился с шеф-поваром Эдуардом Архиповым, с которым нашел общий язык в гастрономии. Тогда Валя окончательно понял, что хочет ресторан, а не клуб; не большую площадку, а маленькое пространство. К тому же, по его словам, «Дом Печати» периодически проседал по посещаемости, потому что со своим масштабом не мог постоянно работать на одну аудиторию.

В июне 2015 года совладельцем «Дома Печати» стал руководитель Tele-club Group Олег Кумыш. «Мы смотрели помещение еще до того, как в нем был сделан ремонт предыдущими арендаторами. Было желание создать концертную площадку меньше, чем Tele-club, в центре города, для проведения небольших концертов, но оказалось, что этими помещениями заинтересовался Валентин Кузякин. Позже, когда Валентин осознал, что его концепция не сработала, он предложил нам выкупить право аренды и переуступить помещение. Так мы и оказались в Доме печати», — рассказывает Олег Кумыш.

После того как были улажены все юридические детали, предприниматель рассказывал, что экономическая ситуация заведения оставляла желать лучшего — требовалось переосмысление концепции. По словам владельца Tele-club Group, изменения стали небольшими: дооснастили техническую часть по свету и звуку, немного доработали зону второго этажа и построили бар с туалетами. «От предыдущей команды нам досталось стильно отремонтированное помещение, кухня с поварами, что помогло нам продвинуться в плане сервиса, а также несколько менеджеров, официантов и барменов, которые перешли к нам. Оставалось заняться программным наполнением», — говорит Олег Кумыш.

Диджей Женя Свалов, который играл во всех знаковых клубах Екатеринбурга 2000-х и 2010-х, говорит об управленческих переменах команды Олега Кумыша: «Дом Печати» для большинства ночных тусовщиков делился на два: «ДП Петрука и Решеткиной» и «ДП после покупки Телеклубом». Первое, что было заметно в изменениях, — исход почти всей прежней команды, месяца за три. Сначала оставили Романа на фейсконтроле, но потом снизили планку, потому что в разные дни ходила очень разная публика, и он ушел в «Сон», а затем в «Огонек». Заметно упростили кухню: это был еще не уровень бара какого-нибудь «Автобана», где все ходили за чаем, коньяком и водой, но небольшое ресторанное меню из наиболее ходовых позиций».

«У нас были вкусные стейки из тунца и другие изысканные блюда, а меню постоянно обновляли хорошие повара. Конечно, Валя Кузякин делал в первую очередь ресторан, а мы — концертную площадку. Но вообще в мире не принято в концертных клубах делать высокую кухню, и на этом фоне в «ДП» все было очень хорошо и вкусно», — считает Семен Гальперин.

Аня Решеткина считает, что с новой командой проект не скатился, а просто поменялся и стал работать в формате «ДК, в котором разные промогруппы могут провести свое мероприятие».

Валя Кузякин убежден, что при Tele-club Group «Дом Печати» стал экономически более успешной площадкой и смог реализовать потенциал концертного клуба.

«У команд Кузякина и Кумыша очень разные подходы к мероприятиям. У Tele-club Group твердый рыночный подход, основанный на цифрах и технологиях, а мы были более мягкими и романтичными, собирали людей на свою эстетику. В этом была магия. Но если бы я вернулся обратно, то старался бы комбинировать оба подхода», — говорит Саша Петрук.

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: Петр Захаров, фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

Екатерина Кейльман

«Дом Печати» стал более камерной и элитарной версией «Телеклуба». Ключевым человеком в команде была продюсер Катя Кейльман. Арт-директором она назначила Артема Зверева.

«Я работал в рекламной сфере. После 2014 года вся реклама стала постепенно загибаться с уходом западных компаний, — вспоминает он. — Свободного времени появилось много, и я был молод — поэтому постоянно тусовался. Так мы познакомились с великой и ужасной Катей Кейльман, исполнительным директором «Телеклуба». Никто не хотел идти работать арт-директором «Дома Печати» по разным причинам, а мне все было интересно, в диковинку, и я увидел в этом вызов. Так и согласился на предложение Кати.

