Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Если бы я был губернатором. Программное интервью с кандидатом Евгением Ройзманом

Если бы я был губернатором. Программное интервью с кандидатом Евгением Ройзманом
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU
В интервью 66.RU мэр Екатеринбурга признается: четкого плана работы в должности главы региона у него пока нет. Есть «представления о том, как делать правильно». В его картине мира города должны получить больше денег и больше полномочий. Муниципалитетами будут управлять избранные, но практически не подотчетные областной власти главы. Поможет им компетентное правительство, руководить которым Евгений Ройзман, к слову, сам не собирается. А в администрации президента всем придется смириться с тем, что новый губернатор Свердловской области готов нарушать правила работы выстроенной вертикали — даже в ущерб дотациям из федерального бюджета.

В первый рабочий день после трех праздничных выходных Евгений Ройзман всё время говорит по телефону. Три лежащих перед ним на столе трубки звонят поочередно. И каждый третий звонок — «очень важный, я вынужден отвечать, извините».

В какой-то момент он и вовсе встает и уходит поговорить в соседнее помещение. Возвращается через пару минут с улыбкой на лице. «Носов звонил», — торжествующе отмечает мэр Екатеринбурга, видимо, имея в виду главу Нижнего Тагила. Впрочем, тему он не развивает и суть разговора не пересказывает.

Но совершенно очевидно, что сейчас он занят преодолением муниципального фильтра — переговорами с главами и депутатами уральских городов, которых надо убедить согласовать Евгения Ройзмана в качестве кандидата в губернаторы. По словам самого Ройзмана (и он неоднократно об этом заявлял еще до того, как официально объявил о своем выдвижении на предстоящие выборы), пройти фильтр — главное. Дальше, считает он, будет легче. Называет себя фаворитом гонки. И, кажется, в победе не сомневается.

Тезис, конечно, небесспорный. Внятной социологии еще нет. Но формальная логика и простейшая математика подсказывают, что исход борьбы решится не в Екатеринбурге (где позиции мэра условно можно считать более-менее надежными), а далеко за ЕКАД. И случайный экспериментальный опрос показывает, что там Евгения Ройзмана знают плохо и голосовать за него не собираются.

Но сейчас не об этом. Меня как избирателя, откровенно говоря, мало интересует, каким образом кандидат собирается преодолевать муниципальный фильтр. Его личные мотивы для участия в гонке тоже не особо волнуют. Мне важно понимать, что он будет делать, когда (и если) станет губернатором. Надеюсь, вам тоже. Потому, улучив паузу между телефонными звонками мэра, с этого вопроса и начинаю.

Если бы я был губернатором. Программное интервью с кандидатом Евгением Ройзманом

— Предположим, вы выиграли выборы и стали нашим губернатором. Что дальше? С чего начнете? Каков план реформ?
— Ну, во-первых, у меня есть ряд кадровых решений. Их я сейчас озвучивать не буду. Второе: и аппарат правительства, и аппарат губернатора нуждаются в сокращениях. Я считаю, что он непомерно раздут. Ситуация совершенно конкретная. Я ее знаю. В частности, в администрации губернатора работает 180 человек. В отделе кадров — порядка 30. Для сравнения, в городской администрации трудятся около 1,5 тыс. человек. А в отделе кадров — четыре. Вместе с начальником. Есть разница? Еще около десяти лет назад в управлении делами губернатора Свердловской области работали четыре человека. Сейчас — 38. В общем, я бы провел полную ревизию. Занялся бы сокращением штата. Провел бы ряд перестановок.

— Это самые первые шаги, верно? А дальше что?
— Плюс еще ряд совершенно непрофильного имущества остается на балансе области. Им распоряжаются по своему усмотрению и совершенно по-байски. К примеру [закрытую правительственную базу отдыха] «Кедр» сожгли. Я разговаривал с людьми, которые его строили. Они чуть не плачут. Говорят: «Мы настолько качественно его делали. И на какой-то пьянке взять и сжечь такой объект…» Я бы его детскому дому просто отдал — да и всё. Вон интернат на Ляпустина — областной объект, от которого все с ума просто сходят. Проблема не решается. Я бы взял этот «Кедр» и им отдал. Чтобы можно было детей на дачу вывозить хотя бы. И никто бы от этого не пострадал.

Чтобы вы понимали: то, что я сейчас говорю, — это не программа. Простые, примитивные, стратегические вещи. Проблемы городов, которые я вижу и понимаю.

Вот на территории Екатеринбурга есть 15 лесопарков. И все они — в областной собственности. Я бы вернул их городу.

— Зачем?
— Для того чтобы город их чистил, приводил в порядок, мог делать рекреационные зоны и создавать какую-то инфраструктуру. Сейчас город делать этого не может. Он смотрит, как эти лесопарки загаживаются, как они приходят в негодность, зарастают, и ничего не может сделать. Потому что это будет нецелевое использование бюджетных средств. Мало того — мы их даже тушить нормально не можем, если загорятся.

