Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Рынок сожмется вдвое: как частные компании выбивают себе место в новой транспортной схеме

27 января 2017, 09:48
Рынок сожмется вдвое: как частные компании выбивают себе место в новой транспортной схеме
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; архив 66.ru
К 1 июля из действующих автотранспортных предприятий на плаву может остаться только треть. У компаний остается только три выхода: улучшать качество обслуживания, закупать современные, большие автобусы или выступать против реформы.

Согласно действующему реестру транспорта, в городе 87 автобусных маршрутов обслуживают 27 компаний, причем больше трети из них приходится на долю ЕМУП МОАП. Новый перечень, предложенный администрацией Екатеринбурга, предполагает, что должно остаться всего 45 маршрутов. Причем на всех без исключения должны ездить автобусы средней, большой и особо большой вместимости. Это значит, что рынок частных перевозчиков, в активе у которых в основном мелкие маршрутки, сожмется, борьба за выгодные направления усилится, и в этой войне выживут не все.

Сегодня автобусы необходимой вместимости есть лишь у восьми коммерческих перевозчиков. Это значит, что остальным нужно либо в срочном порядке кардинально менять свой автопарк, либо они не смогут претендовать на участие в тендерах.

Еще одно требование горадминистрации: на каждом маршруте должен быть хотя бы один низкопольный автобус. Конечно, сейчас в наиболее выгодных условиях находится МОАП.

Однако низкопольные автобусы — не самая большая проблема. Есть несколько очевидных маршрутов, которые, скорее всего, достанутся МОАП. Например, самый длинный маршрут — №40 «Академика Сахарова — ЖБИ». На его обслуживание потребуется 34 автобуса большого и особо большого класса вместимости. Сейчас такого количества нет ни у одного частного перевозчика. Максимум — у ПАТП «Город» (нынешний маршрут №27 до «Меги»).

Действующие перевозчики

Перевозчик Количество маршрутов Большие автобусы Средние автобусы Маленькие автобусы
ЕМУП МОАП 31 355 - -
ООО «Ю-Ви-Эй-Транс» 4 - 27 79
ИП Нифантьева М. И. 2 - 18 2
ООО «Екатеринбург автотранс» 2 - 3 31
ООО «Транзит-Авто» 1 - - 21
ООО ТК «Урал-Авто» 5 - 16 8
ООО «Параллель» 4 - 27 47
ООО «АП УралАвтоЮг» 1 - - 20
ООО «ПАТП «Город» 1 26 2 -
ООО ЦИБ «Тринити Сервис» 1 - 18 -
ООО «ДЕКАР» 4 - - 53
ООО «Форт-Транс» 3 - - 75
ООО «ЕТЭК-82 2 - - 32
ООО «Автомобильное Предприятие Город» 1 - - 8
ООО «УралТрейд» 1 - - 18
ООО «Авто-Ном» 6 - - 140
ООО «Компания «Авто-Вираж» 1 - - 30
ООО «Уралтрансгрупп» 4 - - 100
ООО «Пегас» 1 - - 43
ООО «Восток» 3 - 26 42
ООО «Автобусный центр» 1 - - 30
ООО «ТК «Профиль» 1 - - 10
ООО «Урал-Универсал» 1 - - 38
ООО «ВАГ-Сервис-ТРАНС» 1 - - 25
ООО «Хотей» 1 - - 23
ООО «Союз-Транс» 1 - - 24

Остальные частные перевозчики смогут побороться за 34 маршрута, где требуются автобусы исключительно средней вместимости. И, судя по нашим наблюдениям, такая борьба уже началась. Сейчас у частных автотранспортных предприятий есть три стратегии: становиться лучше, менять автопарк или идти на открытый конфликт с администрацией города, требуя отмены введения новой транспортной схемы.

Стратегия №1. Стать идеальным коммерческим перевозчиком

Первый вариант стратегии, судя по словам пассажиров, начал использовать перевозчик ТК «Восток». У него три маршрута, в том числе самые популярные у жителей Академического — 012 и 019. Как рассказала Порталу 66.ru местная жительница, уже несколько дней как эти маршрутки изменились до неузнаваемости. В нескольких 012-х и 019-х исчезло все то, на что традиционно жаловались горожане: за руль сели водители с российскими правами, которые не отвлекаются на телефонные разговоры, кондукторы (не иностранцы) объявляют остановки и не требуют передать плату за проезд, а подходят к пассажирам сами.

Анна, читательница Портала 66.ru:

— Маршрутки перестали стоять по 10–15 минут на остановках с открытыми дверями, поджидая пассажиров. Поэтому теперь в них довольно свободно. Кондукторы внезапно стали внимательны и вежливы. А отогревать замерзшие окна нет необходимости, потому что наконец-то начали объявлять остановки. Это в маленьких «Богданах».

Такое поведение вполне объяснимо: к 1 июля администрация города проведет торги на право заключения муниципальных контрактов. И претендовать на новые маршруты смогут те, кто убедит чиновников, что к ним нет претензий у пассажиров и они работают качественно.

Евгений Липович, вице-мэр Екатеринбурга:

Рынок сожмется вдвое: как частные компании выбивают себе место в новой транспортной схеме

— Наша задача — заставить перевозчиков работать в строгом соответствии с графиком. Именно поэтому необходимы деньги, которые платятся перевозчику за выполнение транспортной работы. Чтобы он не на свое усмотрение выбирал, когда ехать, а знал, что его четко контролируют и он должен закончить работу не в 20:00, а в 22:30, как и положено по расписанию. Если он не выполнит работу, то не получит денег из бюджета Екатеринбурга. Сегодня он не получает денег и работает как заблагорассудится. И так делают все.

