Концессия — сделка властей с частным инвестором, при которой последний вкладывает деньги в строительство, ремонт и содержание имущества, управляет им и получает прибыль. При этом само имущество остается или становится государственным/муниципальным, а концессионеру его передают в аренду. Срок передачи в концессию и способы возмещения затрат инвестора могут отличаться. Некоторые проекты подпадают под госпрограммы, по которым из федерального бюджета выделяются госсубсидии, инфраструктурные кредиты или льготные ссуды инвестору.
Этот механизм был создан для тех случаев, когда у властей нет финансов на какой-то необходимый инфраструктурный объект, но и нет времени, чтобы откладывать его. Типичный пример — передача концессионеру убыточного коммунального предприятия с изношенными сетями. Инвестор меняет за свой счет ветхие трубы, что позволяет снизить потери, ставит новое оборудование, может быть, иначе организует работу — делает все, чтобы этот актив начал наконец генерировать прибыль. То есть этот механизм теоретически должен быть выгоден для обеих сторон: и инвестор зарабатывает, и власти на время освобождаются от проблемного актива.
В Екатеринбурге на условиях концессии уже строится трамвайная ветка до Верхней Пышмы. Инвестор здесь — компания «Мовиста Регионы» (бенефициар ООО «Группа Мовиста» — Андрей Бокарев, президент и совладелец «Трансмашхолдинга», акционер УГМК). По соглашению, концессионер построит депо и пути и закупит 11 трамваев для курсирования по маршруту. На этот проект ВЭБ.РФ предоставил компании кредит в 1,428 млрд руб., а его структура «ИнфраВЭБ» дополнительно выделила заем в 384 млн руб.
Кроме этого, механизм концессии может использоваться при реконструкции и строительстве участков ЕКАД. Такую заявку в правительство подали Газпромбанк, «Уралмашзавод» (Группа УЗТМ-КАРТЭКС) и «Свердловскавтодор».
Также уже несколько лет готовится соглашение по электрическому транспорту Екатеринбурга. Предполагается, что инвестор обновит подвижной состав и отремонтирует/создаст инфраструктуру: контактные сети, трамвайные ветки, остановки, тяговые подстанции и другое.
Один из претендентов — группа «Синара». Она уже работает с общественным транспортом по концессии в двух городах: Санкт-Петербурге и Таганроге.
В Петербурге компания поставила в 2019 году 23 новых трамвая, так называемые «Чижики». У них выше скорость движения, до 30% ниже потребление электроэнергии, в салоне есть разъемы для зарядки гаджетов и раздается wi-fi. Все они курсируют только в Красногвардейском районе города. На сайте «Транспортной концессионной компании» (концессионер, созданный под проект в Петербурге) говорится, что с «Чижиком» пассажиропоток на пилотном направлении вырос вдвое. В Таганроге компания строит трамвайные пути и поставляет подвижной состав.
Вице-президент холдинга «Синара — Транспортные машины» Юрий Осинцев ранее отмечал еще один плюс концессии — она позволяет быстро и качественно реализовать высокотехнологичный и дорогой проект. Ее альтернатива — госзакупки — вынуждает заключать контракт с тем, кто предложит меньшую цену. А это часто приводит к ухудшению качества. Концессионеру же самому невыгодно поставлять некачественный товар, потому что ему с ним еще не один десяток лет работать. Плюс конкурсные процедуры требуют больше времени.
Всего в России (по данным платформы «РОСИНФРА» на ноябрь 2021 года) реализуется 10 концессионных соглашений в сфере общественного транспорта. Это обновление и обслуживание автобусных парков и метрополитена, создание остановочных пунктов, строительство трамвайной инфраструктуры и канатных дорог. Общая стоимость этих проектов — 56,5 млрд рублей, из которых 44,4 млрд рублей вкладывают частные инвесторы.