— Подождите, а деньги в городском бюджете на всё это есть?
— Да, всё нормально. Конечно. Если бы их передали городу, соответственно, город бы оставлял эти деньги у себя. Полномочия ведь вместе с деньгами передаются.

Отдельная тема — это парк Маяковского. Для европейского, продвинутого полуторамиллионного города, как Екатеринбург, ЦПКиО — это нонсенс. Город не может ничего сделать. Не может привлекать инвесторов. Потому что земля ему не принадлежит. А на этой территории можно сделать «Диснейленд». И мы отстаем лет на 50! Но это же настолько простой вопрос! Он решается просто доброй волей губернатора.

Вот такие простые вещи я вижу в том, что касается Екатеринбурга.

— А другие города? Вы понимаете, что нужно им?
— Да. Я собираю информацию с других городов. Мне основные вещи проговаривают. Проблемы разные. Но я считаю, что надо везде возвращать прямые выборы мэра. И это тоже зависит от доброй воли губернатора.

Поправки к 131-му закону, которые были приняты в 2014 г., развязали губернаторам руки и позволили им выстраивать вертикаль. Я считаю, надо возвращать всё назад. Во-первых, выборы воспитывают граждан, позволяют им влиять на жизнь своего округа, своего города. Во-вторых, они дают гражданам право заступиться за того, кого они избрали, помогать ему. Выборы лишают людей инфантилизма: сами выбрали — сами несем ответственность. Назначенцы себя не оправдывают.

Вместе с выборами надо возвращать в муниципалитеты деньги и полномочия. По всем городам процент НДФЛ [который они смогут оставлять в муниципальном бюджете] надо увеличивать хотя бы до 30. Раньше у нас были времена, когда он доходил до 60%. Сейчас в Екатеринбурге — 16%. Так вот, надо возвращать. И давать возможность тратить на свои какие-то проекты. Если бы у них были деньги, они бы всё сами делали. Это если коротко. Далее…

— Погодите, давайте о муниципальной реформе еще поговорим…
— Это не реформа. Просто я считаю, что и регион, и страна держатся на сильных городах. Нельзя всё забирать в центр — надо раздавать.

— Здесь вопрос в том, как вы намерены возвращать выборы, полномочия и деньги? «Доброй воли губернатора» на самом деле недостаточно. Поправки в закон должно принять Законодательное собрание.
— Верно. Но всё же замерили уже. По Екатеринбургу порядка 96% жителей считают, что прямые выборы надо сохранять. По другим территориям — ну порядка 90%. То есть, во-первых, эти поправки в закон сразу демонстрируют уважение к гражданам. Во-вторых, большинство депутатов избирались по округам, они ситуацию у себя знают хорошо…

— Но переговоры-то вам надо вести с фракцией «Единой России», которая контролирует областной парламент. И только она на самом деле может принять решение об изменениях в системе муниципальной власти.
— С любым разумным предложением Законодательное собрание достаточно просто соглашается — не надо никого через колено ломать. Отнять полномочия у городов действительно было сложно. Но вернуть будет легко. Как только ты возвращаешь людям возможность избирать себе мэра, ты перекладываешь на них ответственность. А когда отнимаешь — берешь ответственность на себя. И ты не можешь отсюда, из центра, этим всем управлять.

— С другой стороны, перекладывая ответственность на граждан и на избранных ими глав, губернатор теряет контроль. При том что показатели развития каждой конкретной территории и всей области — это его ответственность, его KPI. Выходит, что вы готовы пустить ситуацию на самотек.
— Почему на самотек? Я предлагаю отпустить город на сознательность, на мнение местных жителей. Доверить его им. Это они так решили — и все претензии они смогут предъявлять только себе, а не губернатору. С чего вдруг губернатор может считать, что он лучше знает, как вести дела в Богдановиче, в Ирбите, в Сухом Логу? Особенно если он там не бывал.

— Ваша логика понятна. Но бог его знает, какие популисты и непрофессионалы могут выиграть выборы и получить расширенные полномочия в отдельных городах. Возьмем для примера Дегтярск. Там и в текущей-то системе всё непросто. Местные депутаты на полном серьезе хотят назначить главой пенсионерку с нулевым управленческим опытом
— Конечно! При нынешней системе в Дегтярске не могут решить проблему. Но если будут выборы, то мэра выберут и с него будет спрос. Каждый, кто в мэры пойдет, будет знать, что денег там больших нет, почета и уважения — тоже. Тот, кто будет рубиться на этих выборах, будет знать, что должен себя проявить.

К тому же по Дегтярску вообще ситуация особенная. На Урале эта проблема существует с демидовских времен. Когда уходит руда, уходит лес, когда производство становится нерентабельным, его могут просто бросить. И в этом случае целыми городами люди переселялись. Мы эту ситуацию знаем.

Константин Мельницкий; 66.RU; архив 66.RU