Отчитываясь на этой неделе перед депутатами Гордумы, глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб фактически расписался в тщетности усилий городских властей пересадить жителей уральской столицы на общественный транспорт.
Из отчета Александра Якоба:
— Количество легковых авто за 2015 год увеличилось на 78 тыс. единиц и составило 696,5 тыс. На тысячу человек населения приходится более 400 машин.
Еще несколько лет назад замглавы администрации Евгений Липович в интервью Порталу 66.ru открыто сформулировал свою позицию: личные автомобили должны уступить место трамваям и троллейбусам, «как в Европе».
С тех пор прошло три года, однако статистика говорит о том, что чем дальше, тем все больше екатеринбуржцев предпочитает передвигаться по городу на личном авто. Если в 2000 году доля трудовых поездок на личном транспорте составляла 15%, в 2007 — 33%, то в 2015 году — уже свыше 50%. И на то есть пять причин.
|
---|
Кризис не помог
Казалось бы, на помощь чиновникам-урбанистам должен был прийти кризис: по нашим подсчетам, только за первые пять месяцев 2016 года продажи новых легковых автомобилей рухнули на 24%. А если сравнивать с 2014 годом, то график падения будет выглядеть как прямой путь в бездну.
|
---|
Тем не менее плюс 78 тысяч легковушек за прошлый год в Екатеринбурге откуда-то взялось. |
Паркоматы никого не смущают
Не очень помогает и организация платного парковочного пространства в Екатеринбурге. Зимой мы подводили итоги полутора лет работы паркоматов и пришли к выводу, что центр города не разгрузился, а количество ДТП на улицах с платной стоянкой только выросло. Очевидных причин тут несколько. Во-первых, штрафы за неоплату до сих пор не приходят, из-за чего за парковку платят менее половины горожан. Во-вторых, даже честные автомобилисты не всегда находят общий язык с барахлящими паркоматами. В-третьих, возможно, две тысячи машиномест — пока недостаточное количество для того, чтобы делать выводы. За это лето их станет на 500 больше.
|
---|
Общественный транспорт обновляется неуверенно
Пересадить привыкших к кондиционерам и подогревам екатеринбуржцев в трясущиеся и холодные трамваи и троллейбусы одними громкими заявлениями не получится. Тем более что сам Липович в уже упомянутом интервью сокрушался по поводу состояния городского общественного транспорта.
Евгений Липович, замглавы администрации Екатеринбурга:
— Я чаще езжу в выходные дни, в это время проблем с загруженностью нет. Но я не раз ездил в переполненном транспорте. Меня это злит, я хочу это изменить… Я знаю, что наш транспорт крайне некомфортен. Особенно старые модели. Трясет ужасно. Особенно в «гармошках».
Не балуют комфортом и частные перевозчики. Доходит до того, что водители маршруток чуть ли не бросаются на пассажиров с кулаками только лишь за просьбу продолжить движение, а не стоять по несколько минут на одной остановке, в погоне за прибылью ожидая пока «Богдан» забьется под завязку.
Добавьте к этому постоянно растущие цены за проезд и получите стабильный отток пассажиров. При чем из года в год ситуация только ухудшалась.
|
---|
Справедливости ради стоит отметить, что 2015 год стал исключением. По словам Александра Якоба, общий объем перевозок пассажиров на всем муниципальном транспорте за год увеличился на 15% по сравнению с предыдущим и составил 336,2 миллиона человек.
Если говорить о комфорте, то автобусный парк в Екатеринбурге все же постепенно обновляется. За два года на городские маршруты выпустили 109 низкопольных МАЗов И НефАЗов. Но и здесь не все гладко: скоро могут возникнуть проблемы с их заправкой, поскольку ездят они на метане. Борьба за экологию — вещь недешевая и головоломная.
С новыми трамваями все еще хуже. Осенью нам обещали 10 новых вагонов производства Уралтрансмаша. Два трамвая даже покатались пару месяцев по улицам Екатеринбурга. Однако по завершении испытаний чиновники горадминистрации нашли в них кучу недостатков. Но даже если бы таковых не было, то денег на покупку все равно не нашлось. Как итог — уральское предприятие начало переговоры о поставках с Самарой, а сами уральцы продолжили ездить на старых ненизкопольных трамваях.
