Пеннивайз жив. Павел Матяж — о сериале «Оно: Добро пожаловать в Дерри»

Сегодня, 09:00
Фото: Павел Матяж для 66.ru
Телеканал HBO решил рассказать зрителям предысторию одного из самых зловещих персонажей Стивена Кинга. К роли инопланетного клоуна возвращается Билл Скарсгард.

Стивен Кинг — обладатель рекорда Гиннеса по числу экранизированных произведений. На сегодняшний день на экраны перенесли 75 его книг, повестей и рассказов — больше, чем у любого другого писателя в мире.


Ни Агате Кристи, ни Артуру Конану Дойлу, ни Чарльзу Диккенсу, ни самому Уильяму нашему Шекспиру не снились такие цифры. Охваты у Шекспира, конечно, покруче — его сонеты чаще превращали в фильмы: количество давно перевалило за 1500, одних «Гамлетов» не меньше 50. Но великий британец за свою недолгую жизнь написал всего 37 пьес — их благодарные потомки экранизируют по сотне раз. А Кинг лидирует по количеству произведений, ставших фильмами и сериалами.

С каждым годом это случается все чаще. Если в 1970-е ежегодно выходила максимум одна экранизация, то в 1980-е — уже не меньше двух. Серьезный прорыв произошел в 1983-м и 1984-м, когда одновременно вышли «Куджо», «Кристина», «Мертвая зона», «Воспламеняющая взглядом», «Дети кукурузы» и «Дар дьявола». В XXI веке ежегодные три фильма или сериала по Кингу стали обыденностью. А 2017 год стал рекордным: тогда появились «Оно», «1922», «Игра Джералда», «Мгла», «Темная башня» и «Мистер Мерседес».

Кадр из фильма «1922», режиссер Зак Хилдитч, 2017 год, США

В 2025-м это произошло снова. В феврале в кинотеатрах вышла «Обезьяна», в июле — «Институт», в сентябре — «Долгая прогулка», 7 ноября выйдет «Бегущий человек», а в декабре — «Почти как Бьюик». С сегодняшнего дня на HBO и на пиратских российских платформах — VK, Rutube, Zetflix — можно посмотреть «Оно: Добро пожаловать в Дерри».

Кадр из фильма «Бегущий человек», режиссер Эдгар Райт, 2025 год, США

Хотя, строго говоря, этот сериал нельзя считать экранизацией творчества короля ужаса — он снят, что называется, по мотивам. Действие происходит во «вселенной Стивена Кинга», в том самом городе Дерри, штат Мэн, который знаменитый писатель придумал для одного из самых кошмарных своих монстров.

Однако ни самого Пеннивайза, ни его канонических противников — детей из «Клуба неудачников» во главе с Майком Хэнлоном — в Дерри нет (по крайней мере в доступной на данный момент первой серии). «Добро пожаловать в Дерри» — приквел романа Кинга и его экранизаций. Его придумал, превратил в сценарий и продал HBO режиссер Андрес Мускетти, автор последней из них — дилогии «Оно» (2017) и «Оно 2» (2019). Действие происходит в 1962 году — за 27 лет до событий первого фильма и за 54 года до второго.

Такая сложная хронология обусловлена текстом оригинального романа. По задумке Стивена Кинга монстр Оно живет в подземельях под городком Дерри уже многие тысячелетия, но большую часть времени спит. Потусторонняя тварь просыпается раз в 27 лет: наводит ужас на всю округу, заманивает и пожирает 5–10 ребятишек — и снова впадает в спячку. С «Клубом неудачников» он сталкивался в 1988–1989 и 2016–2017 годах, а теперь Мускетти и HBO предлагают вниманию публики историю его предыдущего пробуждения.

Дерри тех времен чем-то напоминает Хилл-Вэлли из «Назад в будущее»: повсюду ретроавтомобили, девчонки в плиссированных юбках и парни с прическами под Элвиса. Но если в фильме Спилберга и Земекиса дети и взрослые в основном заняты танцами и походами в кафе-мороженое, то в Дерри жизнь совсем не беззаботна. В городе — постоянная ночь, зима, неподалеку находится секретная военная база, где нанятые Пентагоном ученые проводят какие-то адские эксперименты, а в канализации явно творится нечто неладное: дети слышат голоса, а потом пропадают.

