Постсоветские журналисты любили сравнивать Дилана с Высоцким. И до определенного момента это сравнение было во многом справедливым — и Дилан, и Высоцкий не изобрели бардовскую песню, не были пионерами и родоначальниками направления, а, как говорится, стояли на плечах титанов. Но силой своего таланта вознесли этот нишевый, почти маргинальный жанр на небывалую высоту. После появления Дилана в США и Высоцкого в СССР увлечение населения двух супердержав поэтами-песенниками стало буквально повальным, а барды, которые до этого ютились по квартирникам и клубам, начали собирать стадионы.
Они были почти ровесниками, Дилан всего на три года младше, и оба воспитывались в еврейских семьях (дедушка Высоцкого Вольф Шлиомович родом из Брест-Литовска, а дед Дилана Зигман Циммерман — из Одессы). Вот только Боб уже больше чем на 40 лет пережил своего советского побратима. И эти 40 лет он не сидел сложа руки, а радикально менял свой подход к аранжировкам, записывал эпохальные пластинки, зарабатывал миллионы, объездил весь мир с гастролями, женился, разводился, разбивался в автокатастрофах, переживал клиническую смерть, был наркоманом, неверным мужем, плохим отцом, политическим активистом, христианским проповедником, бродягой и отшельником, получил высочайшее признание в виде Нобелевской премии по литературе. И все еще жив.
|
---|
Кадр из фильма «Нет пути назад», режиссер Мартин Скорсезе, 2005 год, США |
Влияние Дилана на американскую и вообще англоязычную культуру, песенную и музыкальную традицию настолько огромно, что это непросто даже передать словами. Его фанатами были Джон Леннон и Пол Маккартни, Джонни Кэш, Нил Янг, Леонард Коэн, Майк и БГ. И не только они, конечно. Его называли голосом поколения еще в 1960-е. Песни Blowin’ in the Wind и The Times They Are a-Changin’, написанные Бобом в девятнадцать лет, стали гимнами движения за гражданские права и против войны во Вьетнаме. А культовый сингл Like a Rolling Stone 1965-го считается одним из переломных моментов в музыкальной истории XX века.
|
---|
Режиссер Джеймс Мэнголд («Переступить черту», «Логан», «Форд против Феррари», «Поезд на Юму») решил построить свой фильм вокруг этого события. Ну потому что вместить всю шестидесятилетнюю музыкальную карьеру этого динозавра в стандартные голливудские два часа глупо даже пытаться.
|
---|
Кадр из фильма «Переступить черту», режиссер Джеймс Мэнголд, 2005 год, США |
Другой динозавр и меломан, Мартин Скорсезе, как-то снимал про Дилана документальный фильм и за 142 минуты смог охватить только события одного концертного тура. А из-за перехода Дилана от сольных выступлений под акустическую гитару в электричество и рок-н-ролл в свое время разразился такой скандал, что музыкальные критики всего мира обсуждали это еще лет тридцать. И благодаря Мэнголду и Шаламе будут рады обсудить еще раз.
|
---|
На самом деле Тимоти уже далеко не 19, как было Дилану, когда он приехал покорять Нью-Йорк из Миннесоты. Но врожденная субтильность малыша Шаламе и команда голливудских визажистов и костюмеров, номинированных за это на «Оскар», помогают ему копировать легенду практически один в один. Особенно когда в темных очках.
|
---|
Мэнголд заходит с козырей и начинает свой фильм в психиатрической лечебнице, где лежит один из кумиров Дилана, американский бард Вуди Гатри (полностью немую роль еще одной легенды сыграл Скут Макнейри — «Ограбление казино», «Настоящий детектив», «Фарго»). В палате с бедным Вуди юный Бобби Дилан встречает и второго своего духовного учителя, суперпопулярного в 1950-е и 1960-е певца, композитора и политического активиста Пита Сигера (роль третьего гения исполнил Эдвард Нортон, и у него за это очередная номинация на «Оскар»). За знакомство Боб играет отцам фолка Song to Woody.
|
---|
Неожиданный концерт в психушке становится для Дилана эквивалентом судьбоносной встречи Цоя и Гребенщикова в электричке — пропуском в мир шоу-бизнеса (ну или по крайней мере его фольклорного отделения). В следующих сценах он активно пользуется протекцией Сигера, играет в знаковых нью-йоркских клубах и знакомится с Джоан Баэз (Моника Барбаро — «Топ Ган: Маверик»), которая в 1960-м уже устраивала свой собственный фестиваль и была на обложке Time.
|
---|
Дилан немедленно отправляется со звездной красавицей в номера (ведь его же играет Шаламе), хотя до этого уже успел завести отношения с другой. Художницу Сильвию Руссо (в миру — Сьюз Ротоло) сыграла Эль Фэннинг, которая уже крутила с Тимоти роман в рамках фильма Вуди Аллена.