К слову, изначально я вообще не понимал, как делать вечеринки, какие есть диджеи и как все это устроено. Я всегда был по другую сторону всех этих дел. Но так как я уже вписался в эту историю, отступать было не по масти, и я стал перенимать опыт новых коллег со всей России.
Я пришел в момент затухания площадки. «Дом Печати» представлял из себя, как мне казалось, огромную арену, которая жила только тогда, когда была наполнена людьми. Для этого нужны были большие ресурсы. Поэтому от первичного хайпа почти ничего не осталось и площадка практически полностью растеряла былую популярность. Но осталась такой же классной в плане внешнего вида и расположения.

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: Григорий Постников, фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

Артем Зверев

Общий концепции долго не было. Я экспериментировал абсолютно со всем, по большей части занимался карго-культом, повторяя на вверенной мне территории то, что где-то увидел или подсмотрел. Затем, набираясь опыта, за первый год разобрался, что к чему. Понял психологию гостей, завел нужные связи, и к 2016 году «Дом Печати» начал жить своей новой жизнью вплоть до 2020-го.

Концепция — рабочая и боевая классика. Я не стал тянуть все одеяло на себя, делая по восемь вечеринок в месяц. Начал сотрудничать с локальными промоутерами на взаимовыгодных условиях: они мне людей, я им оплачиваю счета. Все довольны. У меня много разноплановых вечеринок, а у ребят классная площадка и заработок. Win-win.

Вечером «ДП» жил за счет огромного количества концертов от «Телеклуба». Позже я и сам, разобравшись с вечеринками, стал букировать не только диджеев, но и музыкантов».

Семен Гальперин уточняет, что Артем Зверев был арт-директором только в контексте ночных танцевальных мероприятий, которые случались в пятницу и субботу, и, за исключением больших привозов, их, как правило, проводили промогруппы под своими брендами — «Свердловский Дипъ», UDSS, Techno Room, «Смена», «Теснота», Nickолаич и Kenar (Люк Lovers, House History), «Рейвконцепт», «Вечеринка бывших» и другие. «Эту структуру, когда ночные мероприятия каждую неделю меняются, а делают их промогруппы с нашей поддержкой, предложил и стратегически развивал Павел Бессонов, организатор из Челябинска. Это довольно грамотная, интересная и эффективная логика хорошо работала», — говорит продюсер.

Клуб для своих

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: Григорий Постников, фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

В «Доме Печати» проходили концерты Lil Peep, Tricky, Everlast, Ghostemane, Brazzaville, «Браво», Noize MC***, Red Snapper, Lumen, Yoav, VNV Nation, «Каста», Jay Jay Johanson, Zella Day, Хелависа, Matisyahu, Ishome, «Дайте Танк (!)», Дельфин, «Нервы», Pompeya, СБПЧ, ATL, Deep Forest, De/Vision, Billy' s Band, RSAC, Peter Heppner, Infected Mushroom, Yung Lean, КняZz, Tequilajazzz, OQJAV, «Кровосток», «Моя Мишель», Tiamat, Манижа, Вася Обломов, Cream Soda, Motorama, c3peak, Луна, «Пошлая Молли», Apollo Brown, Mujuice, Хаски, On-The-Go, Tommy Cash, Brennan Savage и десятки других музыкантов.

С диджей-сетами выступали Magda, Cedric Gervais, Markus Schulz, Sven Vath, Cosmic Gate, Gabriel&Dresden, Steve Bug, Robert Babicz, DJ Krush, dOP, Blond: ISH, Sebastien Leger, Blockhead, Flammable Beats, Kim Ann Foxman, Moonbeam, Catz‘n‘Dogz, PillowTalk, Julia Govor, Ten Walls, Jody Wisternoff, Карина Истомина, Long Arm, Agraba, Grum, Quivver, DJ Vadim, Nick Warren и многие другие.

«Организацией выступлений занимались концертные директора «ДП». Татьяна Журавская, которая вообще раньше всех начала работать в «Телеклубе», еще в 2007 году, потом ушла менеджерить «Обе Две», затем вернулась на должность концертного директора «ДП» и потом снова ушла работать концертным директором Лены Темниковой. И Ирина Стафеева, которую мы пригласили из московского «Главклуба», где она много лет занималась букингом, и которая проработала в нашей команде до отъезда в Сербию в 2022 году», — вспоминает Семен Гальперин.

