Лучше всего историю дискотеки знает ее первый директор и идейный вдохновитель — Борис Черданцев.
Фото: личный архив героя публикации, 66.RU |
---|
Борис Черданцев |
Он создал «Эльдорадо», был директором ночного клуба в «Луне-2000» и владел танцполом «Пяти звезд» в ТРЦ «Екатерининский». Мы поговорили с Борисом о феномене «Эльдорадо» и о том, чем жила ночная жизнь города в те времена.
Первые концерты, рок-клуб, 1991 год
Фото: Дзен-канал «Макс Ильин (Собаки Качалова)», 66.RU |
---|
— У меня два образования: музыкальное училище имени Чайковского по классу контрабаса и Тюменский институт культуры и искусств. По второму образованию я методист, организатор культурно-просветительной работы, а по первому — артист оркестра и педагог детской музыкальной школы.
С музыкой у меня не сложилось, работать в музыкальных школах не хотелось, и протирать штаны в оркестрах — тоже. Еще учась в училище, я проводил все праздничные дискотеки — на Новый год и 8 Марта.
В училище работал Виктор Зайцев, который проводил там курсы дискотетчиков (не путать с диск-жокеями). В начале 1986 года он устроился в Управление культуры города в отдел по развитию дискотечного движения. И пригласил меня своим замом.
Я занимался организацией выездных дискотек, фестивальных конкурсов, семинаров и обучения, готовил и писал методическую литературу.
В то время появились, а кто-то вылез из подполья, свердловские рок-группы: «Урфин Джус», «Наутилус Помпилиус», «Трек» и другие. На них уже нельзя было закрывать глаза, но и давать концерты тоже не разрешали, даже бесплатные. Все только под эгидой и с благословения государства. «Кто вы такие?» — говорили те, кто давал разрешения на концерты. Но Виктор Зайцев был очень пробивной.
Свердловский рок-клуб тоже был под контролем — со стороны комсомола, Управления культуры и КГБ. Из «конторы» на меня выходили люди и выясняли, что творится в рок-клубе.
Но и в этих закостенелых организациях были вменяемые прогрессивные люди. Рок-движение объединило музыкантов писателей, художников, творческую интеллигенцию. Они все наконец-то смогли увидеть друг друга и перезнакомиться. Первым президентом клуба стал Коля Грахов, а первые концерты назывались «рок-лабораториями».
Также я поучаствовал в одном из первых кооперативов, которые занялись частной концертной деятельностью. В то время как раз вышел популярный альбом Юрия Лозы (группа «Примус»). Встретив его в Москве, я предложил приехать к нам на концерт. Он сказал: «Деньги только наличными, подписывать ничего не буду, еду на два концерта минимум». Я ответил, что мы минимум на шесть-семь концертов хотели бы его позвать. 200 рублей он тогда просил за один.
Согласовали, начали организовывать. Управление культуры и Свердловская филармония встали на дыбы: «Это как так, кто-то еще организует концерты? Только филармония это может, и надо миллион деталей согласовать». Мы пошли другим путем, назвали это творческой встречей, а не концертом. Так и обходили все эти препоны.
Как появилась дискотека «Эльдорадо»
Фото: личный архив героя публикации, 66.RU |
---|
В Управлении культуры со мной работал Александр Пригода. Он сейчас живет в Америке, мы были в хороших отношениях. Потом я работал на киностудии, студии звукозаписи, и мы с Пригодой как-то потерялись, перестали общаться.
И вдруг я читаю в газете: Александр Пригода стал руководителем казино в Екатеринбурге. Фамилия очень редкая, согласитесь. Он человек интеллигентный, спокойный, закончил философский — и вдруг директор казино!
Я немного подумал и решил попробовать засунуть знакомого скрипача выступить в казино. Собрался с духом, все-таки до конца не был уверен, что встречу своего Пригоду, а не однофамильца. И действительно, это оказался «правильный» Пригода. А у меня как раз был период межработицы: предыдущая кончилась, новая пока не началась. Спросил заодно, нет ли для меня какой-нибудь административной должности. Он пообещал подумать, и я ушел.
