Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Стресс-тест системы: четыре проблемы скорой помощи, которые вскрыл коронавирус

10 июля 2020, 14:45
Стресс-тест системы: четыре проблемы скорой помощи, которые вскрыл коронавирус
Фото: Григорий Постников, архив 66.RU
И до пандемии врачи сталкивались с переработками и низкими зарплатами, а сама система – с нехваткой специалистов и техники. Просто именно в условиях коронавируса стало понятно, насколько важно иметь все необходимые человеческие и материальные ресурсы, чтобы не допустить большого количества жертв.

Тема оснащенности регионов машинами скорой помощи, сокращения медперсонала, зарплат врачей стала особенно актуальна в период пандемии коронавируса. Работники скорой по всей стране столкнулись с нехваткой защитных костюмов, невыплатами обещанных премий, рисками самим заболеть, приезжая к ковидным больным. Но нельзя сказать, что проблемы появились одномоментно. Просто коронавирус стал неким катализатором, который обнажил проблемы российской медицины. 66.RU изучил статистику последних лет и выяснил, как в разных регионах страны меняется ситуация со скорой помощью.

Изношенность автопарка машин скорой помощи

Обновление региональных парков скорой помощи за счет бюджетного финансирования началось в 2016 году. За три года субъекты РФ получили 7074 «скорых» на 18,7 млрд рублей. Еще 5,2 млрд рублей правительство РФ выделило на покупку 1200 машин в 2020 году. Согласно отчету Счетной палаты России, в 2019-м заявленная потребность регионов в автомобилях скорой помощи снизилась на 28%.

Фото: Настя Кеда, 66.RU

В своем отчете аудиторы указывают, что на 1 января 2019 года износ автопарка скорых (машины старше пяти лет) в некоторых регионах превышал 70%. Лидерами этого антирейтинга стали:

  • Приморский край — износ 86,8%
  • Красноярский край — 73,9%
  • Липецкая область — 71,3%
  • Новосибирская область — 71,2%
  • Якутия — 62,8%

В Екатеринбурге о проблемах с машинами скорой помощи в апреле 2020 года заявил глава управления здравоохранения. Городу ежесуточно не хватало до 9 машин скорой помощи, а резервный транспорт отсутствует. На балансе МБУ «ССМП» (станции скорой помощи Екатеринбурга) находится 108 автомобилей. Но 18 машин подготовили к списанию, 7 стоят на долгосрочном ремонте, а 6–10 ежедневно попадают на обычный ремонт или техобслуживание.

Однако проблема нехватки скорых в Екатеринбурге постепенно решается.

Фото: Настя Кеда, 66.RU
  • В мае на станцию скорой медицинской помощи в Екатеринбурге прибыли 16 новых автомобилей. Деньги на пополнение автопарка выделили из бюджета области и города.
  • В июле правительство Свердловской области отчиталось о том, что больницы региона получили 28 новых машин скорой помощи. 12 остались в Екатеринбурге, в ССМП. Остальными усилили Территориальный центр медицины катастроф и отправили в область.
  • В августе в Екатеринбург поступят еще 30 машин скорой помощи класса В. Машины на базе Ford Tranzit уже начали собирать в Нижнем Новгороде. Техзадание на закупку машин руководство станции скорой медицинской помощи сформировало вместе с Фондом святой Екатерины. Доукомплектовывать скорые будут уже в Екатеринбурге. Этим займется «Компания Технолайн». Деньги — 134 миллиона рублей — на автомобили выделили генеральный директор УГМК Андрей Козицын, председатель Совета директоров РМК Игорь Алтушкин и владелец компании «Сима-ленд» Андрей Симановский.
Фото: архив 66.RU

Скорая — лидер по сокращению врачей

Фото: Григорий Постников, архив 66.RU

По информации Министерства здравоохранения России, за 2018 год (пока это самые свежие данные) больше всего сократилось число врачей скорой помощи — на 534 специалиста. За восемь лет число врачей скорой помощи снизилось с 16 до 11 тысяч. При этом выросло число фельдшеров.

В Министерстве здравоохранения объясняют это перераспределением и общим сокращением числа вызовов. Есть регионы, где обеспеченность врачами не превышает 0,13–0,19 на 10 тыс. населения. Например, в Калужской области один врач скорой помощи приходится более чем на 53 тыс. человек, в Курганской области — почти на 50 тыс. человек.

Свердловская область находится в середине списка — в 2018 году в регионе было 195 врачей скорой помощи — это 0,45 на 10 тысяч населения. Или один врач скорой (не считая фельдшеров) на 22 тыс. населения.

Мы сравнили Средний Урал с другими регионами с населением от 3,2 до 4,5 млн человек. Ситуация выглядит так.

Фото: Настя Кеда, 66.RU

Разница в зарплатах

Екатеринбург оказался городом-лидером по зарплатам врачам, фельдшерам и водителям скорой помощи. Еще до введения дополнительных выплат специалистам, работающим с коронавирусными больными, в Екатеринбурге зарплата врача составляла 74,5 тыс. рублей, фельдшера — 47,2 тыс. рублей, водителя скорой — 37 тыс. рублей, сообщала «РГ». Начальник службы скорой помощи Екатеринбурга Игорь Пушкарев в интервью Е1.RU заявил, что по итогам 2019 года средняя зарплата на 1,5 ставки у врачей скорой помощи (сутки через двое) составила около 75 тысяч рублей, у фельдшеров — 46 тысяч рублей.

Рейтинг зарплат врачей скорых (информация из открытых источников):

  • Екатеринбург и Башкирия — около 75 тыс. рублей;
  • Новосибирская область — 68,7 тыс. рублей;
  • Волгоградская область — 55,2 тыс. рублей;
  • Саратовская область — 46,7 тыс. рублей;
  • Мордовия — 30 тыс. рублей.

Выросшая нагрузка на врачей

Фото: Григорий Постников, архив 66.RU

О колоссально возросшей нагрузке на врачей скорой помощи в условиях пандемии заявляли власти многих регионов России. Так выглядит ситуация в Екатеринбурге:

  • в мае бригады скорой выполняли по 1080 вызовов ежедневно;
  • в июне среднее количество обращений в службу СМП за сутки выросло на 31,6%. Бригады отрабатывали уже более 1200 заявок;
  • в конце июня в пресс-службе горздрава Екатеринбурга сообщили, что в сутки в диспетчерскую поступает свыше 4000 вызовов. «Пациенты, которые, не дожидаясь ответа, снова звонят на номер скорой помощи, формируют новую систему ожидания», — пояснила пресс-секретарь Екатерина Макашина.

Чтобы снизить нагрузку, в Екатеринбурге приняли решение, что скорая помощь не будет отвозить пациентов с подозрением на коронавирус в КТ-центры. За первый день такая мера позволила снизить нагрузку на скорые на 7%. Таких больных будут возить машины транспортных предприятий, автотранспорт медучреждений и, в отдельных случаях, специально выделенные под эти функции такси.

В условиях пандемии коронавируса существующие годами проблемы скорой помощи начали выходить на первый план. На общем фоне Свердловская область выглядит относительно неплохо — среднее количество врачей, относительно высокие зарплаты, пополняемый автопарк машин. Но вместе с тем помощь врачей все еще слишком долго приходится ждать, сами врачи скорых не всегда защищены от болезни должным образом, на скорых не хватает профильных специалистов, а водители бригад жалуются на невыплату премий.