Независимый продюсер, бывший PR-директор Tele-Club Group Ксения Табашникова вспоминает, что впервые взаимодействовала с площадкой на концерте грузинской группы Mgzavrebi в 2016 году: «Это было незабываемо. Я удивилась, как «Дом Печати» не лопнул: у нас был солд-аут, а люди шли и шли. Я стояла на входе, и к нам пришла компания девушек, которые очень хотели на концерт. Я честно предупредила их, что они уже не смогут пройти ни в VIP, ни на танцпол, но они настаивали. Купили билеты, протиснулись в проход из гардеробной зоны, так и простояли. Ажиотаж был мощный!

Помню ночной концерт Димы Маликова. Я тогда еще не работала в клубе, но пришла на выступление и была поражена: абсолютно непривычный формат для клуба и города. Это сейчас в баре «Молодость» мы видим, как на одном танцполе под хиты 1990-х отжигают и 20-летние, и 40-летние, а тогда это было удивительно».

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: Артем Камаев, фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

Концерт группы Mgzavrebi в 2016 году

«Самые большие эмоции — это знакомства, — уверен Артем Зверев. — Благодаря «Дому Печати» меня знает огромное количество музыкантов и людей из индустрии. За это время я поработал с Tyler The Creator, Limp Bizkit, The Prodigy, Земфирой****».

«Мне больше всего запомнилось афтепати после концерта Limp Bizkit, — рассказывает Олег Кумыш. — Вся группа во главе с Фредом Дерстом приехала в клуб. Фред сыграл диджей-сет. Ярких мероприятий было много: Everlast, The Prodigy и многие другие реально мировые звезды».

«На афтепати после концерта группы The Prodigy в «ДП» были две дикие фанатки из Новосибирска, которые неистово танцевали и веселились. Подружились с одним из музыкантов. Он был счастлив и рассчитывал на бурную ночь. Девчонки всех развлекали, залезали на перила второго этажа. Потом одна из них упала на первый, это довольно высоко, но с ней все было в порядке. В итоге они поехали в отель с музыкантом The Prodigy. Рано утром он выбежал из своего номера голым и что-то кричал. Если мы все правильно поняли, в какой-то момент они его связали, и ему стало страшно, что с ним что-то сделают. Вечер оказался не очень удачным.

А вообще, «ДП» — это явление в масштабах страны, где постоянно выступали мировые и российские звезды. В одну неделю могли играть Tricky, Зелла Дэй и Фред Дерст. Это было лучшее расписание в мире. Для индустриального города — что-то невероятное. Думаю, «ДП» повлиял на формирование музыкальной культуры и приблизил екатеринбуржцев к западному миру. Возможно, это в том числе способствовало формированию статуса Екатеринбурга как свободомыслящего города», — считает Семен Гальперин.

По словам Жени Свалова, у «Дома Печати» образца Tele-Club Group так и не появилось своей постоянной ночной аудитории: вечеринки отдавали разным промогруппам, не было диджеев-резидентов. «В пятницу гости могли попасть на хип-хоп, а ровно через неделю на техно, в то время как в «Пушкине» или «Подвале» репертуар был в хорошем смысле гораздо более предсказуемым. Для богатых людей, кому важно просто взять стол в випке и хорошо посидеть, «Дом Печати» перестал иметь ценность, поскольку анонсы читать некогда и можно было приехать и нарваться на малолеток или торчков. С точки зрения культурного разнообразия Артем Зверев делал все правильно, но кассу ночных клубов в основном делает совсем другая публика, а она нерегулярно возвращалась в «Дом Печати», — считает Женя Свалов.

Артем Зверев покинул клуб в 2019 году. «Они предложили мне [плохие] условия. Я сказал, что себя не на помойке нашел, мол, сами делайте свои вечеринки. А они: «О, ты думаешь, что самый умный?». Ну и разошлись», — рассказывал Артем об уходе из компании спустя три месяца.

«Дом Печати» как минимум трижды попадал в поле зрения ФСБ. В первый раз — когда Артем Зверев делал первый в Екатеринбурге концерт «Пошлой Молли». Сотрудники находились в зале и заранее предупредили, что если будут провокации со сцены, то последствия наступят немедленно. «Артем буквально сидел на рубильнике, чтобы выключить электричество на случай, если группа решилась бы пожестить», — вспоминает очевидец событий.