Через пару дней Пригода перезвонил и спросил, чего это я на работу не выхожу. Так я попал в структуру бизнес-клуба «Глобус» как менеджер по рекламе.
Это было первое казино в Урало-Сибирском регионе. Оно находилось на первом этаже «Космоса» и называлось «Катариненбург». Не «Екатеринбург» только потому, что Екатерина по-немецки — это Катарина, а казино помогали открывать немцы.
Я действительно занялся рекламой: печатали буклеты, афиши, календари и прочее. Проводили розыгрыши крупных призов.
Просил уборщиц в гостиницах раскладывать по номерам наши буклеты. Платил им за это и за то, чтобы следили за постоянным наличием буклетов в номерах. К работе они относились ответственно и очень меня любили: «Боря, представляешь, я тут заметила, что мужик на твоей рекламе колбасу режет. Я говорю: ты что это тут удумал: люди деньги тратят, печатают, а ты пачкаешь. Разворачивай немедленно и положи как лежало!» Работа шла, деньги платили хорошие.
Остальные этажи «Космоса» оставались полумертвыми. Еле-еле работала кулинария. Ресторан второго этажа и банкетный зал были закрыты. Все существовало только за счет аренды, которую платило казино.
Через некоторое время «Глобус» арендовал все два этажа некогда ресторана «Космос» на 99 лет. Тогда с подачи Пригоды меня вызвал Олег Вагин: «Мне сказали, ты всю жизнь музыкой и дискотеками занимался?» Я ответил: «Ну да». Так мне и предложили организовать дискотеку.
Первая вечеринка за шторкой
Фото: личный архив героя публикации, 66.RU |
---|
Открыться нужно было через 12 дней. У нас не было ни звуковой аппаратуры, ни света, ни проигрывателей, ни диск-жокеев. А ведь бывший ресторан второго этажа — это тысяча квадратных метров. Я был уверен, что мы столько народу не наберем, поэтому решили отгородить шторкой часть помещения, под дискотеку отвели только третью часть всего помещения. Возле барной стойки сделали импровизированную танцплощадку. Денег практически не было, делали все по минимуму. Я собирал аппаратуру по всему городу. Как в старые времена, когда для рок-лабораторий искали инструменты и микрофоны по ресторанам.
Дискотека появилась 15 августа 1992 года, в День города. Меня часто спрашивают: почему дискотека, а не клуб? Да потому, что не было тогда в обиходе слова «клуб», было только слово «дискотека». Мы долгое время открывались в 20:00, в будущем все клубы работали с 22:00. Вход был бесплатный, режим работы — ежедневный.
Дали рекламу. На открытие люди пришли, заполнилась примерно половина зала. Никаких тематических программ не проводил: просто бар и танцпол.
Постепенно, через несколько месяцев, людей стало приходить много, места стало маловато. И мы просто перевесили шторку дальше, вглубь зала.
Я все еще занимался рекламой казино и следил за персоналом дискотеки. Мы работали каждый день, цены в баре были демократичные, к нам приходили в основном молодые люди.
Народ потянулся. Нам опять пришлось перевешивать штору, а потом и вовсе ее убрать.
Площадь зала выросла до тысячи «квадратов».
Мне пришлось оставить рекламу, и я занялся дискотекой вплотную. Нужен был хороший световик, хорошие диджеи, современная световая и звуковая аппаратура, побольше всяких заманух.
Пошел всплеск новой музыкальной культуры, стали открываться другие клубы: «Каньон», «Юла», «Карабас», но я не видел в них конкурентов, мы были единственной народной дискотекой.
Пришло понимание, что нужно двигаться дальше. Если подходить банально — включать музыку и световые моргалки, это просто неинтересно. Делать тематические вечеринки, создавать информационные поводы — вот направление, которое я выбрал.
