Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Транспортная концессия уперлась в бюджетное финансирование. Кто претендует на трамваи Екатеринбурга

1 февраля 2021, 16:08
Транспортная концессия уперлась в бюджетное финансирование. Кто претендует на трамваи Екатеринбурга
Фото: архив 66.ru
Передача городского транспорта частному инвестору тянется уже четвертый год. Несмотря на то, что есть как минимум четыре возможных претендента и проект документации разработан, конкурс так и не объявляют. Просто, как всегда, не хватает миллиардов из федерального бюджета.

План передачи общественного транспорта Екатеринбурга в частные руки становится все более похожим на проектирование второй ветки метро. О концессии в горадминистрации говорят как минимум с 2017 года, когда затевалась транспортная реформа.

Летом 2018 года стало четко понятно, что замена трамваев и троллейбусов будет реализована с применением механизмов концессии и привлечением частных инвестиций. Тогда глава администрации Александр Якоб обещал, что разработку концепции закончат в 2019 году. Позже сроки переносили на начало 2020 года, лето 2020 года и конец 2020 года. 22 декабря губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил, что договор заключат в 2021 году, однако более точные сроки называть не стал.

По словам главы региона, «заявки уже подаются». Однако в мэрии Екатеринбурга 66.RU рассказали, что никаких заявок им не поступало, поскольку конкурс на передачу городского электротранспорта в концессию не объявили. А произойдет это лишь после того, как из федерального бюджета выделят гранты.

«Учитывая, что передача в концессию горэлектротранспорта — это большой проект, требующий значительных финансовых затрат и который без поддержки федерального бюджета администрации Екатеринбурга и правительства Свердловской области невозможен. В настоящее время правительством РФ прорабатывается вопрос выделения капитальных грантов для заключения концессионных соглашений на пассажирский транспорт», — сообщил 66.RU заместитель главы Екатеринбурга Алексей Бубнов.

Что за гранты и когда их выделят

В апреле 2020 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству совместно с Внешэкономбанком проработать комплексную программу модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях. На это глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов заявил, что по десяти крупным городам, в том числе Екатеринбургу, такая программа уже готова к запуску.

Реализация проекта в одном городе стоит 35–40 млрд рублей. Основной инструмент поддержки — льготный лизинг, который позволяет муниципальным перевозчикам из регионов закупать технику со скидкой 60%. Вице-президент холдинга «Синара-Транспортные машины» (предприятие — потенциальный концессионер) Юрий Осинцев заявлял в интервью, что из необходимых средств 50% инвестирует государство из федерального, регионального и муниципального бюджетов, еще 50% — инвесторы и институты развития.

По данным «КоммерсантЪ», комплексная программа модернизации пассажирского транспорта до 2030 года обойдется в 5,1 трлн рублей, из них 750 млрд рублей — инвестиции федерального бюджета. В ее рамках планируется обновить 75% автобусов и до 25% парка электротранспорта в 104 городах.

Регионы перейдут на регулируемые тарифы и брутто-контракты на перевозку, которые будут частично субсидироваться. Однако когда это произойдет точно — неизвестно.

Что получат участники концессии

По условиям конкурса инвестор займется заменой подвижного состава, а основные меры федеральной поддержки будут направлены на обновление инфраструктуры — ремонт рельсов и контактной сети, внедрение интеллектуальных транспортных решений.

Сейчас, по оценкам «Синары-Транспортные машины», в Екатеринбурге в год меняют только два километра трамвайных путей вместо необходимых десяти. На модернизацию инфраструктуры нужно потратить 20–30 млрд рублей, то есть получить их из федерального бюджета. Срок окупаемости проекта, по оценке Осинцева, в Екатеринбурге составляет 25 лет.

Все деньги от перевозки пассажиров в трамваях и троллейбусах будет получать город, заявлял 66.RU Юрий Осинцев. А концессионер будет получать фиксированную сумму прибыли от соглашения. Но это только один из вариантов развития событий. Также концессионер может напрямую получать оплату за проезд. Для этого необходимо увеличивать пассажиропоток и делать ОТ более привлекательным.

