С вещами — на вход! Какие ушедшие от нас автобренды имеют реальный шанс вернуться

21 февраля 2025, 10:55
Фото: 66.RU
Несмотря на все новые и новые слухи о возможном камбэке на российский рынок ушедших брендов, там не все так однозначно: кто-то обрубил концы полностью, у кого-то есть все шансы, а у третьих не осталось времени на раскачку.

Контекст

С февраля слухи о возвращении привычных автобрендов звучат все громче и громче: то на дилерской конференции собственник крупного холдинга обронит, что скоро могут вернуться японские и корейские бренды (но не германские). Следом подхватывают профильные телеграм-каналы, а потом и вовсе южнокорейские информагентства начинают говорить о возвращении Hyundai-Kia как о решенном факте.

Попутно мы наблюдаем разнообразные геополитические подвижки — и вот, казалось бы, все сходится. На самом деле не совсем.

Как уходили

Вернуться (как и уйти) можно по-разному. Suzuki, Honda, BMW и Peugeot-Citroen как бы и не ушли — легли на дно. Suzuki регулярно рассылает по базе СМИ новостные рассылки и осуществляет сервисную поддержку, у дилеров Honda откуда-то полные шоурумы автомобилей, а на сайте BMW есть полный актуальный модельный ряд марки с подробным описанием. Цены, правда, убрали — летом они еще были.

Вот этим «молчунам» вернуться будет проще всего — они как бы и так тут, у BMW Group Россия даже юрлицо не ликвидировано. Как ничего не сделал с юрлицом и калужский завод «ПСМА Рус» (Peugeot/Citroen, концерн Stellantis). Там просто поменяли вывеску, никакого Peugeot-Citroen как бы нет, а по конвейеру просто идут… Citroen C5 AirCross из китайских машинокомплектов, которые сюда завозят какие-то не связанные с концерном Stellantis коммерсанты. Этим даже возвращаться не придется.

Остальным молчунам останется только восстановить дилерскую сеть и импорт — прямой, не параллельный. Что, конечно, хлопотно, но возможно. Хуже тем концернам, которые пустили тут корни — занимались не только продажами/сервисом, но и производством автомобилей на территории РФ. Обратно вернуться смогут не все.

Mazda: часики тикают

«Приятно, что Mazda пришла именно на Дальний Восток России. Это также хорошо для бюджетной системы, так как создает рабочие места и обеспечивает налоги» © В.Путин на запуске СП Mazda-Sollers, сентябрь-2012

У Mazda на Дальнем Востоке была площадка по производству седана 6, кроссоверов CX-5 и CX-9. В 2022-м они уступили завод своим давним партнерам — промышленной группе Sollers. За символический 1 рубль, но с правом обратного выкупа до осени 2025-го. Соответственно, у «Мазды» на камбэк осталось 7 месяцев.

Пока же Sollers осваивает завод: какое-то время там собирали пикапы JAC, но теперь пикапы переехали в Ульяновск, а на мощностях Mazda собирают школьные автобусы.

Hyundai-Kia: последний вагон

«Это предприятие так называемого полного цикла. Это означает, что на российскую территорию будут переноситься новейшие технологии, высокий технологический уровень культуры производства, будут создаваться новые высокотехнологичные, престижные и хорошо оплачиваемые рабочие места». © Сентябрь-2010, открытие завода Hyundai в Петербурге. Следом Владимир Путин прокатил Чона Монга Ку, председателя Hyundai Motor Group, за рулем перспективного седана, созданного специально для РФ

Именно о возврате корейского гиганта слухи самые интенсивные. Шуму наделал комментарий Михаила Бахтиарова, совладельца московского холдинга Major: на форуме ForAuto он допустил возвращение южнокорейских и японских брендов уже в IV квартале этого года. При этом мои источники в дилерской среде опровергают: «Нет, до нашего сведения Kia ничего не доводили».

Если все же они думают об этом, тоже надо спешить: свой петербургский завод (Solaris, Creta, Rio) они переуступили холдингу AGR в 2024-м с двухлетним опционом на выкуп. До января 2026 года им бы надо определиться.

Renault-Nissan: есть время

Руководитель аппарата правительства России Сергей Нарышкин отметил с трибуны, что открытие завода — большое событие в российско-французских отношениях © апрель-2005, открытие завода «Автофрамос» (позже — «Renault Россия»), цитата по РИА «Новости»

Французы с японцами ушли с рынка полностью первыми еще в 2022-м. Терять им было что: собственные заводы в Москве (Renault) и Питере (Nissan), также их автомобили в разные годы собирали на мощностях ВАЗа в Тольятти и Ижевске (Nissan Almera и Sentra, Datsun On-do и Mi-Do). В итоге все имущество и доли в АВТОВАЗе были проданы государству за символические деньги и с правом все забрать обратно в течение 6 лет. То есть у них еще впереди немало времени на «подумать» — 2028-й еще только через 3 года.

В этой связи любопытно, что близкий к отрасли тг-канал «Русский автомобиль» упорно сватает на конвейер завода Nissan… Renault Logan III поколения! Сейчас там (похоже, со скрипом) производят пару моделей Chery под брендом XCITE. Но к весне–лету-2026 их место должны будут занять Lada Iskra и Logan, оба — на «реношной» платформе CMF-B.

Возможно, это (и опцион на обратный выкуп) как-то связано.

А Volkswagen и Toyota?

А вот тут даже слухов никаких. И неспроста: Toyota и VW продали свои активы в РФ полностью и без всяких опционов на обратный выкуп. За мощности первой (в Петербурге) сейчас отвечает «Алмаз-Антей», который собирается производить там электрический микромобиль L-Type и электрический кроссовер E-NEVA.

На заводе VW в Калуге скоро начнут собирать очередное Chery под очередным вымышленным брендом TENET. Проект курируется на самом высоком уровне (губернатор Калужской области пообещал президенту выпустить на бывшем заводе VW 110 тыс. шт. до конца года), и очевидно: Volkswagen обратно не ждут.

А они вряд ли и пошли бы: в российскую экономику VW вложил, по собственной оценке, не меньше 2 млрд евро. А распродал свои активы за 125 млн евро. Едва ли на горизонте столетия они захотят еще поинвестировать в Россию.

Кирилл Зайцев
редактор раздела «Авто»

Читайте также