Верный заветам Спилберга, Мускетти не показывает зрителям Пеннивайза в первой же серии (так что младший Скарсгард проводит это время на скамейке запасных), но в остальном себя не сдерживает. Уже в первые 50 минут кровища льется по улицам Дерри рекой, камера фокусируется на оторванных детских конечностях и одной кошмарной сцене родов.

В последние десятилетия телевизионная пропаганда приучила нас к мысли о цикличности истории: дескать, все движется по кругу, и поэтому в следующем витке международной эскалации следует винить не конкретных управленцев, а само время, неумолимость исторических процессов. Эта идея бесконечно повторяющегося круговорота насилия есть и у Кинга, только обусловлена она не разрушительной природой человека (Кинг вообще большой гуманист, просто тщательно это скрывает), а психологическим воздействием инопланетного монстра Оно. Родители бьют и насилуют своих детей не потому, что они чудовища, а потому, что их заставляет лавкрафтианская нечисть из другого мира. Поэтому каждые 27 лет следующее поколение детей выходит на новый круг издевательств и унижений, убегает от гопников и пьяных родителей в канализацию — и встречает там своего клоуна.

Дефицита в жертвах школьного буллинга и домашнего насилия у Пеннивайза не ожидается. Но и легкой эта прогулка для инфернального клоуна не станет. Ведь в 1962 году изгои тоже не прочь объединиться и дать отпор инопланетному педофилу.

«Клубом неудачников» они свое неформальное объединение не называют, но суть от этого не меняется. Самая титулованная и популярная здесь — Матильда Лоулер из «Станции Одиннадцать», остальных детей играют Клара Стэк («Удивительная миссис Мейзел»), Блейк Кэмерон Джеймс («Поиски»), Аманда Кристин («Настоящий гангстер»), Ариан С. Картая («Плохая обезьяна»), Майлз Экхардт («Черепахи — и нет им конца»), Миккал Карим-Фидлер («Леденящие душу приключения Сабрины») и дебютанты Джек Моллой Лего и Матильда Лего.

Старшее поколение возглавляет Джеймс Ремар («Что скрывает ложь», «Джанго освобожденный») — ему досталась роль генерала, начальника таинственной военной базы. Кроме него, Мускетти поселил в Дерри Тейлор Пейдж («Зола», «Ма Рейни: Мать блюза»), Джована Адепо («Мама!», «Ограды», «Противостояние»), Криса Чока («Игры дьявола», «12 лет рабства») и Мэделин Стоу («12 обезьян», «Последний из могикан») — возмутительно редко появляющуюся в кино великую американскую актрису.

Всего им предстоит восемь серий по 50–55 минут, которые будут выходить раз в неделю до конца года. А если просмотров окажется достаточно, HBO обещает в следующих сезонах углубиться в американскую историю и отправить на бой с бессмертным инопланетянином жителей Дерри из 1935-го, 1908-го — и так далее до бесконечности.

На уровне первой серии делать окончательные выводы о перспективах рано. Мускетти начал жестко, кроваво и даже мрачнее, чем в оригинальной дилогии. Возможно, это продиктовано необходимостью отстроиться от «Очень странных дел», пятый сезон которых выйдет на Netflix через месяц.

Кадр из сериала «Очень странные дела», шоураннеры братья Даффнеры, США, 2025 год

За 10 лет и 4 сезона братья Даффнеры вдоль и поперек использовали мифологию самого Кинга и в целом американский культурный бэкграунд 1980-х: от «Терминатора» до «Кошмаров на улице Вязов». С таким ярким и узнаваемым брендом бороться непросто. И Андрес действует по обстоятельствам, а возможно просто единственным известным ему способом — максимально жестит. Он ведь режиссер фильмов ужасов все-таки.

Понятно и желание HBO сразиться с Netflix за сердца малолетних поклонников Кинга и Спилберга (хотя в данном случае — скорее Кроненберга). Вот только поле битвы они выбрали уж слишком похожее. На таком фоне отсылки к «Очень странным делам» неизбежны, и в этом сопоставлении «Добро пожаловать в Дерри» пока явно проигрывает. А в наш век думскроллинга и клипового мышления это может оказаться фатальным.

Удачного просмотра.

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также