На двух протестных шествиях в защиту Алексея Навального 23 и 31 января в Екатеринбурге задержали 97 человек. В целом по стране, по разным оценкам, задержанных было от 9,5 до 12 тыс. Особенность последствий митингов в этом году — ужесточение наказания по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ (нарушения при проведении публичных мероприятий). Вместо того чтобы штрафовать, участников шествий приговаривают к обязательным работам. Максимальное наказание по этой статье — 40 часов работ.
31 марта Ленинский районный суд вынес решение по пяти делам участников шествий. Приговоры распределились так:
- Артем Белоусов — 20 часов обязательных работ;
- Екатерина Лахтикова — 20 часов обязательных работ;
- Амир Ибатуллин — 20 часов обязательных работ;
- Александр Пахаруков — 20 часов обязательных работ;
- Богдан Степанов — штраф 20 тыс. рублей (не явился в суд, без этого обязательные работы не могут присудить);
- рассмотрение дела Анатолия Свечникова было перенесено;
- рассмотрение дела Виктора Медведева было отложено.
Как рассказал 66.RU адвокат Алексей Бушмаков, защищавший на сегодняшнем суде одного из участников акций, за редким исключением всех наказывают одинаково и это единообразие вызывает вопросы. По мнению юриста, смена политики судов связана с тем, что штрафы начали считать слишком легким наказанием.
Алексей Бушмаков, адвокат:
— Чтобы исполнять общественные работы, необходимо отрываться от трудовых и семейных обязанностей. Это будет создавать участникам протестных акций дополнительные трудности. Могу предположить, что те, кто выносит решения, считают штраф легким наказанием, которое не возымеет того воспитательного и профилактического эффекта, как обязательные работы.
С такой позицией согласны и коллеги Алексея Бушмакова. «Штрафы не оправдывают свою цель — нет воспитательного элемента. Поэтому пришлось ужесточить. Штраф человек может позволить себе заплатить, либо вообще забить на него и не платить. А метлой вроде как помахал — и больше идти на митинг не захотел», — заявлял 66.RU Сергей Колосовский.
Ранее суды огласили решения еще по полутора десяткам участников несанкционированных акций в Екатеринбурге:
- Алексей Школа — 30 часов обязательных работ;
- Андрей Антаков — 20 часов обязательных работ;
- Денис Виноградов — 20 часов обязательных работ;
- Артур Шабанов — 20 часов обязательных работ;
- Диана Ядрышникова — 25 часов обязательных работ;
- Александр Фадеев — 30 часов обязательных работ;
- Георгий Антипин — 30 часов обязательных работ;
- Анна Аликина — 30 часов обязательных работ;
- Егор Васильченко — 20 часов обязательных работ;
- Елена Парий — 80 часов обязательных работ (по двум протоколам).
В вынесенных судебных решениях есть и несколько исключений. Более легкие наказания в виде штрафа суд выписал бывшему мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману. Он заплатит 40 тыс. рублей за участие в двух акциях протеста. «Если назначат исправительные работы, то со мной на них выйдет полгорода», — обещал Ройзман на суде.
Штраф в 10 тыс. рублей назначили 73-летней пенсионерке Любови Усовой. Возможно, такое решение было принято в силу возраста участницы. Еще один пенсионер, которого суд и вовсе оправдал, — это Вадим Панкратов, известный в городе как «дед-пикет». Но он выходил на митинг с плакатами в поддержку президента России Владимира Путина. Судья пришел к выводу, что мужчина не был участником несанкционированной акции.
Пожалуй, единственное явное исключение из правил — суд над Денисом Поздиным. Он стал первым участником митингов, оправданным судом. Последний учел, что Поздин исполнил требования сотрудников полиции о необходимости покинуть Октябрьскую площадь в течение 10 минут.
По словам Алексея Бушмакова, он не знает ни одного отправленного на обязательные работы участника митинга, кто бы уже приступил к их выполнению. Например, районный суд вынес решение по административному делу журналиста 66.RU Алексея Школы еще в начале февраля, но судебные приставы, которые контролируют исполнение решения, до сих пор с ним не связались. Адвокаты Школы подали кассационную жалобу на решение районного и областного судов.
Алексей Бушмаков также рассказал 66.RU, что готов безвозмездно поддерживать в суде участников прошедших митингов. Контакты адвоката и других защитников, которые бесплатно помогали задержанным 23 и 31 января, смотрите по ссылке.