Второй раз клубом заинтересовались, когда Русская служба BBC искала место для проведения общественных дебатов о демократии, гражданских институтах. В «Дом Печати» прислали предостережение о том, что не нужно принимать это мероприятие, так как оно проводится при участии нежелательных лиц и организаций. Дебаты состоялись. Сотрудники ФСБ аналогично были в зале, но никто из спикеров не решился на громкие слова.

Третий случай касался выступления арт-директора Tele-club Group Семена Гальперина на оппозиционных ютуб-каналах о «продавшихся» пропаганде русскоязычных артистах. «Это была исключительно личная точка зрения Семена, но «Телеклуб» и «Дом Печати» закрепились во всевозможных базах силовиков как «рассадник», — вспоминает наш собеседник.

Внимания к «ДП» было, скорее всего, не больше и не меньше, чем к другим крупным концертным площадкам России. Горожанам клуб запомнился не только яркими выступлениями, но и крупными фестивалями. Некоторые из них были по-хорошему идеологичны. Например, в 2019 году «Дом Печати» и The Village Екатеринбург, медийный рупор хипстеров, провели во дворе клуба городской фестиваль-комьюнити — альтернативный День города для тех, кому не по душе массовые гуляния на Плотинке и в окрестностях центра. Проект получил название «День города для своих» — и в этом была квинтэссенция самого клуба.

Последним арт-директором «Дома Печати», то есть руководителем подразделения вечеринок и ночных тусовок, была Полина Кизнер. До этого она стояла в клубе на фейсконтроле.

Бесславный конец

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: Андрей Худяков, фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

В марте 2020 года «Дом Печати», как и все концертные площадки России, закрылся на неопределенный срок из-за пандемии коронавируса. Тогда вышел указ об арендных каникулах — клуб попадал в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики. «Мы получили отсрочку по аренде, потому что здание принадлежит государству. Однако между нами был субарендодатель, который забил на новый закон и выгнал нас из помещения», — говорит Семен Гальперин.

Формально «Дом Печати» арендовывал площади не напрямую у государства, а у компании «Татлинъ», так что отсрочка клубу как бы не положена. Директор этой организации Станислав Цвеленьев говорил: «Я не даю им каникулы, так как мне государство не дает их. Я арендую государственную собственность, еще ее восстанавливаю, приспосабливаю и плачу аренду!» По его словам, «Татлинъ» платил государству 4,7 миллиона в месяц, а также регулярно вкладывал деньги в ремонт и обслуживание здания. Если предприниматель сам получил бы отсрочку, он бы предоставил ее и субарендаторам.

«Это полная херня, — комментирует слова Цвеленьева Семен Гальперин. — Отсрочку по аренде здания ему государство давало. А если бы даже и не давало, то он ее все равно должен был дать клубу, несмотря на свои житейские рассуждения».

Команда «Дома Печати» запустила флешмоб в соцсетях с тегами #спасемдомпечати #ямыдомпечати #домпечатиживи. За площадку вступился в том числе рок-музыкант Владимир Шахрин. Не помогло. В апреле команда клуба выехала из Дома печати. Проект был закрыт.
«Арендодатель доказывал в суде, что телеклубовские имели многомесячные долги и по аренде, и по коммуналке, то есть основания для выселения были. Встречные иски больше года рассматривались в различных инстанциях, суды вставали то на одну, то на другую сторону», — рассказал наш собеседник, близкий к ситуации.

Семен Гальперин категорически опровергает информацию о задолженности: «Арендодатель, может быть, и пытался доказывать, но не доказал. Он нас вообще часто удивлял сумасбродными идеями по ходу этих процессов. Например, одной из идей Цвеленьева была такая: раз мы оспариваем незаконное выселение и считаем, что площадка до сих пор по закону наша, он решил предъявить нам счет за аренду за все месяцы, с тех пор как он нас выселил. Ну типа: «Ребята, раз вы считаете, что площадка все это время была ваша, несмотря на то, что я вас выгнал, — так и заплатите аренду».

