О том, что стало с сегодняшней молодежью и почему современные подростки то и дело хватаются за оружие, убивая себя и других, шла речь на XXVII Международных рождественских образовательных чтениях. Проблемы подрастающего поколения совместно обсудили церковь, власть и общественные деятели на пленарном заседании.
Рождественские чтения — церковно-общественный форум, который ежегодно проходит в Москве в начале января под почетным председательством Патриарха Московского и всея Руси. Основному событию предшествуют региональные этапы. Как раз такой этап стартовал в октябре в Свердловской области.
Тема нынешних Чтений — «Молодежь: ответственность и свобода». Дворец молодежи в Екатеринбурге и стал площадкой, где 30 октября прошло пленарное заседание, в котором участвовали представители церкви, власти и общества.
![]() Фото: Екатеринбургская епархия |
---|
От церкви собравшихся приветствовал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Власть представляли заместитель полпреда в УрФО Борис Кириллов и вице-губернатор Свердловской области Павел Креков. От общественности выступили детский омбудсмен области Игорь Мороков и автор проекта «Град святой Екатерины» Вера Зинченко. |
Началось выступление митрополита с минуты молчания — владыка Кирилл попросил всех присутствующих в зале почтить память тех, кто совсем недавно погиб во время бойни в керченском колледже.
Это событие и стало отправной точкой для разговора на тему свободы и ответственности молодежи.
Владыка Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский:
— Керченские и подобные этому преступления — это индикатор нарастающего в России безумия. Одним из синонимов слова «безумие» является «безрассудство». Безрассудство нашего времени — крайняя индивидуализация различных политических и социальных процессов в современной России.
Необходимо от индивидуализации вернуться к общественному сознанию, тогда трагедии, подобные тем, что были в Перми, Керчи, Бурятии, Ивантеевке, можно предотвратить, — об этом заявили представители церкви. Общественность и власть с ними были согласны.
Церковные деятели предложили несколько способов вернуть молодежь из «коллективного одиночества социальных сетей» в ответственную социальную жизнь. Основной посыл, впрочем, неизменен уже много столетий: в воспитании молодежи главное — семья. «Благой пример взрослых должен утверждать жизнь молодых и приближать их к личному участию», — так заявил со сцены митрополит. Но есть, конечно, и другие меры.
1. Больше внимания в школах уделять культурно-историческим предметам
Современный учебный процесс — это гонка за стандартами, приобретение учеником компетенций, полезных для карьерного роста.
Митрополит Кирилл:
— Предметы разделены в голове ученика на обязательные и необязательные.Такой подход в преподавании приводит к меркантильному и потребительскому отношению к жизни. Все, что мешает движению по главной дороге — построению своей карьеры, все прочь, на обочину. И чаще всего на эту обочину попадают культурообразующие и духовно-нравственные предметы.
Сместив акценты на эти предметы, можно вернуть в школу ту высокую образовательную и воспитательную роль в формировании души человека, которая была ей присуща и которую современная школа практически утратила.
2. Школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» не должен преподаваться формально
Одним из духовно-нравственных предметов должен стать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Сейчас он обязателен во всех средних учебных заведениях РФ, однако преподается зачастую формально. «Давайте создадим сословие таких специалистов в школьной среде, чтобы этот урок был не пустой формальностью, а местом живого общения ученика и учителя», — предложил митрополит Кирилл. Священнослужители развили его мысль еще дальше.
Иерей Дмитрий Барицкий, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии:
— Преподавать основы духовной нравственности в школе (равно как и в ссузах, и в вузах) должен человек, который горит Христом. Если это будет человек назначенный, даже если он прошел какие-то курсы, у него есть диплом, но нет такого огонька веры, — его нельзя подпускать к детям.
3. Приобщать молодежь к святыням родного края
Человек, у которого есть чувство рода и родины, больше способен на любовь, чем на ненависть, считают участники Рождественских чтений. Пробудить в детях интерес к малой родине можно самым простым способом — интересными экскурсиями. На пленарном заседании презентовали один из таких проектов — маршрут «Град святой Екатерины».
Вера Зинченко, автор проекта:
— Спросите любого в нашем городе — не только ребенка, но и взрослого, — что можно назвать символом Екатеринбурга. Большинство скажут: Плотинка. Возможно, водонапорная башня, дом Севастьянова. Но никто не вспомнит о святой Екатерине, а ведь именно она — ангел-хранитель города. Наш благотворительный проект, созданный с Фондом святой Екатерины, как раз рассказывает о ее подвиге и о том, почему она так важна для Екатеринбурга.
«Град святой Екатерины» — это пешеходный маршрут по местам, связанным с именем святой великомученицы. Автор проекта рассказала, что с начала октября прошло уже несколько экскурсий — и для школьников, начиная со второго класса, и для взрослых. «Видели бы вы, с каким воодушевлением дети идут по этому маршруту. Им интересно все: как выглядели и где стояли раньше церкви, как они устроены, чем иконы могут помочь. И даже на такой вопрос: «У меня кошечка умерла, я могу за нее помолиться, чтоб ей было на небе хорошо?», они получают ответ на нашей экскурсии», — поделилась эмоциями Вера Зинченко.
4. Церковь должна поддерживать молодежный спорт и развивать трезвость
Здоровых дух может быть только в здоровом теле — еще один тезис, звучавший на Рождественских чтениях. Относительно молодежи он подкреплялся таким аргументом: если у тебя мысли о том, как победить в соревновании и ты много времени тратишь на спорт, на ненависть у тебя сил не остается.
С благословения РПЦ последние годы в России развивается такой вид силового многоборья, как «Русский силомер» — это 11 упражнений на гимнастической перекладине. Молодые люди охотно приобщаются к новому виду спорта: можно выбрать любое из 11 упражнений, которые человек в состоянии сделать технически правильно, и выполнить его за одну минуту.
Алина Симонова, преподаватель психологии Уральского государственного университета физической культуры:
— Сегодня интерес у молодежи к физическому развитию вырос благодаря развитию простых форм массового спорта, в том числе многоборья «Русский силомер». Важно удержать внимание и интерес молодежи к новому виду спорта. Для этого необходимо усилие всех слоев общества, а Церковь готова обеспечить поддержку.
Приобщение подростков к духовно-нравственным ценностям происходит и через вовлечение школьников в проекты, которые пропагандируют здоровый и трезвый образ жизни, — «Будь здоров!», Молодежное братство трезвости. «Заявления в лоб: пить — себя губить, молодые люди, как правило, не воспринимают — в них живет дух противоречия, они хотят все сделать наоборот. Но когда исподволь, понемногу формируется образ трезвости как естественного поведения человека, это приносит свои плоды», — поясняют священнослужители.
Человек, который горит христом - это такой, у которого мозг в достаточной степени расплавлен от потери здравого смысла и готовый ради христа на что угодно. Из легеньких вариантов - врать, принуждать к религии, высмеивать и гнобить детей за наличие критического мышления.
А назначенный - это недостаточно погруженный в церковное мракобесие, чтобы быть способным утянуть за собой безвозвратно даже слабо сопротивляющиеся детские умы.
И поясните, пожалуйста, отличие "истинного" христианства, где бог - чемпион вселенной по геноциду, от православия, в котором бог - тот же самый чемпион вселенной по геноциду.
числа.
Чис.31:17. итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;
Чис.31:18. а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя;
Числа 31 глава