Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

От Ройзмана до Йоко Оно. Пять лучших работ Уральской биеннале по версии 66.ru

28 августа 2015, 09:40
Третья Уральская биеннале современного искусства пройдет с 9 сентября по 10 ноября. Мы выбрали пять самых интересных, на наш взгляд, работ известных художников со всего мира, которые нельзя пропустить.

В этом году художники обратятся к опыту азиатских стран (Китай, Тайвань). По замыслу кураторов, это должно подчеркнуть важность Урала как границы между Европой и Азией. Мы выбрали пять инсталляций, посмотреть на которые собираемся сами. Для удобства взяли центральные площадки — гостиницу «Исеть» и «Дом печати». И только один проект — в области, на Ирбитском мотоциклетном заводе. Проекты, которые пока находятся на согласовании (как, например, работа Тимофея Ради), мы не стали включать в наш рейтинг. О них мы напишем отдельно, когда художники будут готовы показать свои проекты.

1. Прикоснуться к Йоко Оно

Известная авангардная художница, певица, композитор и вдова Джона Леннона (The Beatles) адаптирует одну из своих работ для стандартного номера в гостинице «Исеть». Йоко Оно представит работу Touch («Прикосновение»). Это инсталляция, главная роль в которой, как и в других работах известной художницы-авангардистки, отводится зрителям. В них Йоко Оно видит равноправных партнеров, которые «помогают ей творить», рассказала Порталу 66.ru сокуратор основного проекта 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства Бильяна Чирич.

Одна из известных инсталляций Йоко Оно — Touch Me II. Галерея Lelong, Нью-Йорк, 2008 год

Бильяна Чирич:

— Это произведение уже было показано один раз. Но специально для Уральской биеннале Йоко решила его немного изменить с учетом структурных особенностей гостиницы «Исеть», специально для номера отеля.

Из письма Йоко Оно:

— Я очень рада, что TOUCH будет показана на биеннале в Екатеринбурге. Это ужасно вдохновляет! Всем обнимашки! С любовью, Йоко.

Сама Йоко Оно в Екатеринбург не приедет. Такая возможность обсуждалась, но из-за своего плотного графика художница была вынуждена отказаться.

2. Создать «Семейный портрет». Юань Гун

Юань Гун — участник 54-й и 55-й Венецианских биеннале, доктор философии в области теории искусства. Его первая персональная выставка прошла в Гонконгском центре искусств еще в 1997 г. С тех пор он успел принять участие в более чем 20 выставках по всему миру. Среди самых известных работ Юань Гуна — «Звучащие прочь 5.12» и «Красные занавески 5.12». Эти инсталляции стали результатом масштабного исследования, которое художник вел в зоне бедствия после землетрясения в Сычуани на протяжении года.

В Екатеринбурге художник представит живой перформанс. «Семейный портрет» — это первая сцена из пьесы Хайнера Мюллера «Гамлет-машина». Она была написана в 1977 году и сразу запрещена в ГДР. Первая официальная постановка прошла только 30 лет спустя. Основные темы — мировое безумие, война, феминизм, тоталитаризм, экологическая катастрофа и глобализация.

Поставить перформанс «Семейный портрет» в Екатеринбурге взялись ребята из MINOGA dance company.

Александра Рахманова, продюсер Minoga dance company:

— Нам доверили самим выбрать место и время проведения перформанса. В нем будет задействовано четыре танцовщика и подвижная платформа. Ее, кстати, специально доставят в Екатеринбург из Китая. Репетиции начнутся с 1 сентября. Если честно, мы уже сейчас в легком нетерпении. Есть ощущение, что наше шанхайско-екатеринбуржское сотрудничество даст хороший толчок для дальнейшей истории Minoga DC.

Перформанс пройдет 10 сентября в 19 часов на площадке «Дома печати». Посмотреть фрагменты «Семейного портрета» вы можете уже сейчас. Видео — с официального сайта Юань Гуна.

Кстати, у вас есть возможность познакомиться с танцорами биеннале за несколько дней до старта проекта. MINOGA dance company устраивает в Екатеринбурге два открытых урока по современному танцу. Первый — для детей, второй — для взрослых. Возраст и танцевальные навыки значения не имеют. Занятия пройдут 31 августа в 17:30 и 20:30. Попасть на урок можно бесплатно (вернее, вы сами определите его стоимость). Записаться можно по телефону 89122277344 или отправив личное сообщение организаторам «ВКонтакте».

3. Снять номер в гостинице «Исеть». Ли Кит

Участник Венецианской биеннале 2013 года, финалист престижной награды Sovereign Asian Art Prize из Китая Ли Кит предлагает жителям Екатеринбурга забронировать номер заброшенной гостиницы «Исеть» и стать частью инсталляции.