«Мы все еще судимся, но в основном все процессы прошли. К счастью, суд был справедливым, и в абсолютном большинстве вопросов встал на нашу сторону, — заявляет Олег Кумыш. — Большая часть имущества была нам возвращена, с ответчика были взысканы значительные суммы. Кроме того, его принудили запустить нас обратно в помещение. Мы могли бы какое-то время там работать, но, понимая, что перспективы сотрудничества в сложившихся обстоятельствах не сулят нам ничего хорошего, а вложения времени и финансов для запуска проекта на короткий срок являются нецелесообразными, приняли решение выйти из проекта».

Команда «Дома Печати» перевезла мебель и оборудование на другую площадку на Центральном рынке, где впоследствии открыли новый клуб «Фабрика» от Tele-club Group.

«Мы с девчонками выносили имущество клуба буквально в своих сумочках, потому что нам закрывали доступ субарендодатели. Мы всеми правдами и неправдами пытались выйти на диалог с фигурантами дела о «Доме Печати», хотели добиться справедливости. Обо всем этом писали многие СМИ. Было тяжело, невыносимо тяжело. Мое участие в проекте закончилось вместе с самим «Домом Печати». Весь город, да и вся концертная индустрия, в курсе того, как с нами обошлись держатели контракта на сдачу в аренду помещения, в котором находился клуб. Было мерзко наблюдать, во что превратилось лучшее концертное заведение Екатеринбурга», — вспоминает Ксения Табашникова.

В 2021 году на месте «Дома Печати» открыли бар федеральной сети «Че почем», который отличался очень низкими ценами и лояльным фейсконтролем. Но не только этим. На шум и толпы возле бара постоянно жаловались местные жители, здесь регулярно устраивали массовые драки, а силовики проводили облавы. Спустя пару лет заведение закрылось.

Олег Кумыш считает, что клуб «Фабрика» вместе с соседним баром «Ц» превосходят «Дом Печати» по своим возможностям. «С точки зрения пространства и технического обеспечения «Фабрика» нисколько не проигрывает, но время, в которое запускался и работает проект, не позволило ей еще получить такой хайп. Сперва по нам ударила пандемия, затем сразу началась СВО, количество звезд мировой величины, гастролирующих по России, упало до минимума. Но потенциал у клуба хороший, и если ситуация изменится, мы сможем его реализовать», — говорит руководитель Tele-club Group.

«Такой проект сегодня невозможен»

«Дом Печати». Как хипстеры создали эталонный городской клуб, аналогов которому до сих пор нет в России
Фото: Артем Дербенев, фотоархив "Дома Печати" в VK, 66.RU

«Дом Печати» отличался от заведений «эпохи гламура». В двухэтажном лофте звучала музыка, которая обычно могла заполнить небольшие ночные заведения. У клуба были разные периоды, но аналогичных проектов в других городах России так и не появилось.

«Я думаю, что в этом клубе соединилось много одновременно: центр города, историческое здание, дизайн и наполнение, насыщенная программная сетка. Не только в Екатеринбурге, но и во всей России, включая Москву, мало какой клуб мог бы похвастаться такой же плотностью мероприятий и таким качеством артистов», — считает Олег Кумыш.

«Это было место силы, абсолютная точка притяжения, эталонный городской клуб со своей неповторимой атмосферой, дизайном, тусовкой. Меня всегда впечатляло то, что в «ДП» спокойно могли соседствовать концерты панк-команд и ночники с крутейшими диджеями, фортепианные вечера и лютые тусовки Артема Зверева, лекции Аси Казанцевой***** и первый концерт «Кис-Кис». И, знаете, никого ничего не смущало: у клуба была мощная репутация как в Екатеринбурге, так и за его пределами. «ДП» максимально отражал суть Екатеринбурга: разнообразие интересов горожан рождало разнообразие жанров и форматов, представленных в клубе, а поистине кошачье любопытство команды позволяло идти на самые смелые эксперименты. Это было не просто заведение, а живое место со своими характером, капризами и загонами, но с потрясающей энергетикой, которую невозможно было спутать ни с чем», — говорит Ксения Табашникова.

На вопрос о том, возможен ли «Дом Печати» сегодня, все наши собеседники отвечают отрицательно.

«Всему свое время, — говорит Слава Душин. — Честно говоря, и в то время с трудом умещалось в голове, что в Екатеринбурге работает такой масштабный клуб. Я допускаю, что как концертная площадка он мог бы продолжать работать под руководством «Телеклуба», но как бы выжил в текущих ситуациях концертной индустрии — это другой вопрос».