|
---|
Кадр из фильма «Дождливый день в Нью-Йорке», режиссер Вуди Аллен, 2019 год, США |
Но любовный треугольник и вообще отношения с дамами не становятся проблемой для фолк-героя. Они никак не влияют на сюжет. Единственное, что тревожит экранного Дилана, — это его внезапная слава. После пары совместных выступлений с Джоан Баэз Боб просыпается знаменитым. И теперь страшно тяготится этим обстоятельством. Большая часть динамики фильма — в ситуациях, когда Дилану приходится уворачиваться от общения с назойливыми фанатками.
|
---|
Не то чтобы это была неправда (Дилан действительно очень страдал от постоянного преследования поклонниц и прессы). Но просто далеко не вся правда. В действительности в период с 1960-го по 1965-й, который охватывает сюжет «Совершенного незнакомца», трудности в жизни Боба Дилана создавали не фанаты, а политика. Тогда Дилан был крутым мятежником, дерзким активистом и протестовал против апартеида и войны во Вьетнаме на митингах и демонстрациях. Его вроде бы даже арестовывали за это.
|
---|
В фильме об этом нет ни единого слова. Хотя главный конфликт сюжета, конфликт между фолком и роком, был не противостоянием акустики и электричества, а во многом лежал именно в политической плоскости. Лидеры американского фолка в 1960-е одновременно являлись и лидерами антивоенного пацифистского движения, были оппозиционерами и бунтарями. Причем довольно радикальными. А тогдашние рокеры Литл Ричард, Бадди Холли, Чак Берри и Элвис Пресли считались конформистами, конъюнктурщиками, которые окучивают девочек-подростков в погоне за легкими деньгами, в то время как барды и их последователи гибнут на баррикадах.
|
---|
Электрогитара в руках Дилана и группа сессионных музыкантов за его спиной стали ударом в самое сердце его адептов именно потому, что были восприняты как политическое заявление. Ведь они решили, что их лидер и собрат по оружию таким образом не просто переходит от акустического звучания в электричество, а отказывается от борьбы за мир ради денег и коммерческого успеха. Собственно, так оно и случилось — став рокером, Дилан завязал с протестами. Вот почему разочарованные поклонники кричат ему из зрительного зала «иуда» и «предатель».
|
---|
Но Дилан Шаламе вне политики. А суть предательства и ярость фанатов и других фолк-исполнителей так и остается не вполне мотивированной и почти никак не проясняется в кадре. Сигер Нортона произносит полную иносказаний речь, но без погружения в контекст она так и остается туманной метафорой.
|
---|
В авангардном байопике «Меня там нет», снятом Тоддом Хейнсом почти 20 лет назад, Дилана играли шесть разных актеров. И каждый из них отвечал за какую-то ипостась многоликого музыкального идола. Маркус Карл Франклин исполнил Дилана-ребенка, Бен Уишоу — Дилана-поэта, Кристиан Бейл — Дилана-музыканта, Ричард Гир — Дилана-отшельника, Хит Леджер — Дилана-любовника, а Кейт Бланшетт изобразила Дилана-рокера, Дилана-наркошу, Дилана-гламурного и праздного тусовщика. В фильм Мэнголда попал только Дилан-музыкант и небольшая часть любовника.
|
---|
Кадр из фильма «Меня там нет», режиссер Тодд Хейнс, 2007 год, США |
Само по себе это, наверное, неплохо. Ну вот так режиссер и сценарист расставили приоритеты, сосредоточились на том, что сочли главным. Шаламе, в свою очередь, несколько месяцев брал уроки игры на гитаре и губной гармошке и научился имитировать гнусавый и шершавый голос легендарного исполнителя так, что даже приложение Shazam иногда теряется.
|
---|
В фильме Шаламе поет огромное количество песен Дилана, хватило бы на целую пластинку или даже двойник. Далеко не все они производят то же впечатление, что и в оригинале. Но главные суперхиты по-прежнему пробирают до мурашек.
|
---|
Мэнголд трижды повторяет одну и ту же сцену с тремя самыми эпохальными вещами Дилана. Воссоздает первое публичное исполнение Blowin’ in the Wind, The Times They Are a-Changin’ и Like a Rolling Stone. Показывает реакцию людей, которые слышат эти песни первый раз в жизни: изумление и восторг, радость узнавания, чувство единения, слезы и почти священный трепет. И каждый раз попадает в самую десятку.
|
---|
В эти короткие минуты Шаламе и Мэнголд как будто растворяются, уступая место самому маэстро, его бессмертной поэзии и музыке. За эту деликатность можно, пожалуй, простить им некоторую политическую незрелость.
Удачного просмотра.