Давно не брал в руки бумажных книг, а «Лес» вот пришлось — его нет ни в каких других видах: ни в электронке, ни в аудио, что несколько удивляет. По жанру это перетекающая комбинация триллера, хоррора и детектива. Короче, сказка! Ну, почти.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Завязка
Две знакомые москвички срываются почти неожиданно для себя на отдых в Карелию и уже по пути домой останавливаются, чтобы набрать в лесу морошки, а лес оказывается необычным. Полным всякой мистической чертовщины — девушки блуждают и никак не могут из него выйти. Параллельно развивается история о мальчике Грише. Его довольно необычная семья с всамделишным волком покупает дом в деревушке, начинает обживаться и сдруживаться с местными, не очень приветливыми, людьми. Жили себе, жили, пока одна из угрюмых соседок не пропала.
Такие вот две истории из северной глубинки.
Критики говорят — мы не знаем, как рассказать об этой книге без спойлеров. Я тоже не знаю, ведь самая интересная ее часть — разгадка происходящего. Мы надеемся на спасение потерявшихся девушек и ждем, что мальчик найдет пропавшую соседку. В обоих случаях хотим узнать какую-то предысторию, и мы ее получим — вполне складную.
Чего мне действительно не хватило — это фона. Не считал бы это минусом, но деревни и живущие в них люди в книге выглядят скорее как декорации из трех-пяти домов на съемках бюджетного фильма, где пытаются разыграть крутой сюжет, меняя ракурсы, чтобы нельзя было оценить масштаб локации. Я все время хотел понять, как они вообще существуют — поселения, дома, жители. Из-за них этот мир казался какой-то сказкой в духе «может, было все, а может, и нет». То есть к потусторонней теме вопросов нет, а к реальному миру, живущему по понятным законам, есть. Хотя и немного.
Теперь о мистической атмосфере — она хороша. Лес хорош. Все хорошо, и стиль автора — такой вот под современную сказку — тоже хорош. Огорчает только, когда автор переходит на обобщения там, где читатель ждет подробностей, полагая, что эти фрагменты истории ему важны. Тюльбашева будто иногда говорит: «ну, было примерно вот так» и едет дальше, а ты хочешь, чтобы она продолжала объяснять. Хочется деталей. Иногда это касается сюжета, иногда диалогов вроде «и они поссорились».
Персонажи
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Тут мне казалось, что замечаний не будет, но они есть. Наверное, единственная реальная претензия к автору, которая появилась не у меня одного, касается достоверности рассказа о блужданиях девушек в карельском лесу. На двоих у них с собой только ключи от автомобиля, маникюрные ножницы, губная помада и резинка для волос. С таким набором предметов выжить в чаще, где происходят разные таинственные события, — задача очень непростая. Карельский лес — не лучшее место для прогулок, об этом вам скажет любой опытный турист, знакомый со здешними местами.
И вот две девушки увидели то ли призрака, то ли неизвестно кого и заблудились на ровном месте. То, как они себя ведут, не соответствует ни их характерам, заявленным автором, ни представлениям о нормальности. Я не понимаю, как может городская девочка-неудачница и ее подруга-принцесска не удариться в панику уже через полчаса. Это гребаный лес в Карелии — никто не знает, что вы тут. Но девушки гуляют без еды и воды, отшучиваются и только на пятый день готовы сломаться и признать, что все плохо. В общем, это единственное, что меня сильно смущало всю первую часть.
Во второй части, где автор рассказывает о людях, живущих в этой глуши, упоминаются названия деревень, но с их жителями читателю познакомиться не удается. Кроме четырех-пяти человек он никого больше не встретит на пространстве в 384 страницы. Этот минимализм не позволяет разобраться с логикой здешнего мира, рациональными и нерациональными законами. Да, это карельская глушь, и у героев не всегда есть имена и голос, но где-то на заднем фоне они должны маячить.
Идея
Думаю, «Лес» — не тот случай, когда автор создает жанровую оболочку, чтобы рассказать читателю о социальных коллизиях или противостоянии города и деревни. Никаких дополнительных смыслов в тексте я не увидел.
Это просто увлекательное чтение.
