Все меньше «Ашотов», все меньше «Светлан». В Екатеринбурге исчезают компании с именами в названиях

8 января 2025, 18:00
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU
Называть свои компании и бренды именами было популярно после распада Советского Союза, когда заработал рынок, на который хлынули предприниматели. Именно поэтому из нашего детства сохранились воспоминания о походе в парикмахерскую «Анастасия» и за продуктами в магазин «Светлана». Корреспондент 66.RU при помощи аналитиков узнал, почему подобная практика все еще жива, но постепенно исчезает.

В Екатеринбурге работает 50 793 заведения: из них 1696 брендов (3,34% от общего числа) используют женские имена, а 607 компаний (1,19%) — мужские, сообщили 66.RU аналитики «Контура». Женские имена преобладают над мужскими и попадаются на рынке в три раза чаще.

Названия, в которых встречаются имена, используют в 2303 компаниях следующих сфер:

Идет тренд на уменьшение количества подобных компаний.

Директор медийного агентства AMG Сергей Балакирев, комментируя результаты исследования, назвал состояние рынка Екатеринбурга здоровым.

«Это можно считать определенным индикатором. Чем современнее рынок, тем меньше в нем таких архаизмов, как имена в названиях. Меньше 5% от общего числа компаний — это статистическая погрешность, абсолютное меньшинство. Значит, предприниматели соображают, а бизнес жизнеспособен. Но если мы уедем чуть дальше от Екатеринбурга, то подобных заведений, как «У Ашота», мы встретим гораздо больше. Подобное еще живо даже в отдаленных районах Москвы», — рассказал 66.RU маркетолог.

По его словам, называть свои компании в честь имен — тренд, возникший после распада Советского Союза, и многих предпринимателей тех лет можно понять.

«Это бизнесмены, которые в момент запуска были не сосредоточены на маркетинге. Их вопрос нейминга волновал не в первую очередь. Это редкий случай, когда на старте делают прицел на будущее. Обычно предприятия закрываются в первые пять лет. Задача нейминга — выделиться для целевой аудитории. Если я скажу Sony или Toyota, то не нужно объяснять, что я имею в виду. А если назовем заведение «Александр», то возникнет куча ассоциаций с людьми, которых зовут Александрами, иногда субъективно не очень приятных», — сказал Балакирев.

Женских имен в названиях больше, чем мужских, потому что мужья нередко дарят или посвящают свой бизнес женам.

«В моей практике такое было. Один мужчина назвал бизнес «У Анны» в честь моей сестры. Но там благо хотя бы соответствие было — можно как-то провести параллель с продажей постельного белья. Но тем не менее это архаизм и история, в основе которой лежит непонимание нейминга и процесса», — сообщил Балакирев.

Он привел в качестве исключений, когда использование имен уместно, бренд Putin Team и название небоскреба «Трамп-тауэр». Это работает, если имя приобрело статус и несет в себе определенные смысловые черты.

Обычно официальные органы не регистрируют товарные знаки, в которых присутствуют имена, так же как и другие общеупотребимые слова. Поэтому условный салон красоты «Светлана» не сможет предъявить юридические претензии стоматологии «Светлана».

«На вывесках предприниматели могут писать все что угодно, поэтому я могу открыть свое «У Ашота» по соседству с другим «У Ашота». Бизнесмены не могут предъявлять претензии, пока название не станет торговым знаком. Можно выкрутиться за счет регистрации графического очертания, уникального дизайна с именем. Но зарегистрируют только графическое очертание, а само название бренда — нет», — объяснил Балакирев.

Кирилл Смоленцев
журналист

Читайте также