Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Трамваи спасут города. Как видят будущее общественного транспорта в «Синаре»

21 января 2022, 16:22
Колонка
Трамваи спасут города. Как видят будущее общественного транспорта в «Синаре»
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
В «Синара Центре» прошел паблик-ток, посвященный развитию городского электротранспорта. Проблема актуальна для Екатеринбурга, где и трамвайный, и троллейбусный парки имеют высокую степень износа. Долгое время городской общественный транспорт генерирует убытки.

Чтобы исправить текущее положение дел, власти хотят передать электрический общественный транспорт в концессию (более подробно о претендентах можно почитать здесь). Предполагается, что инвестор обновит подвижной состав и отремонтирует/создаст всю инфраструктуру: контактные сети, трамвайные ветки, остановки, тяговые подстанции и так далее.

На публичной лекции член совета директоров «Синара — Транспортные машины» Юрий Осинцев рассказал, как холдинг собирается модернизировать городской электротранспорт в российских городах. А мы законспектировали.

— Несколько лет назад российское правительство обратило внимание на городской общественный транспорт. Во многих муниципалитетах он финансируется по остаточному принципу и постепенно приходит в негодность.

С некоторых пор в России действует программа, по которой Минфин выдает регионам субсидии, а также льготные инфраструктурные кредиты, а госкорпорация «ВЭБ.РФ» инвестору — дешевую ссуду. Таким образом, инвестору останется вложить 10–12% собственных средств, которые вернутся за счет тарифного меню и долгосрочных контрактов. Как правило, троллейбусы переходят в концессию на 15–17 лет, трамваи — на 25–30 лет.

Трамваи спасут города. Как видят будущее общественного транспорта в «Синаре»
Фото: архив 66.RU

За один километр движения машина выбрасывает в воздух 310 граммов парникового газа. Обычный автобус снижает эти объемы на 10%, электробус — на 50%, а трамвай — на 80%. Развитие электротранспорта позволяет ответить на вызовы современного мира. Концентрация парниковых газов в атмосфере достигла в 2020 году рекордных уровней, а в 2021 году эта тенденция продолжилась. Это означает, что глобальная температура будет и дальше расти, от чего, в свою очередь, возникают экстремальные погодные явления: сильная жара и ураганы.

При участии в государственно-частных проектах мы ссылаемся на опыт европейских городов, которые смогли модернизировать общественный транспорт. Концессионное соглашение позволяет быстро и качественно реализовать высокотехнологичный и дорогой проект.

При системе закупок, когда муниципалитет проводит конкурсные процедуры на обновление инфраструктуры или закупку подвижного состава, выигрывает тот, кто предложит меньшую цену. А это приводит к ухудшению качества товара. Плюс конкурсы затягивают время реализации проекта. В случае с концессией частный бизнес не заинтересован поставлять плохой товар, поскольку по условиям договора ему с ним еще работать десяток лет.

Эффектом от правильного устройства городского электротранспорта станет обеление рынка перевозок и увеличение налогооблагаемой базы. Мы видим, что сейчас порядка 10–20% доходов, поступаемых в качестве оплаты за проезд, находятся в серой зоне.

Кроме того, выстроенная система общественного транспорта и внедрение интеллектуальных решений — как, например, создание «зеленой волны» — позволят увеличить среднюю скорость движения с 12 км/ч до 24 км/ч. Сегодня вопросы логистики, перевозки пассажиров или грузов выходят на первый план.

Помните, какие проблемы мировой экономике создал контейнеровоз, застрявший посреди Суэцкого канала (тогда судно спровоцировало рос цен на нефть, а стоимость попавших в пробку российских грузов оценивалась примерно в $160 млн)? Когда есть сложности с логистикой — это всегда означает удорожание проезда или повышение стоимости продуктов, которые доставляют из одной точки мира в другую. По этой причине и система городского транспорта должна работать бесперебойно.

Первый проект концессии мы реализовали в Петербурге — это поставки так называемых трамваев «Чижик». Сейчас мы работаем над проектом в Таганроге: построим трамвайные пути и поставим подвижной состав. На этом примере мы видим, как новый общественный транспорт может поменять облик города: прилегающую к рельсам территорию власти начали приводить в порядок.

Современный трамвай позволяет не только увеличить скорость движения и сократить время поездки, но и воспользоваться удобствами (wi-fi, зарядка гаджетов), а также уменьшить потребление электроэнергии до 30%.

Трамваи спасут города. Как видят будущее общественного транспорта в «Синаре»
Фото: архив 66.RU

В современных трамваях установлена гибридная система накопления энергии. За счет рекуперации состав экономит больше энергоресурсов. Как это работает? Ключевым параметром для транспорта, работающего на электричестве, считается запас хода. То есть расстояние, которое он может проехать без подзарядки. Бесконечно увеличивать емкость аккумулятора невозможно, поэтому трамваи могут подзаряжаться в пути при движении под уклон или остановке. В таких накопителях используется литий-ионная батарея, самая опасная часть из которых — электролиты. Их в будущем нужно утилизировать. Другие части можно переработать или повторно применить. Например, в Португалии аккумуляторы от электромобиля Nissan Leaf используются на стадионах для обеспечения резервного питания.

Также современная инфраструктура позволяет сделать трамвай бесшумным. Рельсы 25-метровой длины свариваются в пролеты до 400 метров. Когда мы строим линию, на рельсошпальную решетку мы укладываем специальные шумоизолирующие маты — прорезиненные прокладки. В результате трамвай служит в эксплуатации дольше.

Все больше современного подвижного состава оборудовано обвесом, который следит за техническим состоянием инфраструктуры. На поезда, электрички или трамваи ставят специальные модули. Они в режиме реального времени передают информацию о неисправностях в системе управления или неровностях на путях и предсказывают износ.

Чтобы у новых трамваев была доступная цена, государству нужно обеспечить спрос на них. Ведь почему не пошла в серийное производство разработка от Уралвагонзавода R1? Потому что у муниципалитетов не было денег. Только в Москве проходят конкурсы на закупку 150–300 единиц подвижного состава. Для изготовителя критически важно иметь гарантии сбыта продукции на 2–4 года вперед, чтобы спланировать производство. Тогда и стоимость таких трамваев снизится.