Программы мы делали каждую неделю разные, в отличие от других заведений, которые ставили шоу и крутили его три месяца. Я нашел шикарного ведущего Юру Товбина — человека с театральным образованием, классного креативщика. Я и сам-то практически гений, но один гений — это хорошо, а два гения лучше: с ним у нас сложилась полная творческая гармония. Мы делали еженедельные тематические шоу-программы, как семечки, разогревали народ перед вечеринками местной самодеятельностью и конкурсами. Печатали афиши.
Мы придумывали смешные конкурсы. Вот несколько названий: программа «Заходите к нам на огонек» ко Дню пожарного, программа «Молодежь против ЗППП» — совместно с областным венерологическим диспансером.
Как-то сделали программу «Коси и забивай». Мне звонит Андрей Кабанов (сооснователь фонда «Город без наркотиков», — прим. ред.) и говорит: «Вы что, б***ь, там делаете? Какую х***ю пропагандируете?» Я ему: «Андрей, ты прочитай, что под названием написано». А там: «Программа посвящена весеннему призыву в армию».
«Электричка» четыре раза за ночь на народной дискотеке
Фото: Евгений Сажин, Nightparty.ru, 66.RU |
---|
Диджеи в «Эльдорадо» были самые обычные, без особых навыков. Да их и не требовалось. Позже появились диджеи, которые добавляют всякие эффекты, скретчи. Я этого не понимал: «Ну зачем?»
Я даже дискотеки проводил на компакт-кассетах. Там все просто: играет одна песня, есть два магнитофона, есть ручка громкости. Пока одна играет, я нахожу другую.
Главное, у нас был свой формат. Например, песня «Электричка» играла четыре раза за ночь. Это был хит. Я диджеям говорил: «Кто-то пришел в десять вечера, кто-то пришел в двенадцать, а кто-то в два, и все должны под нее потанцевать». Такая была логика.
Я предпочитал работать в формате «совковой» музыки. Хотя под утро уже они включали свое «наркоманское», да и на танцполе оставались одни зомби.
У нас была молодежная дискотека. Если бы мы делали акцент на обеспеченной публике, в зале не набралось бы и двухсот человек. По количеству народа даже было видно, как приезжала и уезжала электричка из Екатеринбурга.
Приходило очень много приезжих, молодежи, много общежитных, таких полудеревенских. Соответственно, у нас и подход должен был быть вот такой, народный.
В «Карабасе», может, было моднее. Потом пришел культовый «Снег», там были молодые коммерсанты, дочки богатых родителей, такие все разряженные. Но это все не наша публика.
Уралмашевские, центровые и шприцы в унитазе
Фото: личный архив героя публикации, 66.RU |
---|
Я присутствовал на организационном собрании фонда «Город без наркотиков». Там сидели уралмашевские парни во главе с Александром Хабаровым. Во главе стола — Игорь Варов и Евгений Ройзман*.
Позже я принимал посильное участие в работе фонда. На площадке дискотеки мы делали программы на антинаркотические темы, придумывали конкурсы. Например, такой: взяли унитаз, поставили на сцену. Купили шприцов. Две команды посетителей соревнуются, кто большим количеством шприцов с расстояния попадет в унитаз. По-моему, гениально.
У нас не было торговли наркотиками на дискотеке. Не потому, что мы как-то особенно с этим боролись, если честно. Просто к нам ходила слишком бедная публика. Наркотики, может, были в «Снеге», «Карабасе», «Истерике». А у нас — нет.
Я почти каждые выходные ходил в другие клубы, чтобы «пошпионить». Посмотреть, как у них там. Может, какую идею подглядеть и адаптировать у себя. Благо я знал практически всех директоров клубов. С кем-то дружил. Антагонизма в нашей среде не было.
Хороших клубов было достаточно. Самым симпатичным мне всегда казался «Люк». Публика там была не дорогая, но прогрессивная. У меня, кстати, есть VIP-карта «Люка», все еще храню. Она размером с визитку, сделана из меди. Весит 60 граммов. Мне не требовалось ее носить, страна и так знала своих героев. Там был жесточайший фейс-контроль. Если вы подъезжали на «Мерседесе», могли даже не выходить: не пустили бы.
