Мэры Евгений Ройзман, Александр Высокинский и губернатор Евгений Куйвашев не раз рассказывали о второй ветке екатеринбургского метрополитена. Строительство линии оценивается в 78,9—81,8 млрд рублей — два годовых бюджета Екатеринбурга. Найти деньги на подземку предлагали с помощью иностранных инвесторов, «народной поддержки», федеральных средств и так далее. Вот что обещали политики.
Сказки
Фото: 66.RU |
---|
В 2014 году Евгений Ройзман рассчитывал построить вторую ветку за 40 млрд рублей. Брать деньги в долг в валюте мэр не хотел, хотя и была возможность — к руководству города обращалась «чешская фирма, которая [была] готова сама финансировать». В очереди стояли китайцы — те и вовсе хотели рыть метро бесплатно в обмен на разрешение построить школу и район для соотечественников. Новые ветки могли быть двухуровневыми.
На «Иннопроме-2017» администрация заключила четырехстороннее соглашение с миланским метрополитеном, «Метрогипротрансом» и российско-итальянским предприятием «MMB Project Rus». До этого мэр договорился с «Китайской гражданской инжиниринговой строительной корпорацией». Председатель совета директоров «Метрогипротранс» был оптимистом — к 300-летию ветку собирались проложить, потому что нехорошо отмечать юбилей, когда «перегорожено и все строится».
Фото: 66.RU |
---|
«К чемпионату мира по футболу появятся четыре станции от площади 1905 года до улицы Металлургов», — обещал Александр Высокинский. Будущий мэр планировал построить двухуровневое метро и принять ЭКСПО-2020, ой, ЭКСПО-2025, ой… В общем, к 2020-му в Екатеринбурге должны появиться еще две станции до площадки выставки.
Завершат строительство второй ветки, по планам Высокинского, в 2025 году. А к 2030-му запустят поезда по высокоскоростной линии Москва — Казань — Екатеринбург.
Фото: 66.RU |
---|
Губернатор Евгений Куйвашев тоже рассчитывал построить вторую ветку — но с помощью федерации и частных инвестиций. Власти вели переговоры с интересантами, им планировали предоставить и управление метрополитеном. Когда привлечь бизнес не удалось, глава региона запланировал строительство к ЭКСПО-2025, заручившись поддержкой Владимира Путина.
После проигрыша региональные власти от идеи не отказались — вторую ветку хотят построить к юбилею города. После визита президента губернатор вновь заговорил о подземке. По его словам, федеральный центр поддержал Свердловскую область, уже есть решение совета безопасности (безопасности чего?). Поэтому через четыре года будем добираться с ЖБИ на ВИЗ за полчаса.
Суровая реальность
Официальное заключение Минтранса противоречит надеждам политиков — в Москве не видят необходимости в строительстве метро из-за снижения пассажиропотока и отсутствия предложений от городских властей. К Универсиаде-2023 нет причин выделять деньги на подземку до ВИЗа — Деревню для спортсменов разместят в Новокольцовском, недалеко от аэропорта, а не на ВИЗе-Правобережном, как планировали раньше.
За последние десять лет в регионах России построили 11 станций метро (в Москве и Санкт-Петербурге — 85 и 7 станций соответственно). В большинстве случаев открывать новые городам помогала столица.
По мнению Аркадия Чернецкого, вторая ветка метро может изменить направление в сторону Юго-Западного, «более населенного и растущего». Но для ее строительства нужны мировые мероприятия. И раз Универсиада-2023 в этом не поможет, пора готовиться к следующему ЭКСПО.