«Точно невозможно. Во-первых, ушли спонсорские бюджеты. Много ивентов делалось на деньги табачных и алкогольных компаний. Они закрывали большой кост, часто даже полностью все расходы по привозу. Это давало промоутерам возможность делать крутые вещи. А во-вторых, сейчас единицы иностранных артистов ездят в Россию, потому что потом их «отменяют». И даже моих знакомых, которые выпускаются на иностранных лейблах, «отменяют» в Европе из-за выступлений в нашей стране», — рассказывает Леша Черемушкин.

«Мир меняется, а люди вместе с ним. Вы можете себе представить сейчас, например, ПВ в формате начала нулевых? Я — нет. Так же как и не могу представить «ДП». Всему свое время. На мой взгляд, городские клубы в определенный момент были вытеснены барной культурой, которая набрала обороты после пандемии. Сейчас нет такого понятия, как «городской клуб» в его классическом понимании. Вокруг сплошные «холлы» и «ивент-пространства». Мы переживаем трансформацию, а что будет дальше — посмотрим», — резюмирует Ксения Табашникова.

P. S.

  • Валя Кузякин стал одним из главных уральских рестораторов. Сейчас развивает сеть кафе Engels, рестораны «Гады, крабы и вино», «Сойка» и «Гастроли» (вместе с Сергеем Ременником), а также планирует открывать заведения в Турции. В 2017 году запустил бар «Шалом Шанхай», в котором многие узнают дух «Дома Печати».
  • Дима Крысов открывал в Екатеринбурге бар «Языки», несколько заведений в «Алатыре», бар «Дружба», кофейню Crabcofee. Сегодня все эти точки закрыты, а Дима занимается алкогольным бизнесом и руководит компанией по установке вентоборудования.
  • Аня Решеткина создала собственное концепт-бюро «Бюро 100». Потом ненадолго вернулась в команду Вали Кузякина, став арт-директором в баре «Шалом Шанхай». Сейчас Аня Решеткина занимается консалтингом собственников компаний, пишет книгу о Екатеринбурге в 2014-м, вместе с друзьями создает город высоких состояний Кайимаа.
  • Саша Петрук в 2017 году закрыл свой музыкальный блог и закончил карьеру диджея. Вскоре ушел от цивилизации и стал банным мастером в загородном клубе «Острова Ершовы» в Челябинской области. Обучает людей банному мастерству по всей стране.
  • Олег Кумыш остается королем уральской концертной индустрии. Переехал в Ревду и переориентировался на внутренний туризм — стал выращивать клубнику, возить на ферму экскурсии, развивать глэмпинг и открыл производство модульных домов.
  • Артем Зверев развивал Center Club в Ельцин Центре, потом продюсировал группу RSAC и Феликса Бондарева. В 2020 году вместе с Славой Душиным, Сашей Елсаковым и примкнувшим к ним Женей Кабановым («Мелодия», «Телевизор») открыл бар «Самоцвет».
  • Ксюша Табашникова ушла из Tele-Club Group в 2022 году и стала независимым продюсером. Организовала несколько социокультурных фестивалей, в том числе «ВИЗ.00» на берегу Верх-Исетского пруда и «Посреди нигде» в Малом Турыше.
  • Катя Кейльман проработала в Teleclub Group 10 лет и организовала около двух тысяч концертов. В 2021 году заняла пост директора парка Маяковского, привлекла 220 млн рублей инвестиций и вместе с командой запустила ряд преобразований. Посещаемость парка выросла с двух до четырех миллионов человек в год. Сейчас Катя занимается консалтингом в креативных индустриях.
  • Семен Гальперин после начала СВО покинул должности арт-директора Tele-Club Group и директора по артистам и репертуару московской компании «Афиша», уехал в Израиль и делает концерты там и в Европе.

Помещение «Дома Печати» пустует.

Что еще почитать? Другие истории глянца и клубной жизни города:

*продукт компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории России.

**международное общественное движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено на территории России.

***Иван Алексеев признан в России иностранным агентом.

****Земфира Рамазанова призрнана в России иностранным агентом.

*****Александра Казанцева признана в России иностранным агентом.