Шесть лет обещаний: хроника несоздания импортозамещенного самолета «Байкал»

21 февраля 2025, 17:50
Фото: Антон Буценко, 66.RU
История разработки российского легкомоторного самолета «Байкал» на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) началась в 2019 году. Он должен заменить устаревший Ан-2. За это время нам обещали не только его построить и сертифицировать, но и сотнями поставлять по всем регионам страны. Итог — проект могут заморозить или отдать другому подрядчику. Журналисты 66.RU восстановили хронику создания «Байкала» со всеми сроками разработок и поставок.

Что случилось

Специалисты обнаружили сразу несколько конструктивных проблем самолета «Байкал». Самолет буквально нужно собирать заново, сообщил «Коммерсанту» собеседник, близкий к Минпромторгу. На устранение проблем может уйти пять лет.

Из-за этого в ведомстве рассматривают варианты: либо заморозить проект, либо передать его S7 Group. Оба решения — очень серьезный имиджевый урон для Свердловской области, считает собеседник 66.RU в региональном правительстве.

Несмотря на то, что разработка самолета «Байкал» на Уральском заводе гражданской авиации началась всего лишь в 2019 году, с этого момента уже много произошло, было сказано и обещано. Текст получился довольно большой, поэтому если вас интересует какая-то определенная его часть, можете воспользоваться этим оглавлением:

Причины и варианты выхода из ситуации

Авиаэксперт и исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев полагает, что в сложившейся ситуации отчасти виноваты и чиновники: «Финансирование опытно-конструкторских работ идет через Минпромторг, и доработка самолета в этой статье расхода не заложена. Вместо того чтобы сразу с запасом выделить деньги, чтобы перекрыть всевозможные риски, опережающими темпами доводить эти средства до разработчиков и давить на поставщиков, чтобы они вовремя отгружали и довозили комплектующие, некоторые чиновники предпочитали топать ногами и говорить: «почему срываете сроки?».

Рациональное решение в сложившейся ситуации — переориентировать все ресурсы на создание двухдвигательного легкого многоцелевого самолета «Освей» по проекту России и Белоруссии, уверен Пантелеев. Его должны выпустить в конце 2026 года — начале 2027 года. На этот проект больше ориентирован и якорный заказчик «Байкала» — авиакомпания «Аврора». Двухдвигательный «Освей» больше подходит для эксплуатации на Дальнем Востоке, чем однодвигательный «Байкал».

«Байкал» в том виде, в котором он есть сейчас, имеет высокую степень унификации с «Освеем» [в конструкциях используются одинаковые детали, узлы и механизмы]. Логично сейчас перекинуть все силы на него, а потом вернуться к доработке «Байкала» с тем же разработчиком. А передавать сейчас кому-то «Байкал», на мой взгляд, не стоит. Третий раз под одним и тем же именем делать что-то новое — сомнительно», — добавил Пантелеев в разговоре с корреспондентом 66.RU.

Хроника разработки «Байкала»

Хроника обещаний поставок самолетов

Текст: Александра Морозова, Дарья Александрович

Читайте также