Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Рекорд ожидания вызова — семь часов». В Екатеринбурге больше нет неотложной психиатрической помощи

4 июня 2020, 17:27
«Рекорд ожидания вызова — семь часов». В Екатеринбурге больше нет неотложной психиатрической помощи
Фото: Григорий Постников, архив 66.RU
Бригады, которые должны экстренно выезжать к тяжелым психически больным людям в моменты обострения, еще работают. Но их так мало, что о скорой, а тем более неотложной помощи речи уже не идет, утверждают сами медики. Подготовка врача для таких бригад занимает 10 лет, и с учетом тяжелых условий труда желающих идти на эту работу в Екатеринбурге просто нет. Ситуацию осложнили пандемия коронавируса и тот факт, что местный вуз перестал готовить такие кадры.

В психиатрических бригадах скорой помощи работают медики, которые приезжают на вызовы к неадекватным пациентам. Чаще всего звонки поступают от родственников, и уже на этой стадии становится понятно, необходима ли помощь профильных врачей и фельдшеров. Иногда на вызов приезжают их коллеги и, видя состояние пациента, вызывают специализированную бригаду.

Таким медикам часто приходится иметь дело с наркоманами и алкоголиками, которые в состоянии опьянения могут напасть на окружающих. Именно эти люди пытаются успокоить пациента, а потом отвозят в наркологическое отделение. Если такая бригада не приедет в максимально короткий срок, все может закончиться очень плохо, и придется вызывать уже полицию.

Согласно приказу Минздрава от 1998 года, который действует до сих пор, в крупных городах на каждые 300 тыс. населения должна работать бригада психиатрической скорой помощи, в состав которой входят врач и два фельдшера. С учетом численности населения Екатеринбурга — на 1 января 2020 года 1 млн 526 тыс. 903 человека (данные Свердловскстата) — в городе круглосуточно должно работать не менее пяти бригад.

Как рассказал 66.RU действующий врач психиатрической скорой помощи, сегодня в городе развернуто всего три бригады. С учетом того, что часть врачей ушли на больничный, на вызовы ездят две, а иногда и одна бригада. Из-за этого медики не успевают оперативно приезжать на вызовы. Это при том, что врачи работают на 1,5, а иногда и на 1,75 ставки.

«Мои недавние «рекорды» — ожидание вызова по шесть-семь часов, хотя скорая должна приезжать за 20 минут. В моей практике нечто похожее было в 1998 году во время дефолта: личный «рекорд» — 16,5 часов задержки. Я приезжал на адрес и говорил: «Вчера скорую вызывали?» Сейчас еще пока такого нет, но уже к этому идет», — рассказал работник психиатрической скорой.

Главная причина происходящего, по мнению нашего собеседника, — отсутствие системы подготовки кадров. «По новой системе, чтобы стать психиатром, надо после окончания вуза отработать два года в поликлинике помощником врача, непонятно зачем. Потом, может быть, тебе дадут направление на ординатуру, потому что за деньги ты там учиться не будешь — дорого. Там еще два года. Итого 10 лет. Если человек служил в армии, [на момент окончания учебы на врача-психиатра скорой помощи] ему 30 лет, а он еще никто, звать никак, специальности нет, а уже есть семья. Кому это надо?» — объяснил медик.

По его словам, штат фельдшеров укомплектован, проблема с врачами. За период с 2013 года скончались два действующих врача-психиатра: один от рака, второй от инфаркта. Еще два врача ушли на инвалидность: один с диагнозом аневризма аорты, второй потерял ногу, которую вовремя не прооперировали. Смены поколений не произошло. Кроме того, один из врачей сейчас лечится от коронавируса, второй слег с высокой температурой. При этом в разделе вакансий на сайте скорой помощи объявление о поиске врачей-психиатров появилось только в апреле этого года.

Проблемы врачей со здоровьем наш собеседник связывает с тем, что работа в психбригаде — сомнительное удовольствие: «Это не в теплом стационаре сидеть». Медикам приходится сталкиваться с неадекватными пациентами, в том числе с наркоманами и алкоголиками. «Из-за того, что бригад мало, смены очень тяжелые. Здоровья тратишь очень много. Работа психиатром на скорой — это даже не работа линейного врача. Слишком психологически сложно, ты постоянно не просто за жизнь человека борешься, ты ходишь по лезвию ножа: думаешь, посадят — не посадят, и так далее», — поделился врач.

Он также рассказал, что свободных фельдшеров, которые не могут ездить на профильные вызовы из-за отсутствия в бригаде врача, бывает, отправляют констатировать смерть и выписывать справки по умершим гражданам. «Хотя, по идее, врачебную бригаду запрещено посылать на заведомо непрофильный вызов, только на психиатрический», — подчеркнул медик.

В пресс-службе Горздрава Екатеринбурга 66.RU подтвердили, что дефицит врачей-психиатров на скорой помощи существует.

Пресс-служба Горздрава Екатеринбурга:

— Связано это с тем, что для работы в психиатрической бригаде врачу-психиатру, кроме сертификата по психиатрии, необходимо иметь сертификат и по скорой медицинской помощи. Получить его можно, только окончив ординатуру по скорой медицинской помощи, которой вот уже три года нет в нашем медицинском университете. Поэтому не можем найти врачей в психиатрические бригады, соответствующих требованиям законодательства для работы на скорой медицинской помощи.

Чтобы восполнить кадровый дефицит врачей, Станция скорой помощи Екатеринбурга предлагает претендентам пройти обучение в ординатуре по скорой медицинской помощи в университетах Тюмени, Перми и Челябинска, где существует ординатура по этой специальности. «К сожалению, согласившихся на обучение в других медицинских университетах за три года не нашлось», — констатировали в Горздраве.

Сегодня в Екатеринбурге работают в круглосуточном режиме три психиатрические бригады, заверили в ведомстве. На сайте Станции скорой помощи указано, что в штате числятся 12 врачей, 26 фельдшеров и 12 водителей. Сбои в укомплектованности бывают при уходе врачей на больничный, заявили в Горздраве.

Нарушений в том, что фельдшеры психиатрических бригад выезжают на констатацию смерти, нет. «Фельдшеры имеют сертификат по скорой медицинской помощи, поэтому при отсутствии врача они имеют полное право обслуживать вызовы как общепрофильная фельдшерская бригада, что и практикуется на Станции скорой помощи при отсутствии свободных общепрофильных бригад, в том числе и вызовы на констатацию смерти», — пояснили в ведомстве.