«Эта книга вовлекает в игру, опасную для ее персонажей». Ислам Ханипаев — о романе «Табия тридцать два»

Сегодня, 16:10
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Помимо собственных романов и аудиосериала, сделавших его известным, дагестанский автор Ислам Ханипаев пишет для 66.RU рецензии на российские и иностранные книги. В этот раз он советует читателям роман-головоломку «Табия тридцать два» о власти игры над человеком.

Шахматный детектив — так называют эту книгу. Кое-кто из авторитетных коллег считает ее главным российским романом 2024 года, но я с этим утверждением не соглашусь. Думаю, роману недостает некой универсальности, присущей «большим книгам». Автор предлагает читателю поиграть в игру: хотите — в шахматы, хотите — в любую другую, например настольную ролевку. Игра требует, чтобы до самого финала вы не нарушали условий, чтобы отыгрывали свою роль до конца. Чтобы искали разные варианты в режиме «а что если…?».

У меня нет проблем с этим вопросом — это главный вопрос любого писателя, но в «Табии тридцать два» Сергей Конаков предлагает поговорить об актуальном — в этом несомненный плюс книги, но жанровые рамки мешают воспринимать историю на полном серьезе. Всякий раз через исторические допущения, через поведение и речь персонажей нам напоминают — это рассказ о занимательной альтернативной реальности.

Но если это и игра, пусть даже шахматы, в которые я не играю, то она удалась.

Условия игры

Россия, 2081 год. Мы проиграли в какой-то неназванной войне и преклонили колени перед победителем — коллективным Западом. Нам накидали репараций, санкций и всего остального, но страна в последние годы выполняла свои обязательства, а посему ограничения эти вскоре обещают снять. Люди надеются и ждут. Страна выходит робкими шажками из кризиса, и чтобы вновь в него не скатиться, правители занимаются разбором полетов: пытаются выяснить, как получилось, что страна вступает в конфликты из-за территориальных споров?

Откуда это имперское мышление и претензии на богоизбранность?

Ответ вас, наверное, удивит — во всем виновата литература!

Великая русская классика веками вдалбливала власти и народу вредные мысли. Толстого, Достоевского, Тургенева и других писателей государство объявляет крайними и пытается переосмыслить идеологию. В поисках всякого-разного, близкого русскому человеку, останавливаются на шахматах. И историю взаимоотношений нации с игрой, и потенциал для философских странообразующих концепций — все можно найти на доске с черными и белыми фигурами. И действительно, спустя многие годы Россия переводит на шахматные рельсы науку, культуру и религию. Шахматами пропитано все! Сама речь граждан изменилась!

Но главное — страна медленно, но верно возвращается к привычной жизни.

Дебютные ходы

Аспирант Кирилл Чемахин живет себе нормально в такой действительности, изучает шахматы и историю, пишет диссертацию о Берлинской стене (такая шахматная комбинация). Научные изыскания приводят его к мысли, что прекрасно выстроенная «клетчатая» система мировоззрения целой страны не столь идеальна, как принято считать. Возможно, это идеологический пузырь… Шахматы — игра, без сомнения, великая, и, вполне возможно, вокруг нее можно выстроить страну заново, но что делать с главной угрозой для государственного устройства — «ничейной смертью» (когда противники, подкованные в дебютной теории, могут свести любую партию к ничьей)? Что за страшную информацию скрывают от граждан?

Надеюсь, мне удалось «продать» вам книгу, ведь она сама по себе очень занимательна.

А для любителей шахмат так вообще — автоматом в список мастрид.
Перехожу к разбору.

Идея

Некоторая гротескность происходящего, даже абсурдность, открывает простор для размышлений. Как минимум о природе идеологии, причем любой. Даже сама мысль — можно ли с помощью шахмат перестроить менталитет общества, хоть и абсурдна, но интересна. Ведь вопрос в том, какие манипуляции пойдут в ход и насколько они оправданны, если на весах будущее страны и ее граждан? Это первая мысль. Вторую подсказал сам автор в одном из интервью — ему было интересно «докрутить» идею до максимума, посмотреть, как историческое допущение влияет на мышление людей, язык и страну в целом. Со всем этим он прекрасно справился.