«Люк» открыл Денис Плотников. Мой хороший в будущем приятель. Он пришел ко мне в «Эльдорадо» и сказал, что хочет создать клуб. Я ко всем отношусь ровно и доброжелательно, мы пообщались, я с высоты своего положения и статуса по-отечески рассказал, как все устроено и что нужно делать.
И как хорошо, что он сделал все наоборот! Сначала клуб открылся как «Ленинъ». Но возмущенная общественность начала наседать. Денис как мог отбивался, но позже название все равно пришлось поменять на «Люк».
О дружбе с журналистами
Фото: архивное фото из открытых источников, 66.RU |
---|
Только появился «Четвертый канал» — через полчаса я уже стучался к ним в двери. Все были молодые: Лена Костюничка (Костюник, — прим. ред.), Леша Амелька (Амелько, — прим. ред.). Я со всеми познакомился, и мы совместные программы делали.
Мы их продвигали, они — наc. Короче, я знал всех прогрессивных журналистов, которые не были обременены семьями и могли тусоваться. Особенные приглашения им выдавали. Охрана была настроена так, что журналистов бить нельзя — иначе будут большие неприятности. Даже если они барагозят, все равно нельзя. Ну, журналисты тоже были такие люди: набухаются, начинают барахтеть.
Потом было первое радио Екатеринбурга — «Радио СИ». Коля Грахов его открыл. С ними тоже делали вечеринки. Несколько раз день рождения «Радио СИ» проводили в наших стенах.
Как-то раз был День радио. Я пришел к ним в офис с шампанским поздравить с профессиональным праздником. Пока Коля не видел, мы выпили пару бутылок. Тогда там работала очень шебутная персона — Наталья Лимонова. Она была промоутером радио и отвечала за всякую движуху. На почве совместных проектов мы с ней много общались.
Сидит грустная: «Не знаю, что придумать. Сегодня праздник. Надо что-то поделать. Цветы к памятнику Попова нести неохота: как-то банально». А я только-только мимо него из винного проходил. И говорю: «Он там бедный уже пару лет весь обосранный голубями стоит. Дарю вам идею: его нужно помыть от какашек. Правда, вы сегодня не успеете, нужно «леса» ставить, а это долго». Лимонова мне в ответ: «Придурок ты, Черданцев, я сейчас пожарных пригоню». Через пару часов пожарная машина мыла памятник из брандспойтов. А «Радио СИ» вело прямой репортаж с места событий.
Еще один пример. Я придумал провести троеборье среди средств массовой информации: в трясучку (игра в деньги на орел и решку), в Чапаева (игра шашками на выбивание) и в козла (домино). Спонсоры дали несколько ящиков пива, пришла куча журналистов: выпили, повеселились. Каждый телеканал сделал сюжет, газеты настрочили заметки. Получилась мощная реклама. У меня была задача: чтобы из каждого утюга было про «Эльдорадо».
«Дискотека приносила нормальных денег»
Фото: Nightparty.ru, 66.RU |
---|
Через некоторое время после открытия мы сделали платный вход. Дискотека приносила нормальных денег. Людей стало много, плюс наценка на алкоголь, плюс кухня.
Точных цифр я не знаю: я ведь был менеджером, просто однажды сказал, что хочу называться директором дискотеки. Это круто звучало. Моим руководителем был Пригода, потом он уехал в Ялту открывать казино.
Руководителем «Эльдорадо» стал Саша Леонтьев. Но он погиб, на машине разбился. Очень жалко, хороший дядька был. А потом вместо него стал Вараксин.
Уже в 2002 году я начал задумываться о своем возрасте. Мне было почти 40, а я все еще директор «Эльдорадо». Хоть и круто было, меня узнавали, но сколько можно быть мальчиком на побегушках?
Зарплата была немаленькая, но «Мерседес» на нее не купишь. Хотелось что-то свое. И я ушел.
