Сегодня состоялось последнее заседание Екатеринбургской городской думы шестого созыва — уже через два месяца жители Екатеринбурга выберут новых депутатов. Большая часть нынешних, кстати, намерена продлить свои полномочия. Пока избирательная кампания в разгаре, мы вспоминаем, чем запомнились за пять лет депутаты: что пытались сделать и что из этого вышло.
Один из больных для Екатеринбурга вопросов, на котором пиарились и предшественники нынешнего созыва, — не допустить повышения стоимости проезда в общественном транспорте. Еще в 2014 г. депутаты гордумы выступали с предложением снизить стоимость проезда в общественном транспорте (в 2012 г. его повысили с 18 до 23 руб.). Следующим шагом стали просьбы Екатеринбургской городской думы и мэрии к губернатору Евгению Куйвашеву о софинансировании затрат на провоз льготников. Но Евгений Куйвашев уже четко озвучил свою позицию: городу нужно перекроить собственные расходы — и деньги на компенсацию льготникам найдутся. Например, можно перевести транспорт на альтернативное топливо или ввести почасовой тариф оплаты проезда.
— Проезд можно сделать и бесплатным, никаких проблем. Вопрос, кто будет это оплачивать и какова будет цена. В отличие от других субъектов Федерации, у нас регион вообще не дотирует городской транспорт. Парк техники изношен, но 82% подвижного состава исправно выходит на маршрут. При этом предприятия копят и копят долги. Тут, на мой взгляд, должен подключиться областной бюджет.
В итоге депутатам не только не удалось добиться того, чтобы область взяла на себя часть финансовых обязательств на компенсацию льготникам, но и дождались повышения проезда до 28 руб. с 1 февраля 2017 г.
Последнее заседание Екатеринбургской городской думы было посвящено вопросу сноса нелегально установленных киосков, борьба с которыми безуспешно идет уже несколько лет. И вот наконец-то депутаты приняли поправки в правила благоустройства, которые запрещают размещать пункты нестационарной торговли на придомовой территории. Соответственно, теперь во дворах нельзя будет устанавливать киоски, палатки с фруктами и ларьки с шаурмой.
Но это вовсе не значит, что нелегальные ларьки исчезнут из города. Сносить киоски чиновники будут только после составления соответствующего протокола и принятия комиссией решения о демонтаже объекта.
По идее, и сейчас незаконные киоски должны сносить, однако пока мэрия и полиция просто обвиняют друг друга в провалах. А чиновники на разные голоса объясняют, почему ларьки нельзя просто взять и убрать.
Даже с теми изменениями, которые приняла сегодня ЕГД, согласны не все депутаты. Некоторые из них посчитали, что новая норма «ограничивает конкуренцию, нарушает нормы действующего законодательства, искусственно расширяет полномочия местной администрации».
Кстати, по оценкам городской администрации, принятые поправки в правила благоустройства позволят ликвидировать порядка 300 незаконных киосков, а таких в городе как минимум в два раза больше.
Транспортная реформа, которая включала в себя внедрение совершенно новой схемы маршрутов общественного транспорта, должна была стартовать 1 июля 2017 г., но бесславно провалилась. В первую очередь из-за негативной реакции горожан. Город просто оказался не готов к таким радикальным изменениям, и реформу было решено перенести на 2019 г. Впрочем, создатели так и неутвержденной транспортной схемы считают, что к этому моменту реформировать уже будет нечего.
Еще в 2016 г. председатель ЕГД Евгений Ройзман заявлял, что реформа неизбежна, и «Екатеринбург первым в стране пошел на оптимизацию сети общественного транспорта». Он же в начале февраля 2017 г. заявлял, что новая транспортная схема точно будет внедрена.
В течение 2017–2018 гг. депутаты гордумы продолжали следить за ситуацией с транспортной реформой и даже создали специальную рабочую группу. Однако группа фактически бездействовала, поскольку разработчики реформы не привлекали ее членов к работе. «Решение было принято главой города. Он, в свою очередь, уведомил главу администрации города и попросил максимально вовлекать рабочую группу в работу. Были созданы определенные полномочия. У нас есть принцип разделения властей, поэтому нужно уважительно органам исполнительной власти относиться к органам представительной власти», — заявил «Политсовету» депутат Владимир Крицкий.
В итоге провал транспортной реформы на свой счет записал глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб.
— Если бы задали вопрос, что вам не удалось сделать за 5 лет, я бы сказал, что не удалось сделать транспортную реформу. Мне кажется, что мы не смогли найти нужные слова и объяснить части населения города, которые вели себя активно, для чего это нужно сделать. Хотя когда мы приняли решение об отсрочке проекта, некоторые из активных противников оказались и против переноса сроков. Не знаю, почему так произошло. Может, пришло осознание.