Бильяна Чирич:

— Многие номера гостиницы до сих пор в очень хорошем состоянии. Художник из Гонконга Ли Кит сделает из номера гостиницы произведение искусства. Зрители смогут забронировать номер, провести одну-две ночи в отеле и стать частью инсталляции.

Ли Кит окончил Китайский университет Гонконга. Живет и работает в Тайпее. Художника больше всего интересует размывание границ между искусством и повседневной жизнью.

Ли Кит очень ответственно подошел к созданию проекта и даже составил правила поведения в номере гостиницы «Исеть».

  • Если вам удалось почувствовать себя «дома», вы можете подмести коридор.
  • Ночью постойте у окна. Посмотрите на людей, которые заняты обычными делами в своих квартирах. Так же, как, возможно, кто-то прямо сейчас смотрит на вас.
  • Питайтесь каждый день.
  • В номере нет часов, поэтому вам стоит иметь при себе компьютер, телефон или будильник. Хотя бы наручные часы. Хотя это необязательно.
  • Принесите с собой ручку или карандаш и блокнот для заметок.
  • Принесите домашнюю обувь и книгу.
  • Не забывайте запирать дверь на ночь или когда куда-то уходите. Поскольку эта дверь ненадолго стала вашей, заботьтесь о ней и о том, что за ней.
  • Не напивайтесь.
  • Если вы хотите получить больше информации о том, как остановиться в этой комнате, обратитесь к администратору на первом этаже.

Вы можете прямо сейчас посмотреть, как выглядит стандартный номер в «Исети», и решить, хотите ли вы в нем остановиться.

Не исключено, что квартиры жителей Городка чекистов также станут площадками для биеннале.

4. Побывать в кабинете Евгения Ройзмана. Ли Ляо

Звезда выставок современного искусства в Пекине и Шанхае попросил градоначальника покинуть свой кабинет в разгар рабочего дня и установил на его стол камеру. Что именно ему удалось там заснять — не знает даже Ройзман. В скором времени вы сможете увидеть инсталляцию на главной площадке Уральской биеннале, в гостинице «Исеть».

Ли Ляо написал письмо Евгению Ройзману, в котором попросил его «оказать содействие в работе над проектом». Съемки прошли в начале июня, когда мэра не было в городе.

О том, зачем ему это нужно, Ли Ляо рассказал нам в эксклюзивном интервью.

Ли Ляо:

— Мне в принципе было интересно посмотреть, как выглядит кабинет мэра. До этого я никогда не видел офис чиновника такого уровня, да и вряд ли увижу. Думаю, что посмотреть на кабинет интересно не мне одному. Я надеюсь, что на видео можно будет увидеть, как люди меняют заведенный порядок, оставляя в типичном интерьере частичку себя. Мне интересно не только то, как Евгений Ройзман изменил этот кабинет, но и какие ощущения покинутый офис вызовет у зрителей.

Сам Евгений Ройзман сказал нам, что пока не решил, пойдет ли он смотреть на свой кабинет в записи.

Евгений Ройзман:

— Я думаю, что сейчас идея проекта понятна только самому художнику, она живет только в его голове. Поэтому мы всё увидим на биеннале. Современное искусство, оно же… такое. Пока мне непонятно, что он снял. Посмотрим, что из этого может сделать художник.

5. Послушать «Звуки Калача для горожан». Хесус Паломино

Испанский художник говорит, что его работу сложно описать словами. Для того чтобы понять, о чем речь, нужно приехать на Ирбитский мотоциклетный завод, где появится его инсталляция, забыть все то, что вы знали раньше, и погрузиться в звуки и кадры, записанные где-то в окрестностях поселка Калач.

Художник не исключает, что у многих его проект может вызвать разочарование: у каждого свое представление о том, как звучит лес. «Пока мы не знаем, что получится. Будет это интересно или, может быть, глупо?»

Хесус Паломино приехал в Алапаевск в июле. Его экспедиция длилась три дня. За это время художник вместе с профессиональным звукорежиссером записал восьмичасовой аудиофайл. Важной частью инсталляции станет видеофильм, который объяснит, как делался проект.

Хесус Паломино:

— Наша команда доехала до последней станции, до той точки, где обрывается человеческая активность на Урале. Дальше дороги нет, поэтому вы не сможете проехать даже на машине. Именно здесь, в этом поселке, я и записал звук. На фабрику я привез его тем же путем — по узкоколейке. Вся идея строится на контрасте. Вот звуки фабрики, а вот — звуки природы, записанные на цифровое оборудование.

Художник обещает сопровождать инсталляцию во время Уральской биеннале, на каком заводе она бы ни оказалась. О том, зачем уральским рабочим, собирающим мотоциклы, целых восемь часов слушать шелест листьев и лай собаки, Хесус Паломино рассказал нам в интервью. Найти его вы можете здесь.

Фото; видео: 66.ru; организаторы биеннале