Феномен «Эльдорадо»
Фото: Марк Коряжбин, Nightparty.ru, 66.RU |
---|
Дискотека долго просуществовала, потому что были правильно выбраны формат и аудитория. Мы ориентировались на самую массовую категорию людей, на молодежь. Они могли себе позволить не пойти на следующий день на учебу или прийти на работу с бодуна. Удачным было и расположение: можно было всегда доехать и уехать.
Свою роль сыграл наш промоушен. Мы воспитали целое поколение, чтобы их дети уже рождались со словом «Эльдорадо» на губах. Не «мама», а «Эльдорадо».
Когда появились клубы с диджейской музыкой — техно, кислота и другое, мы почувствовали отток: народ ломанулся в другие места.
Пробовали лавировать, начали устраивать «Кислотные понедельники» для любителей такой музыки. Но все равно в будни продавали максимум 70–100 билетов. А мы обычно делали по будням 300–500.
Билеты стоили 100 рублей. Подумал: может, людей больше нет в таком количестве? И я, гений маркетинга, предложил в понедельник сделать «День открытых дверей», вход по 5 рублей. Мне просто было интересно, сколько людей придет.
В понедельник мы, как всегда, открывались в восемь вечера. А в половине восьмого уже стояла толпа — около 300 человек. Без двадцати восемь начали запускать, чтобы снять напряжение толпы. Не помогло. Народ прибывал в безумных количествах.
В итоге нам выдавили окна. Была жуткая давка. Но вроде все обошлось, никто не пострадал. Я орал на охрану, чтобы впускали всех без досмотра.
В девять мы уже закрыли входную дверь, был полный клуб — примерно 1000 человек. Тогда я понял, что всех пугает стоимость, и настоял на том, чтобы снизить цену на билеты до 30 рублей. Сделали рекламу новых цен, теперь у нас по будням опять выровнялась посещаемость.
После «Эльдорадо» была «Луна»
Фото: архивное фото из открытых источников, 66.RU |
---|
Меня позвали в «Луну-2000» и сказали делать, что хочу, лишь бы народ был. Они смешные чуваки, коммерсы, у них богатые отцы. Деньги водились, и они купили ангар на Сибирском тракте. Думали сделать магазин строительных материалов, а получился ночной клуб. Гипсокартоном все обклеили. Ни окон, ни дверей. Находились в жопе мира. Какой новый русский туда придет?
Поработал я полгода, но делать мне все запрещали. Я им говорил: столики сделайте мраморные, официанток с шестым размером позовите, может быть, кто-то и будет к вам ходить.
После на меня вышел Николай Кретов, он тогда делал торговый центр «Екатерининский». Меня тоже привлекли. Помню, как первый раз приехал, а под куполом КАМАЗы ездят. Думал, как открываться через полгода? А Николай Николаевич сказал, мол, спокуха. Ну и реально открылся, сделал боулинг, дискотеку. Хотел, чтобы приезжали люди, которые оставляют по 5–10 тысяч за вечер.
Вскоре мне предложили дискотеку взять в аренду, а я всю жизнь был наемным сотрудником. Испугался, что не получится. Но Николай оказался хорошим дядькой и сказал: «Любой бизнес —это риск. Если я увижу, что ты деньги не крадешь и у тебя не получилось, то ничего страшного».
У меня получилось.
В «Эльдорадо» меня считали предателем. Якобы они меня грудью вскормили. Позже я приходил пару раз туда на дни рождения, а потом перестал. Мне уже выписали черный билет.
В 2017 году дискотека закрылась. Ее площадку переделали под банкетный зал. Но «Эльдорадо» навсегда осталось в памяти тех, кто там танцевал, развлекался, влюблялся, дрался, встречался — словом, проводил молодость. А сколько свадебных кортежей приезжало по пятницам, заходили в зал со слезами, в то место, где познакомились…
Другие истории ночной жизни Екатеринбурга девяностых и нулевых:
* признан Минюстом РФ иностранным агентом