Платное парковочное пространство организовали в уральской столице в мае 2014 г. И депутаты гордумы поддержали это решение, заявив о необходимости такого проекта в городе-миллионнике. Однако идея с платными парковками не оправдала себя — мэрии удалось собрать за год всего 3,4 млн руб. И поскольку механизмов административного воздействия за нарушение правил парковки на тот момент не было, депутаты предложили «усилить разъяснительную работу об ответственности за несоблюдение правил платной парковки среди автовладельцев». Других вариантов, кроме как установка паркоматов, власти не рассматривали.
— Я за реализацию этого проекта, а то приедешь днем в центр — и машину поставить негде. Можно было бы и по-другому поступить, не так радикально. Просто брать плату с магазинов и офисных центров, если у них нет своих парковочных мест, и строить на эти деньги бесплатные паркинги. Но в этом случае депутатам гордумы понадобилось бы принять решение, что, к примеру, на 40 м2 площади должно быть одно парковочное место. Если его нет, то считается, что клиенты этого офисника паркуются на муниципальной земле. Значит, магазин должен платить городу 2000 рублей за одно недостающее место. Но я понимаю, что наши замечательные депутаты даже налоги для ТЦ не подняли, с паркингами-то тем более дело не сдвинется. Поэтому — не можете построить бесплатных стоянок — сделайте хотя бы платные.
В итоге проект платной парковки оказался убыточным, хотя на его реализацию было потрачено 250 млн руб. Депутаты гордумы никак не смогли законодательно обеспечить его реализацию.
Контроль за гряземесами и теми, кто отвечает за борьбу с ними — квартальными, также регулярно всплывал в повестках гордумы шестого созыва. По итогам 2013 г. депутаты обвинили квартальных в том, что они выдают предписания о нарушениях не тем, кому надо. Главная проблема же заключалась в том, что штрафовать автомобилистов могли только сотрудники ГИБДД. Но в Госавтоинспекции, как заявляла председатель комитета по благоустройству Тамара Благодаткова, не берут во внимание обращения квартальных.
В 2016 г. депутаты попытались усилить борьбу с гряземесами. Для этого гордума конкретизировала понятие «газон»: это «территория, прилегающая к различным видам покрытий и/или огороженная бортовым камнем, преимущественно с искусственно созданным травянистым покровом, предназначенным для размещения зеленых насаждений и травянистой растительности».
Однако попытки гордумы не увенчались успехом. Война с гряземесами в Екатеринбурге и Свердловской области провалилась из-за правовых коллизий и отсутствия необходимой законодательной базы.
Некоторое время квартальные штрафовали владельцев автомобилей, которые оставляют транспорт на газонах, по п. 1 ст. 17 закона «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области». Однако в октябре 2017 г. общественные организации обжаловали этот пункт. Законодательное собрание Свердловской области признало недействительной норму областного закона, и квартальным запретили штрафовать за парковку на газонах.
16 февраля 2018 г. состоялось заседание, на котором Свердловский областной суд вновь подтвердил право екатеринбуржцев оставлять машины на газонах. Суд решил, что такие штрафы могут быть введены только на федеральном уровне.
Шанс, что гряземесов все-таки начнут наказывать, есть. Так, в январе 2018 года единороссы внесли в Госдуму соответствующий законопроект. Инициаторы документа намерены конкретизировать статью КоАП и увязать ее с ПДД: право контролировать парковку и стоянку на улицах и дорогах закрепляется за ГИБДД, а во дворах контроль осуществляют регионы и муниципалитеты, что позволит избежать разных трактовок, надеются авторы законопроекта. Однако эксперты уже нашли в документе недостатки — в частности, авторы не до конца уточнили, что имеют в виду под «газонами».
Последние пару лет в Екатеринбурге активно идет борьба с фиктивной пропиской при зачислении в школы. Как заявляла в 2017 г. глава департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева, «общее количество таких учеников, по общегородской статистике, равняется 36%».
Чтобы решить проблему с временной пропиской, департамент образования и депутаты Екатеринбургской городской думы обратились с инициативой в Законодательное собрание Свердловской области внести изменения в правила приема. Изменить ситуацию поможет, в частности, разделение приемной кампании на три этапа: сначала — зачисление детей в школы с постоянной пропиской, на втором этапе — с временной, в последнюю очередь — по незакрепленной территории.
Однако пока борьба с фиктивными прописками для первоклашек идет с переменным успехом. В 2018 г. по итогам прокурорской проверки были возбуждены уголовные дела в отношении родителей двух первоклассников, которые предоставили в школы подложные документы.