Переход на контрактную систему, по мнению самих перевозчиков, мог бы решить проблему убыточности муниципального общественного транспорта и дисциплинировать маршрутчиков. Это стало возможным с принятием федерального закона №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров». Именно этим ФЗ была продиктована транспортная реформа в Екатеринбурге, которую в итоге перенесли на два года. 66.RU изучил новые законодательные реалии и перевел документ с юридического на русский, чтобы стало понятно, что изменится для каждого из нас.
Что меняет закон
Согласно закону, регулярные перевозки делятся на два типа: по регулируемым тарифам и по нерегулируемым. Для осуществления перевозок по любым регулируемым тарифам необходимо заключить контракт с администрацией Екатеринбурга на основе открытых конкурсов по 44-ФЗ. В чем главное отличие нового закона, в интервью 66.RU рассказывал глава комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Игорь Федотов.
Игорь Федотов, глава комитета по транспорту (цитата: февраль 2017 г.):
— В чем принципиальное отличие нового ФЗ: сейчас в условиях конкурса выставляется не услуга по перевозке пассажиров, а выполнение транспортной работы. А по новому закону, перевозчику будет задано выполнение конкретных условий, которые он должен выполнять: когда начинать работать на маршруте, когда заканчивать, сколько транспортных средств должно быть на маршруте, какого типа и качества они должны быть и др. Вплоть до того, что есть города, которые на торги выставляют форму, которую тот или иной перевозчик должен обеспечивать своим водителям и кондукторам.
Нерегулируемые тарифы
В законе отдельно прописано такое понятие, как нерегулируемые тарифы. Это значит, что стоимость проезда в автобусе на конкретном маршруте устанавливают сами перевозчики. При этом согласовывать сумму они не должны ни с РЭК, ни с администрацией города.
В августе 2015 г., когда закон был только-только принят, и.о. председателя комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Сергей Яскевич в интервью 66.RU заявлял, что нерегулируемых тарифов мэрия устанавливать не будет.
Сергей Яскевич, и.о. председателя комитета по транспорту (цитата: 2015 г.):
— Сейчас вступил в действие Федеральный закон 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», который подразумевает, что могут быть две сети: маршруты по регулируемому тарифу (как сейчас у нас в городе) и маршруты по нерегулируемому тарифу, когда перевозчики сами смогут устанавливать цену проезда.
В ближайшее время переводить маршруты на нерегулируемый тариф мы не планируем. В течение следующей недели перевозчики должны подать заявки на регистрацию своих маршрутов в соответствии с законом, где они сами напишут предложения по тарифу, по которому хотели бы работать. Потом будем обрабатывать эти предложения и принимать решение.
Впрочем, в постановлении главы администрации Александра Якоба, подписанном в конце 2016 г., нерегулируемые тарифы все-таки появляются на двух маршрутах из 136. В частности, речь шла об автобусах №73Э «Железнодорожный вокзал — аэропорт Кольцово». Маршрут, надо сказать, очень прибыльный и востребованный, даже когда стоимость проезда устанавливает РЭК.
Кстати, будучи еще замглавы администрации, Евгений Липович объяснял, почему возникла проблема со старой маршрутной сетью, которую необходимо срочно оптимизировать. Все случилось именно из-за приведения стоимости проезда к единому знаменателю. До 2009 г. маршрутная сеть города состояла из основной и дополнительной. Основная маршрутная сеть работала по регулируемому тарифу, а дополнительная — по нерегулируемому.
В 2009 г. Региональная энергетическая комиссия уравняла всех перевозчиков, и все маршруты стали работать по основной сети — по регулируемому тарифу. В результате в настоящее время практически все маршруты общественного транспорта дублируются на значительных участках. Улично-дорожная сеть (а особенно остановки общественного транспорта) перегружена подвижным составом.
Евгений Липович, замглавы администрации Екатеринбурга (цитата: январь 2017 г.):
— Еще в 2007 г. проезд в общественном транспорте стоил 9 рублей, а в маршрутках — 15. Люди были готовы платить больше за комфорт и сидячие места. В 2009 г. Минтранс выпустил приказ, в котором исчезло понятие маршрутного такси. Так получилось, что наша базовая сеть общественного транспорта и коммерческое маршрутное такси соединились в единую сеть. Мы уже тогда поняли, что произошло увеличение сети и дублирование.