Оригинальность

Думаю, одной краткой аннотации хватит, чтобы понять, что оригинальность — самая сильная черта книги. С одной стороны, хочется похвалить автора за дерзость — он собрал целую реальность на основе шахмат, с другой — рассказал отличную историю, работающую на эту реальность.

Атмосфера

Тут все немного слабее. Несмотря на то, что Конаков придумал интересную альтернативную историю и почти фантастическое шахматное допущение, поверить в сконструированный им мир не так просто, если не иметь в виду, что это карикатура на нашу реальность. Автор не сильно напрягается с детализацией того, что видит герой. Фокус внимания скорее направлен на информацию, на шахматы, на новую историю страны, все это — широкими мазками, и скажу честно: хотя книга короткая, в ней присутствует то, что в западной школе письма называют «инфодамбом». Конаков обрушивает на читателя историческую и шахматную информацию, которая не всегда к месту. Как человек, далекий от шахмат, признаю — такое чтение может утомить. Оглядываясь назад, понимаю, что мог пропустить отдельные фрагменты — динамики роману эти куски текста не добавляют. Реальность «Табии тридцать два» вам предстоит домыслить самим.

То есть в жанре антиутопии ты надеешься увидеть новый мир, но, за исключением речевых особенностей, мир Конакова совершенно неотличим от нашего.

Персонажи

Кирилл, мыслями которого делится с нами автор, ничего особенного собой не представляет. Нормальный парень, в меру ревнивый к своей девушке, веселый, временами ноющий о всяком бытовом. Обычный совестливый чувак, который пытается докопаться до истины, находит то, чего не стоило находить, тянет за ниточку и, претерпевая всякое-разное, подбирается к интересному и неожиданному финалу. Многоголосия в тексте нет, хотя убедительные второстепенные персонажи попадаются. Еще раз напомню, что все это — выдуманный мир, отдаленно напоминающий реальный. Нельзя забывать о легкой доле абсурда происходящего: то есть герои говорят и ведут себя несколько необычно. Это не драма и даже не совсем «современная проза». Это другое.

Язык

Написана «Табия тридцать два» легко и иронично. В какой-то момент под давлением драматичных событий поводов для веселья не остается, однако не могу не отметить способность автора просто и увлекательно рассказывать о сложных материях. Конаков очень и очень хорошо владеет русским языком.

Сюжет

Думаю, здесь надо заметить, что текст в действительности жанровый. Хотите — триллер, хотите — детектив или антиутопия. У него киношная структура, он в меру динамичен, да и вообще, все происходящее мы могли видеть в других декорациях. И это не проблема. «Табия тридцать два» перекликается с книгой «451 градус по Фаренгейту». В основе романа Брэдбери, ставшего уже классикой, такой же фантастический концепт — альтернативная реальность, где книги считают вредоносными и последовательно уничтожают. Оба текста — скорее рассказ про идею мироустройства, чем история отдельного человека. В сюжете «Табии тридцать два» угадываются «Мы» Замятина, само собой, Оруэлл, современный автор Дмитрий Захаров и несколько блестящих фильмов: «Игры разума», «Пи», «Оппенгеймер» и «Игра в имитацию».

При этом «Табию тридцать два» можно читать как бодрое жанровое произведение, хотя лично меня не покидало чувство условности происходящего. Все же когда автор ведет разговор о сложном, о важном, трудно всерьез воспринимать содержание через карикатурный мир (не сочтите за минус произведения, просто особенность).

Считаем баллы:

«Табия тридцать два» — интересное произведение с элементами разных жанров, с полноценной киношной структурой и продуманным сюжетом о расследовании, которое приводит главного героя — наивного молодого человека — к внезапным и не совсем желанным открытиям. Лучшие части текста — начало и по-хорошему голливудский конец (с вкраплением неизменного русского великого романа). Середину отчасти придется перетерпеть из-за нагромождения информации, но любители шахмат найдут для себя много интересного, да, пожалуй, и не только они. Вполне возможно, что книга Конакова обретет фанбазу и когда-нибудь станет классикой отечественной прозы.

Самое главное — «Табия тридцать два» до конца остается верна своей идее. Каждая страница, каждый сюжетный поворот работают на попытку автора объяснить, что делает людей единой нацией. А это — один из вопросов, на который мы годами ищем ответ.

Что еще почитать:

Читайте также