Впрочем, предыдущие маршруты также разыгрывались по конкурсу. Какие именно требования предъявлялись к перевозчикам (вероятно, они не сильно изменятся) и как проходил отбор компаний, в интервью Порталу 66.ru рассказывал заместитель председателя комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Сергей Яскевич.

Сергей Яскевич, замглавы комитета по транспорту администрации Екатеринбурга:

Рынок сожмется вдвое: как частные компании выбивают себе место в новой транспортной схеме

— Практически все маршруты прошли через конкурс. Мы озвучивали различные требования к перевозчику, которые необходимо выполнить, чтобы получить маршрут. Во время конкурса предприятия зарабатывали баллы. Те компании, которые предложили лучшие условия (более вместительные автобусы, низкопольность, информирование пассажиров об остановках и др.), получили большее количество баллов, с ними и были заключены договоры на работу на данном маршруте.

При этом перевозчикам не нужно было иметь свой автопарк — закон позволяет использовать арендованные машины. «Участник конкурса предъявлял нам документы на машины, с которыми собирался работать. Естественно, в процессе могли быть какие-то изменения. Например, замена автобусов или покупка нового», — объяснял Яскевич. Так что теоретически самые выгодные маршрутки будут самыми новыми и комфортными.

Стратегия №2. Менять маршрутки на большие автобусы

И вот тут один из вариантов для частных перевозчиков, которых новая транспортная реальность и так планирует вытеснить на окраины, — это покупка новых автобусов. Еще в октябре перевозчики рассказывали Порталу 66.ru, что избавиться от автобусов маленькой и средней вместимости невозможно.

Александр Мохов, директор «Уралтрансгрупп»:

— Требование работать только на больших автобусах — нереальное. Кто готов — тот пойдет на это, кто нет — просто уйдет с рынка.

• Дело в том, что купить большой автобус для частного перевозчика, который сильно закредитован, невозможно. Он стоит 15 млн руб.

• Даже если нужную сумму можно найти, вряд ли кто-то из бизнесменов на это пойдет, ведь гарантий, что вложенные средства окупятся, нет. Во-первых, непонятно, как администрация города проведет конкурс на распределение маршрутов. Во-вторых, неизвестно, какие из маршрутов окажутся рентабельными.

• Если маршруткам позволят работать на периферии, никакого энтузиазма у перевозчиков это не вызовет — обслуживать, грубо говоря, двух-трех человек никто не захочет.

Несмотря на заявление Евгения Липовича о том, что перевозчики будут получать деньги из бюджета за транспортное обслуживание, если выполнят все требования, или будут штрафоваться, в самих автотранспортных предприятиях считают, что от количества пассажиров их доходы также будут зависеть.

«Мы полагаем, что после реформы будет система, похожая на нынешнюю: перевозчик будет получать все деньги, которые он заработал от пассажиров, и плюсом он будет получать некую доплату за надлежащее выполнение транспортной работы — предоставление необходимого количества транспорта с подходящими характеристиками, выполнение расписания. Это и некая компенсация недополученной платы за проезд», — рассказал в интервью Znak.com глава некоммерческого партнерства «Независимые городские перевозки», руководитель юридического направления группы компаний «Ю-ви-эй Транс» Алексей Тамаров. Впрочем, как изменится экономика частных перевозчиков после введения новой транспортной схемы, пока не ясно.

А о том, что маршрутки выгонят на периферию, говорят давно. В этом уверен и начальник МОАП Владимир Кайсаров.

Владимир Кайсаров, генеральный директор МОАП:

Рынок сожмется вдвое: как частные компании выбивают себе место в новой транспортной схеме

— Согласно новой схеме, большие МОАПовские автобусы будут ездить по самым востребованным маршрутам, а частный транспорт станет «подвозящим». Сегодня муниципальный транспорт терпит убытки, в том числе потому что работает на малопопулярных маршрутах в отдаленные территории. Загруженность этих машин в 2,5 раза меньше их реальной вместимости.

Стратегия №3. Митинговать и собирать подписи

Когда средних и больших автобусов нет (напомним, это реальность большинства сегодняшних перевозчиков), а купить новый транспорт невозможно, остается третья стратегия. Идти на открытый конфликт с чиновниками, требуя отменить введение новой транспортной схемы. Пока этот протест довольно тихий, однако ближе к лету страсти могут накалиться. Ведь мэрия не собирается отказываться от своей затеи — готова лишь вносить корректировки. Пока для горадминистрации главная задача — успокоить пассажиров, а не просчитать интересы частных перевозчиков.

Например, в маршрутке №070 «Парк Хаус — Академический» висит объявление о предстоящем митинге «Справедливой России» за отмену транспортной реформы, который должен пройти 31 января на площади Обороны. Там сообщается об отмене ряда маршрутов и необходимости выразить свою гражданскую позицию.

Частные транспортные предприятия Екатеринбурга также начали сбор подписей против новой транспортной схемы. Как сообщили Порталу 66.ru пассажиры общественного транспорта, кондукторы подходят к горожанам с листками и просят поставить свою подпись в одной из колонок: за или против новой схемы. При этом уточняется, что «подпись будет считаться вашим голосом». Такой соцопрос идет, например, в автобусах №27.

В пассажирском автотранспортном предприятии «Город», которое обслуживает автобусы маршрута №27, объяснили, что организаторами опроса являются не они. Пассажиров просят высказать свое мнение относительно новой транспортной схемы уже несколько дней, причем в разных автобусах вне зависимости от компании-перевозчика. Впрочем, в администрации Екатеринбурга пока о такой инициативе ничего не знают.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU; фото:архив 66.ru