В 90-е Малик Гайсин был одним из крупнейших бизнесменов Среднего Урала. В 1995 году участвовал в выборах губернатора Свердловской области, избирался в Госдуму.
В 2000-е оставил политику и стал непубличным человеком. Летом 2017-го Гайсин воспользовался правом на забвение и удалил часть информации о себе из выдач «Яндекса», Google и Bing.
2024 год для Гайсина начинался с обвинений по одному уголовному делу. Однако к концу года в суд поступили новые материалы, утяжелив багаж бизнесмена вторым делом.
Фабула первого обвинения посвящена периоду с 2016 по 2018 год. По версии следствия, Гайсин, занимая пост гендиректора завода «Исеть» (производит электрические соединители, используемые в том числе и в оборонной промышленности), выдавал невозвратные займы подконтрольным компаниям, чем и нанес ущерб Ростеху.
«Я сидел, работал, никого не трогал, тихо-мирно, никуда не лез. И кому-то понравился мой завод, мои деньги, полтора миллиарда этих денег накопилось, вот они на них открыли рот, и все это началось», — утверждал Гайсин.
Второе уголовное дело посвящено выводу 256 млн рублей с завода «Исеть» на счета аффилированных с бизнесменом компаний. По этому эпизоду силовики обвинили Малика Гайсина в растрате.
Ни по одному из уголовных дел Гайсин не признает себя виновным.
Осенью 2024 года у обвиняемого обострились проблемы со здоровьем. Из-под домашнего ареста он попал в больницу. Госпитализация Гайсина поставила на паузу все его судебные разбирательства.
В июне 2023 года Вероника Наумова сообщила в полицию, что ее приемный сын Далер Бобиев пропал. Опекун рассказала, что он ушел из квартиры рано утром, когда все еще спали. По ее словам, у мальчика было подозрение на шизофрению, но официального диагноза не было.
Через три дня поисков стало известно, что тело мальчика полгода пролежало в арендованном гараже рядом с домом. По данным следствия, Наумова все это время скрывала смерть Далера и получала пособие за уже мертвого ребенка.
Следователи предъявили обвинение в 49 преступлениях Веронике Наумовой и ее 21-летнему племяннику Даниилу Егольникову. В частности:
Следователи считают, что Наумова заставляла Егольникова совершать преступления против Далера, угрожая выгнать его из дома.
«Это была смерть по неосторожности, причиненная другим человеком. Его имя я не назову. Я скрыла смерть мальчика, чтобы защитить человека, который мне дорог. Что бы я сказала своим детям? Я их люблю», — так сама Наумова объяснилась перед журналистами в ходе первого заседания суда.
Ожидается, что стартовавший в 2024 году судебный процесс завершится в 2025-м.
Одним из самых громких расследований 2024 года стало дело экс-начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции Андрея Дьякова и экс-невестки первого мэра Екатеринбурга Анастасии Чернецкой.
На самом деле следователи предъявили обвинения гораздо большему числу людей. Но так как официальные представители силовиков не комментируют ход расследования, то окончательный список фигурантов до сих пор остается под вопросом.
Известно, что поводом для возбуждения дела послужила выездная проверка сотрудников налоговой из Пермского края. Они изучали работу базирующейся компании «ТТК-Екатеринбург». Выяснилось, что организация, поставлявшая трубы по России и за рубеж, пользовалась услугами фирм-прокладок, что позволяло применять налоговые вычеты с возмещением НДС.
Владельцами компаний, проводивших якобы фиктивные сделки, значатся известные екатеринбургские бизнесмены, среди которых и Анастасия Чернецкая.
К примеру, по этой схеме только за второй квартал 2022 года «ТТК-Екатеринбург» якобы незаконно возместила НДС на сумму 74 025 962 рубля. В СИЗО глава компании Алексей Шахмаев признался в экономических преступлениях. Среди прочего он рассказал о передаче взяток Андрею Дьякову, возглавлявшему в тот момент Управление экономической безопасности и противодействия коррупции свердловского МВД. Якобы Шахмаев передавал деньги Дьякову — всего около 200 млн рублей — за непривлечение участников схемы возврата НДС к уголовной ответственности.