Впрочем, жителям Екатеринбурга не стоит бояться бесконтрольного подъема цен за проезд, как это происходит сейчас, например, в соседнем Челябинске и других крупных городах. Администрация Екатеринбурга решила, что найдет нужных перевозчиков и на маршруты по регулируемым тарифам, которые установит сама. Тем более что в новом ФЗ прописаны требования.
Требования к перевозчикам
Со всеми перевозчиками администрация Екатеринбурга заключает контракт, на срок действия которого выдаются маршруты регулярных перевозок. Срок действия свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута — пять лет.
Что включается в реестр:
- Сведения о самом маршруте (номер, наименование, промежуточные остановочные пункты, трасса следования, протяженность);
- Информация о порядке посадки и высадки пассажиров на маршруте (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок). По сути это разделение между «автобусом» и «маршрутным такси», от которого Екатеринбург ушел в нулевые;
- Класс транспортного средства (по длине) — от малого (менее 5 метров) до особо большой вместимости (более 16 метров). Согласно новому перечню маршрутов, который обнародовала мэрия Екатеринбурга в январе (пока опираемся на уже озвученные данные), останется всего 45 автобусных маршрутов. Причем на всех без исключения должны ездить автобусы средней, большой и особо большой вместимости. Маленькие маршрутки исчезнут как класс;
- Максимальное количество транспортных средств каждого класса на маршруте и их экологические характеристики;
- Вид тарифа (а не цена за проезд): регулируемый или нерегулируемый.
Кто будет нас возить
В законе прописаны критерии отбора победителя конкурса, по которым будут оцениваться претенденты на маршрут. Каждой заявке на участие в открытом конкурсе присваивается порядковый номер (в порядке уменьшения ее оценки). Заявке на участие в конкурсе, получившей высшую оценку, присваивается первый номер. Муниципалитет разрабатывает свою шкалу оценки по следующим пунктам:
- Количество ДТП с жертвами или причинением вреда здоровью пассажиров за прошлый год в расчете на один автобус;
- Опыт работы в перевозках, подтвержденный исполнением гос- или муниципальных контрактов;
- Характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок (кондиционер, низкий пол и т.д.);
- Максимальный срок эксплуатации автобуса в течение срока действия свидетельства.
Если ни одна заявка не соответствует требованиям конкурсной документации или никто не заявился на конкурс, то администрация вправе закрыть маршрут или повторить конкурс.
Евгений Липович:
— Наша задача — заставить перевозчиков работать в строгом соответствии с графиком. Именно поэтому необходимы деньги, которые платятся перевозчику за выполнение транспортной работы. Чтобы он не на свое усмотрение выбирал, когда ехать, а знал, что его четко контролируют и он должен закончить работу не в 20:00, а в 22:30, как и положено по расписанию. Если он не выполнит работу, то не получит денег из бюджета Екатеринбурга. Сегодня он не получает денег и работает как заблагорассудится. И так делают все.
Впрочем, такие требования прописаны и в проводимых сейчас конкурсах, однако состояние автобусов и маршруток, в которых нам приходится ездить, оставляет желать лучшего.
Контроль за перевозчиками
Транспортная реформа, которую собираются провести власти Екатеринбурга, предусматривает, что частные перевозчики ежеквартально (срок указан в законе) будут отчитываться о своей работе — от этого напрямую будут зависеть их доходы.
Игорь Федотов:
— Сразу надо сказать, что, как правило, в договор закладываются штрафные санкции по невыполнению тех показателей, которые являются частью конкурсной документации и частью договора. Если перевозчик не выполняет эти условия, то на него накладываются определенные штрафы — вплоть до разрыва контракта. Мы планируем, что последующая работа с существующим перевозчиком до 2019 г. будет на условиях, которые я только что перечислил.
Помогать контролировать работу перевозчиков будет центр управления пассажирскими перевозками. Одной из задач центра является изучение пассажиропотоков на маршрутах и реагирование при выявлении недостатка транспортных средств на маршруте. Также в задачи центра входит контроль за режимом работы и выполнением расписаний транспортных предприятий.
Фото: архив 66.ru
Свободная конкуреция уже сейчас. Куда еще свободней? Или Вы ратуете за ежечасный мордобой между водителями маршруток?
Не сложно догадаться к чему такие решения приведут.
Вот именно: надо уметь работать, а не воровать пассажиров с помощью мобильных приложений у муниципалов. Надо уметь раскатывать свои маршруты, а не воровски пользоваться теми, котрые десятилетиями раскатывал муниципальный транспорт Именно частники своим таджикским бардаком привели всю транспортную систему в городе к нынешнему состоянию