Богатые рестораторы станут еще богаче. Им обещают налоговые льготы

10 февраля 2025, 13:18
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Крупный ресторанный бизнес — компании с годовой выручкой больше двух миллиардов рублей — лоббирует в правительстве РФ налоговые льготы. В Минфине рассматривают два варианта — снизить ставку НДС или полностью освободить предприятия от налога. Мнения финансовых специалистов по этому поводу расходятся. Одни считают, что ресторанные холдинги задают стандарты качества, другие видят в них монстров, отбирающих рынок у малого бизнеса.

Среди 20 тысяч российских компаний общепита на крупный бизнес приходится 54, подсчитали в Федерации рестораторов и отельеров. Некоторые из них, например холдинг Resta Management и сеть «Рататуй», работают в Екатеринбурге. Если Минфин РФ и Федеральная налоговая служба сократят им налоговую нагрузку, это будет второй за три года случай, когда государство берется регулировать отрасль.

В январе 2022 года от уплаты НДС освободили предприятия общепита с выручкой до 2 млрд рублей, чтобы вывести бизнес из тени. Запустить пилотный проект предложил президент РФ Владимир Путин. Он объяснил — ресторанам и кафе, работающим на упрощенной системе налогообложения (УСН), приходится переходить на общий режим с уплатой НДС, если их оборот и количество сотрудников превышают установленные нормативы. Чтобы остаться на УСН, рестораторы пытаются дробить бизнес и вступают в конфликт с налоговой службой.

Поскольку большинство участников рынка не платили НДС, пользуясь УСН, ажиотажа это решение не вызвало. «Важно сказать, что освобождение от НДС в 2022 году рестораторы получили с условием, — говорит Ирина Екимовских, управляющий партнер аудиторско-консалтинговой группы «Капитал». — Чтобы не платить налог, заработная плата сотрудников ресторана должна быть не ниже средней в регионе, потому что в общепите традиционно большая часть зарплат серая. Для отрасли это стало дополнительным налогообложением».

Уже в феврале 2022 года лоббисты крупного ресторанного бизнеса с доходом, превышающим 2 млрд рублей, начали добиваться, чтобы их тоже освободили от НДС. На встрече с президентом они объяснили — если налог снизят, российский общепит готов дать ответ «Макдоналдсу». Путин заверил, что проблема «скачка налогообложения и дробления компаний — в поле зрения правительства» — ее обсуждают Минфин и Минэкономразвития.

В декабре 2024 года рестораторы обратились с такой же просьбой к премьеру Михаилу Мишустину. По их словам, лимит в два миллиарда ограничивает возможности участников рынка — бизнес, добравшийся до верхней планки, вынужден отказываться от развития или скрывать доходы. «2 млрд рублей — вполне достижимая сумма, например, для десяти плюс ресторанов, — соглашается Сергей Ременник, совладелец сети кофеен Engels, заведений «Гастроли», «Сойка», «Гады, крабы и вино», «Огонек», Alibi, «Молодость». — Вопрос в том, как считать общую выручку ресторанной группы и считать ли это группой, если речь идет о разных ресторанах с разным составом собственников. Сейчас их объединяет только принадлежность к одной отрасли. Или как учитывать доходы ресторанов, работающих по франшизе? На мой взгляд, не всегда и не все можно трактовать однозначно».

По отзывам, в Минфине уже рассматривают возможность освободить от НДС участников рынка с оборотом до трех миллиардов. Другие варианты облегченных налоговых режимов обсуждают для случаев, когда рестораторы зарабатывают больше этой суммы. По данным РБК, тариф НДС им предлагают понизить до 2–3% или 5%. При ставке 20% крупному бизнесу трудно конкурировать на равных с малыми и средними предприятиями.

«Общепит — инфарктный бизнес, — уверяет Ременник. — Один ресторан или десять, разницы практически нет — для заведений с разной концепцией и разной кухней эффект масштаба не работает. Преимущества есть, но они несущественны. Высокий налог рестораторы компенсируют повышением цен. В итоге за это заплатит гость».

Ресторатор Кирилл Шлаен, открывший в прошлом году заведения «Счастливы вместе», «Мимоза» и «Карбонара», считает налоговые льготы для крупного бизнеса оправданными. По его словам, из-за инфляции рублевые показатели выручки растут — в 2024 году оборот большинства ресторанов увеличился на 20%, хотя сам бизнес крупнее не стал. «При такой динамике через четыре года выручки удвоятся, но и затраты продолжают расти опережающими темпами, а прибыль снижается, — объясняет он. — Надеюсь, налоговые власти тоже все прекрасно понимают и рестораны смогут сохранить существующий налоговый режим, тем более, с этого года он для большинства уже перестал быть льготным».

Мнения финансовых специалистов о новых уступках рестораторам разошлись.

По словам Ирины Екимовских, НДС в размере 20% съедает в общепите значительную часть добавленной стоимости. «Ресторанный бизнес — один из самых сложных. В нем невозможно настроить процессы на годы вперед. Нужен регулярный контроль и новые идеи, позволяющие держаться на плаву, — говорит она. — В этом смысле сетевые рестораны задают стандарты качества — радуют сервисом и хорошей едой, потому что в крупном бизнесе без системных решений не обойтись».

Главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин считает, что приоритет в сфере общепита должен быть у малых предприятий: поскольку ресторанный бизнес предполагает высокие риски, нет причин стимулировать конкуренцию семейных ресторанов с сетевыми заведениями. «Два миллиарда — немаленькие деньги, — говорит Надоршин. — Почему бы не ограничить аппетиты крупного бизнеса этой суммой? Если холдинговая компания открыла 20 ресторанов, ей совсем не обязательно запускать еще один. В ресторанах люди скорее проводят время, чем утоляют голод. Хотите увеличить свое присутствие на рынке — платите налоги в полной мере».

По словам Надоршина, крупный бизнес в состоянии привезти в страну мишленовских поваров и заложить в стоимость их блюд НДС, от которого просит его освободить.

Если гости посчитают цену справедливой, все останутся довольны.

Михаил Старков
журналист

Читайте также