Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Непобедимая автомобилизация: пять причин нарастающего транспортного ада в Екатеринбурге

1 июля 2016, 11:58
Непобедимая автомобилизация: пять причин нарастающего транспортного ада в Екатеринбурге
Фото: архив 66.ru
Личный автомобиль есть у половины жителей уральской столицы. Они не боятся паркоматов, но их пугают некомфортные трамваи и дикие маршрутки. Они не хотят пересаживаться на велосипеды, и даже перспектива оставить подвеску в ямах на какой-нибудь Армавирской не заставит это сделать. Прочитав этот текст, вы вряд ли еще когда-нибудь удивитесь семибалльным пробкам. А дальше будет только хуже.

Отчитываясь на этой неделе перед депутатами Гордумы, глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб фактически расписался в тщетности усилий городских властей пересадить жителей уральской столицы на общественный транспорт.

Из отчета Александра Якоба:

— Количество легковых авто за 2015 год увеличилось на 78 тыс. единиц и составило 696,5 тыс. На тысячу человек населения приходится более 400 машин.

Еще несколько лет назад замглавы администрации Евгений Липович в интервью Порталу 66.ru открыто сформулировал свою позицию: личные автомобили должны уступить место трамваям и троллейбусам, «как в Европе».

С тех пор прошло три года, однако статистика говорит о том, что чем дальше, тем все больше екатеринбуржцев предпочитает передвигаться по городу на личном авто. Если в 2000 году доля трудовых поездок на личном транспорте составляла 15%, в 2007 — 33%, то в 2015 году — уже свыше 50%. И на то есть пять причин.

Кризис не помог

Казалось бы, на помощь чиновникам-урбанистам должен был прийти кризис: по нашим подсчетам, только за первые пять месяцев 2016 года продажи новых легковых автомобилей рухнули на 24%. А если сравнивать с 2014 годом, то график падения будет выглядеть как прямой путь в бездну.

Тем не менее плюс 78 тысяч легковушек за прошлый год в Екатеринбурге откуда-то взялось.

Паркоматы никого не смущают

Не очень помогает и организация платного парковочного пространства в Екатеринбурге. Зимой мы подводили итоги полутора лет работы паркоматов и пришли к выводу, что центр города не разгрузился, а количество ДТП на улицах с платной стоянкой только выросло. Очевидных причин тут несколько. Во-первых, штрафы за неоплату до сих пор не приходят, из-за чего за парковку платят менее половины горожан. Во-вторых, даже честные автомобилисты не всегда находят общий язык с барахлящими паркоматами. В-третьих, возможно, две тысячи машиномест — пока недостаточное количество для того, чтобы делать выводы. За это лето их станет на 500 больше.

Общественный транспорт обновляется неуверенно

Пересадить привыкших к кондиционерам и подогревам екатеринбуржцев в трясущиеся и холодные трамваи и троллейбусы одними громкими заявлениями не получится. Тем более что сам Липович в уже упомянутом интервью сокрушался по поводу состояния городского общественного транспорта.

Евгений Липович, замглавы администрации Екатеринбурга:

— Я чаще езжу в выходные дни, в это время проблем с загруженностью нет. Но я не раз ездил в переполненном транспорте. Меня это злит, я хочу это изменить… Я знаю, что наш транспорт крайне некомфортен. Особенно старые модели. Трясет ужасно. Особенно в «гармошках».

Не балуют комфортом и частные перевозчики. Доходит до того, что водители маршруток чуть ли не бросаются на пассажиров с кулаками только лишь за просьбу продолжить движение, а не стоять по несколько минут на одной остановке, в погоне за прибылью ожидая пока «Богдан» забьется под завязку.

Добавьте к этому постоянно растущие цены за проезд и получите стабильный отток пассажиров. При чем из года в год ситуация только ухудшалась.

Справедливости ради стоит отметить, что 2015 год стал исключением. По словам Александра Якоба, общий объем перевозок пассажиров на всем муниципальном транспорте за год увеличился на 15% по сравнению с предыдущим и составил 336,2 миллиона человек.

Если говорить о комфорте, то автобусный парк в Екатеринбурге все же постепенно обновляется. За два года на городские маршруты выпустили 109 низкопольных МАЗов И НефАЗов. Но и здесь не все гладко: скоро могут возникнуть проблемы с их заправкой, поскольку ездят они на метане. Борьба за экологию — вещь недешевая и головоломная.

С новыми трамваями все еще хуже. Осенью нам обещали 10 новых вагонов производства Уралтрансмаша. Два трамвая даже покатались пару месяцев по улицам Екатеринбурга. Однако по завершении испытаний чиновники горадминистрации нашли в них кучу недостатков. Но даже если бы таковых не было, то денег на покупку все равно не нашлось. Как итог — уральское предприятие начало переговоры о поставках с Самарой, а сами уральцы продолжили ездить на старых ненизкопольных трамваях.

407-я модель с частично низким полом, вроде бы, приглянулась пассажирам, но — не судьба.

«Новая экономическая реальность» и немолодеющий парк ТТУ все же заставляют искать варианты. Еще одна идея, посетившая головы свердловских властей, — сделать из старых вагонов новые. Они станут «частично низкопольными» и будут называться «Татра-ТЗ». По задумке, модернизацией должна заняться чешская компания «Прагоимекс» совместно с «Уралтрансмашем». Однако где разместят производство, пока неясно. Из самых свежих заявлений — привычное «переговоры ведутся». Не вселяет оптимизма.

«Татра-ТЗ» уже катается по Москве. Если верить обещаниям, в Екатеринбурге трамваи должны появиться к ЧМ-2018 в количестве 60 штук.

Оптимизация маршрутной сети пока ведется только на бумаге

Прошлой осенью в мэрии всерьез задумались об оптимизации маршрутной сети общественного транспорта. За исследовательские и дипломатические работы пообещали 9,5 млн рублей. Победителем тендера стала екатеринбургская организация «Город.PRO», которая позже привлекла к проекту американца Джаррета Уокера.

Кроме того, в апреле два дня гостил итальянский эксперт Лука Гуало из компании Sistematica MLab. Итогом визита стало часовое выступление иностранца, на котором много говорилось о пробках, низкой пропускной способности, плохой связанности районов города, низкого качества дорог и комфорта в общественном транспорте. Чиновники выслушали, согласились и решили и дальше приглашать урбанистов «со стороны». Словом, пока никакой конкретики.

Концептуальный пример: трамвайная сеть Екатеринбурга на основе 9 маршрутов.

Велосипед в Екатеринбурге — сезонный и неудобный транспорт

Еще одна спорная идея — пересадить екатеринбуржцев на велосипеды, коль уж покупать трамваи и автобусы дорого, а перекройка транспортной сети — дело не одного месяца.

Спорить можно долго, но пока в городе всего 22 километра велодорожек. И даже там, где они есть, большинство водителей двухколесных продолжают мешать и водителям, и пешеходам. А тонкостей в правилах дорожного движения так много, что можно с уверенностью сказать, что почти никто с ними не знаком.

Более того, тема становится актуальной только в теплое время года, после того, как организаторы «Майской прогулки» хвастаются ежегодно растущим числом участников. Но уже в октябре проблемы с дорожками забываются, а редкий велосипедист на улице в какие-нибудь минус 15 по Цельсию — лишь повод для мемов в соцсетях.

Фото: архив 66.ru; Jarrett Walker + Associates; пресс-служба администрации Екатеринбурга