В итоге в руки силовиков попались подозреваемые: во взяточничестве — Дьяков, в даче взяток и незаконном возмещении НДС — Шахмаев, в участии в схемах с незаконным возмещением НДС — Чернецкая и бизнесмен Василий Петров.
От следствия успел скрыться предприниматель Максим Пузанков. Его объявили в розыск и заочно арестовали.
В этом списке — только известные журналистам фамилии фигурантов дела. До сих пор имена многих связанных с этой историей остаются неназванными.
По итогам расследования силовики направят несколько уголовных дел в суд. Ожидается, что рассмотрение первых материалов начнется уже в 2025 году.
В 2024 году суды Нижнего Тагила начали рассматривать дела лидера ОПГ из 90-х «Герат-Урал» Андрея Селезнева и работавших у него киллерами Игоря Лобанова и Андрея Рогожкина.
Группировка преимущественно состояла из ветеранов войны в Афганистане. А свое название ОПГ получила из-за города дислокации — Герат.
Интересы «Герат-Урал» распространялись на выпуск паленой водки на АО «Тагилводка», продажу металла с НТМК, контрабанду зерна из Казахстана и прочее. Обо всем этом стало известно, когда в 2001 году силовики разгромили ОПГ, задержав Андрея Селезнева и еще 20 членов группировки.
В начале нулевых их отдали под суд, обвинив в создании преступной группировки, бандитизме, убийствах, вымогательствах и прочем. Андрея Селезнева тогда приговорили к 7,5 годам колонии.
В 2023 году у следствия появились доказательства причастности Селезнева и его людей к громким убийствам крупных нижнетагильских авторитетов и бизнесменов, совершенным 30 лет назад. Удивительно, но Селезнев отпираться не стал и даже написал явку с повинной.
В том числе он рассказал об одном из самых громких убийств в Нижнем Тагиле 90-х — расправе над главой компании «Тагмет» Андреем Ермолаевым.
После новых показаний Андрея Селезнева силовики задержали оставшихся в живых участников тех преступлений: Андрея Рогожкина и Игоря Лобанова. Всем троим предъявили обвинения в убийствах, но дела разделили на отдельные производства. Поэтому судьба каждого решается на отдельных судебных заседаниях.
Игорю Лобанову уже даже успели огласить приговор. За участие в двух заказных убийствах он проведет в колонии 7 лет и 8 месяцев.
Андрея Ермолаева следствие считает причастным к исполнению двух убийств, а самого Селезнева — к организации расправы над четырьмя недругами.
В 2024 году Кировский суд Екатеринбурга начал рассмотрение дела экс-министра транспорта Свердловской области Василия Старкова.
Следствие выяснило, что Старков в 2023 году получил от гендиректора компании «Мелиострой» Ирины Городничевой 4 млн рублей. Взамен он гарантировал, что компания получит два госконтракта на содержание дорог в Свердловской области примерно по 1,5 млрд рублей каждый.
«Эти деньги были благодарностью от нашей компании за заключение контрактов», — заявила Ирина Городничева.
Взятку передавал супруг Городничевой Михаил. За это его уже приговорили к штрафу.
Сама Городничева передавала деньги начальнику свердловского «Управления автомобильных дорог» Вячеславу Данилову. Взятку она признала и рассказала, что отдала чиновнику 4 млн рублей за приемку выполненных работа по контракту, связанному с нанесением дорожной разметки. Женщину также осудили, приговорив к штрафу в 2,5 млн рублей.
Ожидается, что в 2025 году Василию Старкову вынесут приговор. Сам он заявил, что после окончания судебного процесса отправится на СВО.