То, что происходило вечером 26 июня в парке Уральского государственного университета путей сообщения, было плановой санитарной вырубкой. С таким заявлением выступила начальник отдела информации и связей с общественностью УрГУПС Анастасия Кириллова.
По ее словам, обрезка и вырубка сухостойных, поврежденных и больных деревьев — один из способов ухода за парком. Эти мероприятия улучшают приток питательных веществ, азотный обмен и водный режим экосреды, продлевая здоровую жизнь насаждений. Кроме того, санитарная рубка исключает случаи, когда из-за сильного ветра старые больные деревья падают.
В вузе подчеркнули, что действия были согласованы с администрацией Екатеринбурга.
Анастасия Кириллова, официальный представитель УрГУПС:
— Тем не менее, некоторые жители, называя себя активистами, только и ищут любую возможность для искусственного раскручивания конфликта в целях привлечения к себе внимания. К примеру, сегодня во время плановых санитарных мероприятий они опять попытались создать очаг напряженности и привлечь внимание СМИ, выразив сомнение в законности действий вуза. Их не интересовало ни наличие разрешения администрации города, ни забота вуза о парке и его посетителях.
Кириллова подчеркнула, что университет ежегодно высаживает в парке более трех десятков деревьев ценных пород.
О том, что в парке пилят деревья, написал в соцсетях координатор общественной организации «Открытая Россия» Владислав Постников. По его словам, вырубка шла на участке в 50—100 метрах от места, где хотели построить бассейн.
Активисты остановили вырубку — пострадало только четыре дерева из десяти. По информации сообщества «Парки и скверы», у работников нет порубочного билета на снос деревьев. Защитники зеленой зоны намеревались подать заявление о незаконной вырубке в полицию.
Комитет благоустройства при администрации Екатеринбурга 10 июня выписал разрешение УрГУПС на обрезку 51 дерева и снос четырех тополей, трех кленов, двух вязов и черемухи. Основанием для сноса в документе указано то, что деревья сухостойные, имеют большой уклон или повреждение стволов. При этом по ГОСТу вместо срубленных вуз должен будет высадить 10 новых деревьев. В администрации Екатеринбурга 66.RU подтвердили, что разрешение выдали на снос аварийных старовозрастных и больных деревьев.
- Конфликт вокруг зеленой зоны около УрГУПС возник в декабре 2019 года, когда на территории университета вырубили деревья под строительство бассейна. Защитники зеленого пространства обратились в прокуратуру. В апреле в ведомстве вырубку признали незаконной и потребовали от ректора «устранить нарушения» и наказать виновных.
- Новый виток конфликта между мэрией, сторонниками сохранения зеленой зоны и руководством университета появился 11 мая. Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский назвал площадку рядом с УрГУПС «диким лесом». Также он заявил, что старые деревья нужно спилить и построить новый бассейн.
- В ответ на слова мэра основательница сообщества «Парки и скверы» Анна Балтина назвала Высокинского «диким мэром» и настаивала на том, что на территории университета необходим парк. Вечером 11 мая около двадцати человек устроили «зеленую» акцию и высадили 40 новых яблонь, лещин, ив и ясеней на площадке учебного заведения.
- Акцию не согласовали с руководством вуза. УрГУПС обратился в прокуратуру, чтобы провести проверку действий граждан. Кроме того, первый заместитель главы города Александр Ковальчик заявил, что мэрия обратится в МВД и ФСБ, чтобы проверить правомерность действий участников акции.
- УрГУПС давно хочет построить собственный бассейн международного класса. Проректор по капитальному строительству и ремонту УрГУПС Андрей Суворов заявлял еще в 2009 году, что это будет целый спортивный комплекс, который будет включать в себя несколько пространств, в том числе 50-метровый бассейн на восемь дорожек и маленький для детей. С 2013 года о бассейне в вузе не говорят или говорят лишь, что он «в ближайших планах». В феврале 2020 года руководство учебного заведения заявило, что «в настоящий момент строительство каких-либо объектов из программы невозможно в связи с отсутствием выделенных средств». А кроме того, у руководства нет проекта спортивного сооружения. Проектировщик, который выиграл конкурс, создал эскиз проекта, но его не принял Департамент архитектуры и градостроительства.