В своих оценках Ислам Ханипаев учитывает идею произведения, атмосферу, созданную автором, сюжет, персонажей и язык книги. Каждый критерий оценивает по 10-балльной шкале и выводит среднее арифметическое.
Вот что он нам предложил.
|
---|
«Дом лжи» — триллер с элементами детектива.
Мы видим классический сюжет, завязанный на деньгах, предательстве и сексе. Такая история могла бы стать основой хорошего детективного сериала — начиная от «CSI: Место преступления» и заканчивая «Мыслить как преступник». Роман написан профессионально и холодно. Его главное достоинство — сложносочиненный сюжет. С другой стороны, чего еще вы ждете от триллера?
Автор завлекает читателя с первой страницы и умело обманывает до последней, когда все переворачивается с ног на голову. У меня были некоторые претензии по части некоторых сюжетных натяжек, но в конце рассказчик меня уделал, и это прекрасно.
|
---|
Это антиутопия. Действие происходит в Дублине в недалеком будущем. Автор рассказывает, как Ирландия в одночасье превращается в тоталитарное государство. После выборов к власти в стране приходит правая партия «Национальный альянс» и довольно быстро и агрессивно начинает выстраивать свои порядки. Устанавливает полицейский режим, создает тайные спецслужбы, призванные охотиться за инакомыслящими. Методично разрушает институты гражданства и свобод.
Линч говорит о том, как легко утрачиваются свободы, кажущиеся незыблемыми, и как трудно сделать выбор между принципами и семейным благополучием.
«Песнь пророка» способна заставить ненавидеть и сам текст, и его автора за невыносимую жестокость. После прочтения мгновенно хочется выдать оценку через матерный лексикон, но когда эмоциональное состояние выравнивается, приходишь к мысли — именно таким и должен быть сильный текст, проникающий вам в сердце.
|
---|
Девушка Лена приезжает в Москву из Астрахани, где осталась ее бабушка. После вуза работает копирайтером. У нее 1317 друзей в социальной сети, ипотека, необременительный служебный роман, раз в неделю — встреча с психотерапевтом. И все бы хорошо, если бы она не страдала от булимии.
Булимия делает жизнь Лены некомфортной из-за трудностей в общении, бесконечного сравнения себя с другими, ревности, недолюбленности, зависти. Все эти компоненты пресловутой литературы травмы так органично встроены в монолог рассказчика, что хочется просто аплодировать.
Для меня «Голод» Павловой — история о парадоксальной нормальности. В самом начале текста, когда Лена только начинала вываливать на нас свои проблемы, она говорит: «Ладно, давайте без драм — у меня нормальная жизнь». Прочитав роман до конца, я подумал: тебе есть о чем беспокоиться, но, возможно, это и есть норма. Мы все со своими заморочками — и завистливые, и закомплексованные. Главное — не выйти за берега. В общем, в своей ненормальности мы нормальные. И от этой мысли как-то даже легче на душе становится.
|
---|
Представьте — пять сотен человек застряли в тоннеле где-то на въезде в Москву.
По неизвестным причинам трех с половиной километровый тоннель вдруг с обеих сторон схлопнулся. Связи с миром нет, мы не знаем, о чем идет речь, можем только строить догадки.
Главная сила текста — сама задумка, условный сюжетный крючок, затаскивающий читателя в тоннель, где он начинает ужасаться происходящему и надеяться на добрый финал.
Из романа мы многое узнаем о людях. Мне кажется важной попытка автора разобраться с человеческой натурой — копнуть максимально глубоко и принять то, что пришлось увидеть.
«Тоннель» относится к тому разряду романов и фильмов, в оценке которых слова «плохо/хорошо» не работают. «Тоннель» — такой же неоднозначный, как роман «Повелитель мух» или сериал Lost, наверное, таким и должен был получиться, потому что автор честно искал ответы, а не пытался навязать читателю свою точку зрения.
|
---|
Неудачливая писательница Джун — главная героиня книги — завидует своей более успешной коллеге Афине, но радуется всякий раз, когда звезда предлагает ей встретиться в каком-нибудь заведении. И вот Афина, празднуя в компании Джун сделку с Netflix, давится блинчиками и умирает. Джун, не теряя даром времени, ворует ее новую рукопись, о которой еще никто не знает, дорабатывает и публикует под своим именем.
Внутренняя кухня издательского и писательского мира описана замечательно. Я с горечью читал о миллионных гонорарах и с такой же горечью — о писателях, которым не суждено достичь какого-либо успеха. Да и весь мир с его инфантилизмом, пошлостью и жестокостью показан очень хорошо.
Талант Ребекки Куанг горит так же ярко, как мое махачкалинское солнце.
|
---|
Две знакомые москвички срываются почти неожиданно для себя на отдых в Карелию и уже по пути домой останавливаются, чтобы набрать в лесу морошки, а лес оказывается необычным. Полным всякой мистической чертовщины — девушки блуждают и никак не могут из него выйти.
Параллельно развивается история о мальчике Грише. Его довольно необычная семья с всамделишным волком покупает дом в деревушке, начинает обживаться и сдруживаться с местными, не очень приветливыми, людьми. Жили себе, жили, пока одна из угрюмых соседок не пропала.
«Лес» — не тот случай, когда автор создает жанровую оболочку, чтобы рассказать читателю о социальных коллизиях или противостоянии города и деревни. Это просто увлекательное чтение. Перетекающая комбинация триллера, хоррора и детектива.
Тюльбашева знает, как напугать читателя. Догадаться, что происходит в карельском лесу, как пересекутся две сюжетные линии, практически невозможно. Во многом, хотя и не во всем, автору удалось меня обмануть, и я благодарен писательнице за то, что у нее это получилось.
|
---|
Автор предлагает историю недалекого будущего, в котором Россия (как и в других подобных книгах) переживает нелегкие времена. Воюем с Америкой, продались Китаю. Городские (Москва, Питер и прочие) живут своей жизнью, а отдуваются простые бедолаги — бригады лесорубов, работающие в зараженном радиацией, каком-то необычном, почти заколдованном толкиеновском лесу. Им противостоят разные существа — ожившие механизмы и человекоподобные порождения леса.
Отличительная черта романа — напряженный сюжет, изобилующий действием и нигде не проседающий по динамике. В придуманном автором постапокалиптическом мире герои решаются на толкиеновский поход к Ямантау — высшей точке Южного Урала. Собирается довольно разношерстный отряд и, по классике, пробиваясь через опасные преграды, пытается преуспеть в своей экспедиции.
При всей многослойности «Вегетация» — произведение скорее жанровое — фантастика, постапокалипсис, дизельпанк и киберпанк. При этом автор заявляет серьезные темы — о том, что происходит со страной, об экологии. Еще это произведение о людях, о потере человеческого облика, о животной составляющей и многом другом. В итоге мы говорим о жанровости с идейной составляющей.
Конечно, блокбастером произведение называют постфактум, если оно достигло коммерческого успеха. В случае с Ивановым я готов сделать ставку, что «Вегетация» свое возьмет.
С Новым годом!