И нет особых проблем в лесной/сельской глуши, кроме бесконечной хтони и пьянства, но то, как Тюльбашева их описывает, вплетает в основной сюжетный конструкт, это прям свежо! И работает она в таком вот традиционном жанре, как русская, почти народная, сказка-страшилка.
Сюжет
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Это самая сильная сторона текста — вам понравится то, что вы прочитаете. Тюльбашева умеет пугать в знакомом нам киношном стиле. Догадаться, что происходит в карельском лесу, как пересекутся две сюжетные линии, практически невозможно. Наверное, единственный способ понять, как устроен роман, — конспектировать прочитанное и с линеечкой в руках сводить сюжет воедино, но вы так не делайте! Не надо рушить фокус. Просто следуйте за рассказчиком и позвольте автору вас пугать и удивлять.
«Лес» — книга об ужасе от столкновения с непредсказуемым.
Общая концепция — ну класс, ну блестяще!
Во многом, хотя и не во всем, Тюльбашевой удалось меня обмануть, и я благодарен писательнице за то, что у нее это получилось. Поскольку речь идет о дебюте, есть легкое подозрение, что докрутить сюжет помогли редакторы — придумать и собрать так, чтобы все сошлось, мог только опытный сценарист или писатель-сюжетчик. Впрочем, читателя эта внутренняя кухня вряд ли заинтересует.
Сейчас буду душнить как сценарист.
Простой пример без спойлеров — читавшие книгу поймут. В финальной трети автор переходит на зеркальное повествование, когда персонажи из разных сюжетных линий рассказывают об одних и тех же событиях. Это классно придумано, но истории получились неравнозначные по заложенной интриге. Там, где о потерявшихся в лесу девушках, — все прекрасно, а в другом сюжете мальчик едет в машине, и — чтобы компенсировать нехватку событий — автор рассказывает интересные подробности его биографии.
Эти сведения пришлись бы кстати, но — увы! — рассказаны не там и не тем людям. Вау-эффекта они не вызывают.
Вот тут сценарист или опытный писатель жанровых текстов (это я не про себя любимого, а в целом) начал бы подкручивать отдельные винтики, чтобы сделать обе истории равноценными.
От самого-самого финала, честно говоря, я тоже ждал чего-то большего. Но получилось как в сказке. Даже как-то по-доброму. По крайней мере, к главным героям.
В итоге
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Отзыв мой будто бы неоднозначный, но нет. «Лес» — очень бодрый и свежий текст. Он классно придуман и неплохо написан. Думаю, если бы это был не дебют, а, скажем, третий роман, Тюльбашева порвала бы все литературное пространство. Потенциал у книги невероятный, но сейчас автору не хватает изящества в реализации и опыта в работе над сюжетом.
В любом случае хочется кричать киношникам, если они еще не обратили внимания на текст (в это плохо верится), что прямо у них под носом — материал для хорошего сериала.
Хоррор Тюльбашевой, кстати, попал в лонг-лист «Большой книги», что само по себе событие. Вряд ли критики дадут ей премию — жанровым романам это обычно не грозит. Взамен хочется пожелать автору десятки тысяч проданных экземпляров. Тем более что технически книжка сделана качественно — софттач, бумага, рисунки деревьев.
Ребята собирались сделать хит на всех этапах и сделали его. Издательству «Дом историй» — уважуха!
Кстати, читатели на «лайвлибе поставили «Лесу» 4.4 балла из пяти. Это очень высокая оценка. С учетом того, что речь идет о новом издательстве и новом авторе, у которого еще не сложилась своя аудитория, так вообще круто. И наводит на простую мысль: для писательского успеха много не надо — интересный материал и умение собрать на его базе крепкий сюжет.
- Идея — 7.5
- Слог — 8.5
- Атмосфера — 7
- Персонажи — 7.5
- Сюжет — 7.5
- Итого: 7.6 из 10
Свежо написанная жанровая книжка. Писательница в дебюте задала высокую планку. Часто говорят, что первая книга — во многом про удачу, а вот со второй станет понятно, что собой представляет автор. Пожелаем Светлане Тюльбашевой успехов. Она молодец!