Поэтому с приходом концессионера стоимость проезда придется повышать. Но чтобы тариф был доступный для пассажиров, администрации Екатеринбурга придется выплачивать субсидии из местного бюджета.

Разработчик новой транспортной схемы Екатеринбурга — московский «Центр экономики инфраструктуры» — предложил поднять стоимость до 32 рублей. Предполагается, что это произойдет к концу 2021 года.

На чем сейчас ездит Екатеринбург

Большая часть трамвайного парка — чешские «Татры» с истекшим как минимум в два раза сроком эксплуатации. С 2014 года Екатеринбург купил у «Уралтрансмаша» 17 трамваев, последнюю партию — в 2018 году. После этого глава Екатеринбурга Александр Высокинский заявлял о намерениях приобрести для города еще 60 новых трамваев, но что-то пошло не так. На презентации 71-418 вице-мэр Алексей Бубнов сообщил, что в бюджете на 2019 год денег на обновление трамвайного парка нет.

Кто претендует на концессию

Поскольку информацию «о поступающих заявках», о которых говорил губернатор, в мэрии не подтвердили, можно только предполагать, кто выступит концессионером.

«Группа Синара». Предприятие бизнесмена Дмитрия Пумпянского в 2018 году подписало с администрацией Екатеринбурга и правительством Свердловской области тройственное соглашение о сотрудничестве в сфере общественного электротранспорта. В июле 2020 года холдинг «Синара-Транспортные Машины» (СТМ) приобрел 49% предприятия «Вагонмаш», расположенного в Санкт-Петербурге, и начнет выпускать трамваи. Опытный образец компания намерена представить в 2021 году.

Кроме того, в ноябре СТМ заключило соглашение с «Уралтрансмашем» о производстве трамваев для Екатеринбурга, поскольку одно из условий получения в концессию «Гортранса» — местная сборка. Однако это не гарантирует, что обновлять подвижной состав будут местной продукцией. «Все зависит от концепции модернизации городского транспорта Екатеринбурга. Если нужной модели не будет в линейке «Уралтрансмаша», то будем работать вместе со Skoda Transportation», — заявлял вице-президент СТМ Юрий Осинцев.

В середине 2020 года СТМ совместно с ООО «Региональные концессионные компании» (РКК) создали ООО «Синара-Городские транспортные решения» (Синара-ГТР). Она объединит компетенции команд Группы Синара и РКК для развития общественного транспорта в российских городах. В первую очередь это Екатеринбург, Волгоград, Курск, Уфа, Нижний Новгород, Челябинск. Так, «Синара» уже начала развивать сеть трамвае в Башкирии. В ноябре СТМ и премьер-министр правительства республики Андрей Назаров подписали пятилетнее соглашение о сотрудничестве в сфере транспортного обслуживания. Стороны договорились о совместной работе по развитию общественного транспорта в целом, и в том числе городского электрического транспорта в Уфе.

«Трансмашхолдинг». Московское предприятие, основные бенефициары — президент УГМК Искандер Махмудов и член совета директоров УГМК Андрей Бокарев. Трамваи «Трансмашхолдинга» планируют запустить из Екатеринбурга в Пышму.

«Мовиста Регионы». В конце декабря 2020 года эта московская компания, основанная незадолго до этого, стала претендентом на концессию. Организация заключила с Минэкономразвития РФ и правительством Свердловской области соглашение о защите и поощрении капиталовложений и сейчас готовит частную концессионную инициативу на 58,1 млрд рублей, где большая часть средств — из федерального бюджета. По информации Znak.com, бенефициар ООО «Группа Мовиста» — бизнесмен Андрей Бокарев, он же совладелец «Трансмашхолдинга».

«Уралтрансмаш». Входит в НПК «Уралвагонзавод» госкорпорации «Ростех», производство расположено в Екатеринбурге. Завод регулярно отдает городу свои трамваи на тестирование, но основное количество новой продукции «Уралтрансмаша» закупают другие города.

«Концерн «Уралвагонзавод» уже готов предложить транспортные концессии. По Екатеринбургу мы готовы быть партнерами для любой компании, кто выиграет конкурс. Готовы быть не только поставщиком подвижного состава, но и исполнителем других функций», — рассказал Ura.ru глава «Уралтрансмаша» Дмитрий Семизоров.