Городская комиссия по Правилам землепользования и застройки приняла изменение градостроительного зонирования участка в 4,5 гектаров. Раньше он имел статус Ц-4 (крупные торговые центры, оптовая торговля, рынки и склады), а теперь там хотят установить зону ПК-1 (производственно-коммунальные объекты). Территория охватывает заводскую проходную, несколько промышленных построек внутри и земли вдоль узкого ручейка Исети, которая течет от пруда в сторону центра.
Главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков, который представлял презентацию депутатам из комиссии по городскому хозяйству, сказал, что это формальная процедура, не нарушающая права собственников, и вынужденная мера. Дело в том, что участок находится в двух территориальных зонах, что противоречит Градостроительному кодексу. Чтобы поставить участок на кадастровый учет, нужно привести его к единому градостроительному зонированию.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Обратите внимание на участок, справа примыкающий к водоему и закрашенный фиолетовым. Сейчас это полностью зона Ц-4, после поправок в ПЗЗ существенная часть станет промзоной и в картах поменяет цвет на серый. |
С одной стороны, эту часть района и так занимало предприятие черной металлургии и человеку без пропуска невозможно туда проникнуть. С другой стороны, это повод поговорить о том, что перезонирование затрудняет или как минимум тормозит благоустройство набережной: чтобы поменять функцию обратно, городу нужно будет потратить много сил и времени.
Между тем это место может стать сердцем района и точкой притяжения жителей существующих кварталов восточнее улицы Токарей и новых проектов ВИЗа-Правобережного.
Отбить береговую линию и открыть людям свободный проход к водоему мечтает не одно поколение екатеринбургских чиновников. В 2014 году появился мегапроект развития западной части города на 2,5 триллиона рублей (по самым грубым оценкам). Земля вокруг заводской плотины отводилась под музейный кластер.
Фото: официальная документация проекта |
---|
В 2017 году в горадминистрации решили детализировать планы и объявили конкурс концепций обновленной набережной вдоль визовского пруда. Тогда победил консорциум из архитекторов, девелоперов и маркетологов под названием «Проект Река» с проектом «Малахов-Парк».
Участники предлагали насытить тот участок общественными зданиями: гостиницей, плющильной фабрикой, новым зданием филармонии, музеем заводоуправления, лофт-офисом и открытым театром. Кроме того, они хотели переделать грязные неэффективные цеха в ремесленные мастерские или корпуса для высокотехнологичного производства.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Фото: официальная документация проекта |
---|
Фото: официальная документация проекта |
---|
Фото: официальная документация проекта |
---|
По иронии не последнюю роль в разработке проекта сыграл Андрей Молоков, который спустя три года, занимая должность главного архитектора, будет объяснять депутатам, зачем интересную для города площадку с доступом к воде и старинными зданиями переводить под промышленность.
Потенциал у бывших промзон велик. То, что помышляли сделать на площадке старого завода, реализовали в Сысерти. Команда проекта «Лето на заводе» перезапустила железоделательный завод Турчаниновых — Соломирских, что стало заметным событием даже для екатеринбуржцев. Площади в нем занимают небольшие мастерские и магазины, а в будущем здесь появятся офисы, коворкинги, гостиницы, рестораны и площадки для мероприятий.
Фото: архив 66.RU |
---|
В этом сезоне здесь появились первые 20 резидентов — в будущем их будет 100. И порядка полутора тысяч рабочих мест. |
За закрытым периметром стоит много старинных построек. Одна из самых крупных — здание Главной заводской конторы, возведенное по проекту архитектора Михаила Малахова. Хозяин предприятия, промышленник Александр Яковлев, планировал разместить там правление всех своих заводов, а также магазины. То есть даже столетие назад трехэтажные корпуса строились как офисный центр.
Помимо заводоуправления (на фото), историческую ценность представляет блок кричных цехов (северный и южный), который вместе с заводской конторой формировал обширный двор, и плющильная фабрика с магазином листового железа. |
А вообще без переосмысления этой производственной зоны и наполнения ее малым бизнесом — магазинчиками и различными сервисами — невозможно благоустроить пойму Исети от Верх-Исетского до Нижнеисетского пруда и проложить беспрерывный маршрут, чего не успела команда Александра Якоба и рискует не успеть администрация Александра Высокинского. Несмотря на множество вариантов развития береговой линии, начать работы там невозможно из-за клубка нерешенных проблем с неопределенными перспективами по срокам.
«Сейчас разрабатывается проект планировки, включающий в себя все территории, прилегающие к пруду, — площадь Субботников, яхт-клуб и другие. Задача — «открыть» завод, который на данный момент не используется. К тому же необходимо решать вопрос разворотного кольца трамвая. Его модернизируют в связи со строительством ветки из Академического», — рассказали 66.RU в Главархитектуре.
Еще одна сложность — убедить собственников освободить землю. По данным 66.RU, собственник сокращает производственные площади и переносит станки в новые цеха, а освободившиеся места занимают арендаторы.
«Глава Екатеринбурга поставил перед Главархитектурой задачу о диалоге с предприятием по поводу создания там общественного пространства. Но никаких решений там нет», — пояснил 66.RU собеседник, знакомый с ходом переговоров.
Кстати, на конкурсе архитектурных концепций «Арх-Идея», состоявшемся в рамках строительного форума 100+ TechnoBuild, студенты и молодые архитекторы примерялись к разным отрезкам набережной. Так вот в техзадании на преобразование участка от Малого Конного полуострова до улицы Бебеля чиновники прописали требования реконструировать территорию Старого ВИЗа и создать общественные пространства вдоль Кирова. Идеи конкурсантов войдут в условия на проектирование всего берега. Значит, концепция музейного кластера действительно не умерла и когда-нибудь ее реализуют. Может быть.