Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как РПЦ будет вытаскивать молодежь из колумбайна. Четыре тезиса и несколько проектов

31 октября 2018, 08:08
Семья, спорт, трезвость, любовь к родным святыням — эти ценности необходимо вернуть в школы и прочие учебные заведения, противопоставив их бездушному карьеризму и индивидуализации. Только так можно спасти детей от «коллективного одиночества социальных сетей», уверены в РПЦ.

О том, что стало с сегодняшней молодежью и почему современные подростки то и дело хватаются за оружие, убивая себя и других, шла речь на XXVII Международных рождественских образовательных чтениях. Проблемы подрастающего поколения совместно обсудили церковь, власть и общественные деятели на пленарном заседании.

Рождественские чтения — церковно-общественный форум, который ежегодно проходит в Москве в начале января под почетным председательством Патриарха Московского и всея Руси. Основному событию предшествуют региональные этапы. Как раз такой этап стартовал в октябре в Свердловской области.

Тема нынешних Чтений — «Молодежь: ответственность и свобода». Дворец молодежи в Екатеринбурге и стал площадкой, где 30 октября прошло пленарное заседание, в котором участвовали представители церкви, власти и общества.

Как РПЦ будет вытаскивать молодежь из колумбайна. Четыре тезиса и несколько проектов
Фото: Екатеринбургская епархия

От церкви собравшихся приветствовал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Власть представляли заместитель полпреда в УрФО Борис Кириллов и вице-губернатор Свердловской области Павел Креков. От общественности выступили детский омбудсмен области Игорь Мороков и автор проекта «Град святой Екатерины» Вера Зинченко.

Началось выступление митрополита с минуты молчания — владыка Кирилл попросил всех присутствующих в зале почтить память тех, кто совсем недавно погиб во время бойни в керченском колледже.

Это событие и стало отправной точкой для разговора на тему свободы и ответственности молодежи.

Владыка Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский:

Как РПЦ будет вытаскивать молодежь из колумбайна. Четыре тезиса и несколько проектов

— Керченские и подобные этому преступления — это индикатор нарастающего в России безумия. Одним из синонимов слова «безумие» является «безрассудство». Безрассудство нашего времени — крайняя индивидуализация различных политических и социальных процессов в современной России.

Необходимо от индивидуализации вернуться к общественному сознанию, тогда трагедии, подобные тем, что были в Перми, Керчи, Бурятии, Ивантеевке, можно предотвратить, — об этом заявили представители церкви. Общественность и власть с ними были согласны.

Церковные деятели предложили несколько способов вернуть молодежь из «коллективного одиночества социальных сетей» в ответственную социальную жизнь. Основной посыл, впрочем, неизменен уже много столетий: в воспитании молодежи главное — семья. «Благой пример взрослых должен утверждать жизнь молодых и приближать их к личному участию», — так заявил со сцены митрополит. Но есть, конечно, и другие меры.

1. Больше внимания в школах уделять культурно-историческим предметам

Современный учебный процесс — это гонка за стандартами, приобретение учеником компетенций, полезных для карьерного роста.

Митрополит Кирилл:

— Предметы разделены в голове ученика на обязательные и необязательные.Такой подход в преподавании приводит к меркантильному и потребительскому отношению к жизни. Все, что мешает движению по главной дороге — построению своей карьеры, все прочь, на обочину. И чаще всего на эту обочину попадают культурообразующие и духовно-нравственные предметы.

Сместив акценты на эти предметы, можно вернуть в школу ту высокую образовательную и воспитательную роль в формировании души человека, которая была ей присуща и которую современная школа практически утратила.

2. Школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» не должен преподаваться формально

Одним из духовно-нравственных предметов должен стать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Сейчас он обязателен во всех средних учебных заведениях РФ, однако преподается зачастую формально. «Давайте создадим сословие таких специалистов в школьной среде, чтобы этот урок был не пустой формальностью, а местом живого общения ученика и учителя», — предложил митрополит Кирилл. Священнослужители развили его мысль еще дальше.

Иерей Дмитрий Барицкий, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии:

— Преподавать основы духовной нравственности в школе (равно как и в ссузах, и в вузах) должен человек, который горит Христом. Если это будет человек назначенный, даже если он прошел какие-то курсы, у него есть диплом, но нет такого огонька веры, — его нельзя подпускать к детям.

3. Приобщать молодежь к святыням родного края

Человек, у которого есть чувство рода и родины, больше способен на любовь, чем на ненависть, считают участники Рождественских чтений. Пробудить в детях интерес к малой родине можно самым простым способом — интересными экскурсиями. На пленарном заседании презентовали один из таких проектов — маршрут «Град святой Екатерины».

Вера Зинченко, автор проекта:

Как РПЦ будет вытаскивать молодежь из колумбайна. Четыре тезиса и несколько проектов

— Спросите любого в нашем городе — не только ребенка, но и взрослого, — что можно назвать символом Екатеринбурга. Большинство скажут: Плотинка. Возможно, водонапорная башня, дом Севастьянова. Но никто не вспомнит о святой Екатерине, а ведь именно она — ангел-хранитель города. Наш благотворительный проект, созданный с Фондом святой Екатерины, как раз рассказывает о ее подвиге и о том, почему она так важна для Екатеринбурга.

«Град святой Екатерины» — это пешеходный маршрут по местам, связанным с именем святой великомученицы. Автор проекта рассказала, что с начала октября прошло уже несколько экскурсий — и для школьников, начиная со второго класса, и для взрослых. «Видели бы вы, с каким воодушевлением дети идут по этому маршруту. Им интересно все: как выглядели и где стояли раньше церкви, как они устроены, чем иконы могут помочь. И даже на такой вопрос: «У меня кошечка умерла, я могу за нее помолиться, чтоб ей было на небе хорошо?», они получают ответ на нашей экскурсии», — поделилась эмоциями Вера Зинченко.

4. Церковь должна поддерживать молодежный спорт и развивать трезвость

Здоровых дух может быть только в здоровом теле — еще один тезис, звучавший на Рождественских чтениях. Относительно молодежи он подкреплялся таким аргументом: если у тебя мысли о том, как победить в соревновании и ты много времени тратишь на спорт, на ненависть у тебя сил не остается.

С благословения РПЦ последние годы в России развивается такой вид силового многоборья, как «Русский силомер» — это 11 упражнений на гимнастической перекладине. Молодые люди охотно приобщаются к новому виду спорта: можно выбрать любое из 11 упражнений, которые человек в состоянии сделать технически правильно, и выполнить его за одну минуту.

Алина Симонова, преподаватель психологии Уральского государственного университета физической культуры:

— Сегодня интерес у молодежи к физическому развитию вырос благодаря развитию простых форм массового спорта, в том числе многоборья «Русский силомер». Важно удержать внимание и интерес молодежи к новому виду спорта. Для этого необходимо усилие всех слоев общества, а Церковь готова обеспечить поддержку.

Приобщение подростков к духовно-нравственным ценностям происходит и через вовлечение школьников в проекты, которые пропагандируют здоровый и трезвый образ жизни, — «Будь здоров!», Молодежное братство трезвости. «Заявления в лоб: пить — себя губить, молодые люди, как правило, не воспринимают — в них живет дух противоречия, они хотят все сделать наоборот. Но когда исподволь, понемногу формируется образ трезвости как естественного поведения человека, это приносит свои плоды», — поясняют священнослужители.