|
---|
407-я модель с частично низким полом, вроде бы, приглянулась пассажирам, но — не судьба. |
«Новая экономическая реальность» и немолодеющий парк ТТУ все же заставляют искать варианты. Еще одна идея, посетившая головы свердловских властей, — сделать из старых вагонов новые. Они станут «частично низкопольными» и будут называться «Татра-ТЗ». По задумке, модернизацией должна заняться чешская компания «Прагоимекс» совместно с «Уралтрансмашем». Однако где разместят производство, пока неясно. Из самых свежих заявлений — привычное «переговоры ведутся». Не вселяет оптимизма.
|
---|
«Татра-ТЗ» уже катается по Москве. Если верить обещаниям, в Екатеринбурге трамваи должны появиться к ЧМ-2018 в количестве 60 штук. |
Оптимизация маршрутной сети пока ведется только на бумаге
Прошлой осенью в мэрии всерьез задумались об оптимизации маршрутной сети общественного транспорта. За исследовательские и дипломатические работы пообещали 9,5 млн рублей. Победителем тендера стала екатеринбургская организация «Город.PRO», которая позже привлекла к проекту американца Джаррета Уокера.
Кроме того, в апреле два дня гостил итальянский эксперт Лука Гуало из компании Sistematica MLab. Итогом визита стало часовое выступление иностранца, на котором много говорилось о пробках, низкой пропускной способности, плохой связанности районов города, низкого качества дорог и комфорта в общественном транспорте. Чиновники выслушали, согласились и решили и дальше приглашать урбанистов «со стороны». Словом, пока никакой конкретики.
|
---|
Концептуальный пример: трамвайная сеть Екатеринбурга на основе 9 маршрутов. |
Велосипед в Екатеринбурге — сезонный и неудобный транспорт
Еще одна спорная идея — пересадить екатеринбуржцев на велосипеды, коль уж покупать трамваи и автобусы дорого, а перекройка транспортной сети — дело не одного месяца.
Спорить можно долго, но пока в городе всего 22 километра велодорожек. И даже там, где они есть, большинство водителей двухколесных продолжают мешать и водителям, и пешеходам. А тонкостей в правилах дорожного движения так много, что можно с уверенностью сказать, что почти никто с ними не знаком.
|
---|
Более того, тема становится актуальной только в теплое время года, после того, как организаторы «Майской прогулки» хвастаются ежегодно растущим числом участников. Но уже в октябре проблемы с дорожками забываются, а редкий велосипедист на улице в какие-нибудь минус 15 по Цельсию — лишь повод для мемов в соцсетях.
Фото: архив 66.ru; Jarrett Walker + Associates; пресс-служба администрации Екатеринбурга
Но даже в текущей ситуации метро жителям не нужно, т.к. за него не стали голосовать...
Сколько протестов против точечной застройки было передано властям? По фигу, строят дальше.
А тут метро - крайне затратное мероприятие. Метро нужно очень, но если и будет оно то очень не скоро.
Метрополия и её колонии имеют разный уровень жизни.
О том, что машин много и пробки только из-за их количества? Да хрен бы там!
Типичный пример - ул. Токарей, каждое утро там езжу. Перед Татищева и после неё всё стоит колом, но, неожиданно, через 100 метров после Татищева - пробка исчезает, еще до перекрестка с Ключевской. Почему? А потому, что там делали трубы, которые закопали так, что на дороге огромные ямы и все перелезают через них кое-как.
А так-то, да... Город не виноват, виноваты автомобилисты.
Ничего не изменится на дорогах от его наличия. Даже если 20 процентов водителей исчезнет с дорог, так как им удобнее будет на метро, их место тут же займут новоиспеченные водители, не хватит местных, так из Первоуральска приедут. А наземный транспорт, потеряв своих пассажиров, будет еще хуже и реже ходить.
Вы предлагаете зарыть в землю сотни миллиардов и ничего этим не достигнуть?
На машине быстрее, но вертеться по городу.. та же работа. В машине толком не получается слушать аудиокниги, слишком уж внимание отвлекается на дорогу, потом приходится перематывать, что уже отвлекает от дороги, а это опасно.
Ездил полтора месяца на велосипеде (по тротуарам конечно, страшно по дороге), ездил пока не сбила машина.. на тротуаре... В целом на велике понравилось, теперь то я не буду в числе тех, кто каждый год жалуется про "малоснежное уральское лето", лето было, я его видел много раз, а не все в офисе просидел 8)).
Хотя конечно во всем этом много нюансов, на общ.транспорте езжу только на коммерческом, его больше, он быстрее, меньше стоит на остановках. Мне повезло что на работу надо ехать не в час пик, а попозже, когда набито не так битком.