Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мода на «миры» и «империи» прошла. Больше 30% компаний перестали использовать эти слова в своих названиях

31 августа 2023, 08:00
Мода на «миры» и «империи» прошла. Больше 30% компаний перестали использовать эти слова в своих названиях
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Прием нейминга «от части — к целому» был популярен в Советском Союзе и в самом начале существования Российской Федерации. Компании, только-только вышедшие на рынок, стали называться «Миром сумок», «Обувной вселенной» или какой-нибудь «Империей шуб». До недавнего времени этим фантазия начинающих бизнесменов обычно ограничивалась.

Вот несколько примеров на фотографиях 66.RU из Екатеринбурга, где тоже легко найдутся свои «миры», «империи» или «вселенные».

Мода на «миры» и «империи» прошла. Больше 30% компаний перестали использовать эти слова в своих названиях
Фото: Кирилл Смоленцев, 66.RU
Мода на «миры» и «империи» прошла. Больше 30% компаний перестали использовать эти слова в своих названиях
Фото: Антон Буценко. 66.RU
Мода на «миры» и «империи» прошла. Больше 30% компаний перестали использовать эти слова в своих названиях
Фото: Антон Буценко. 66.RU
Мода на «миры» и «империи» прошла. Больше 30% компаний перестали использовать эти слова в своих названиях
Фото: Антон Буценко. 66.RU
Мода на «миры» и «империи» прошла. Больше 30% компаний перестали использовать эти слова в своих названиях
Фото: Антон Буценко. 66.RU
Мода на «миры» и «империи» прошла. Больше 30% компаний перестали использовать эти слова в своих названиях
Фото: Антон Буценко. 66.RU

Скоро подобный нейминг останется в прошлом. Прямо сейчас в России насчитывается 4574 юридических лица со словом «мир» в названии, 2064 — со словом «империя». За десятилетие их количество сократилось на 30–34%. Рост на 14% — только у «вселенных», но по общему числу их гораздо меньше (65). Об этом 66.RU сообщили представители сервиса проверки контрагентов «Контур.Фокус», исследовавшие рынок.

Мода на «миры» и «империи» прошла. Больше 30% компаний перестали использовать эти слова в своих названиях
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Чаще всего в России можно найти «миры» здоровья, мебели, путешествий.

Мода на «миры» и «империи» прошла. Больше 30% компаний перестали использовать эти слова в своих названиях
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Если говорить про «империи», то они зачастую вкуса.

Мода на «миры» и «империи» прошла. Больше 30% компаний перестали использовать эти слова в своих названиях
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

А в случае «вселенных» самая большая вероятность встретить «Вселенную красоты», «Вселенную здоровья» или «Вселенную цвета».

Мода на «миры» и «империи» прошла. Больше 30% компаний перестали использовать эти слова в своих названиях
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Уменьшение числа таких магазинов свидетельствует об общем изменении правил на рынке, сказал 66.RU член совета Гильдии маркетологов, директор медийного агентства AMG Сергей Балакирев. По его словам, за последние десять лет офлайн-ритейл в принципе сократился. Даже крупные сети предпочли уйти на диджитал-площадки.

«Что уж говорить о малом бизнесе, который еще менее конкурентоспособен. Их количество сокращается ввиду поменявшейся за последние 10 лет модели покупок. За условным платьем девушка вряд ли обойдет сегодня десяток небольших магазинов, которые находятся даже не в торговом центре, а отдельно на улице. Скорее всего, она пойдет на маркетплейсы Wildberries, Ozon или «Гринвич», где все это собрано в одном месте. Это прямое следствие изменения модели потребления, по которой идет переток на онлайн-платформы или в крупные торговые центры, где есть концентрация магазинов. На этом фоне участь выживать отдельно стоящих маленьких магазинчиков очевидна», — отметил Балакирев.

Как рассказал специалист, использование в нейминге общеупотребимых слов говорит о слабом маркетинге, потому что эти названия юридически не охраноспособны.

«Если компания с названием «Мир обуви» или «Мир шуб» вдруг станет успешным бизнесом, этот бренд переименуют. Так случилось с «М-Видео», который раньше назывался «Миром Видео», — добавил Балакирев.

Исключением стал «Детский мир». Превратившись в крупную сеть на рынке, бренд оставил старое советское название.

«Если такое название из общеупотребимых слов ассоциируется у населения (и это доказано исследованием), тогда право на получение охраноспособности товарного знака возможно. Для этого ты должен быть «Детским миром» или «Миром Видео» с многолетней историей. Но я бы не советовал использовать общеупотребимые слова. Лучше сделать уникальное название, которое пройдет патентную регистрацию», — резюмировал маркетолог.

«Детский мир» — единственная компания, в названии которой есть «мир», из списка Forbes (73-е место в рейтинге «200 крупнейших частных компаний России»). «Империй» и «вселенных» в списке Forbes нет.